Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс принятия управленческих решений.
В ходе работы были решены следующие задачи: описание методов принятия управленческих решений, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы процесса принятия управленческих решений
1.1 Сущность, классификация и виды управленческих решений…………….3
1.2 Анализ методов принятия управленческих решений……………………..14
1.3 Способы оптимизации управленческих решений в организации………..24
2. Оценка эффективности системы управления
2.1 Определение параметров реального состояния предприятия………….27
2.2 Оценка эффективности системы управления……………………………..33
2.3 Расчет рентабельности организации управления структурными подразде¬лениями предприятия ………………………………………………………....35
3.Нормативно правовые основы создания кооператива
3.1. Понятие виртуальной организации………………………………………46
3.2. Исследовательская модель виртуальной организации……………….49
3.3. Цели и особенности виртуальной организации………………………….52
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы……………………………………………..57
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации.doc

— 924.00 Кб (Скачать)
 

Кафедра экономики и управления в строительстве

Курсовая  работа

По дисциплине «Теория организации»

          на тему: «Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации».

          Вариант 20 

                                                                     Шифр:

                                                                         Выполнила студентка

                группы  

                Проверил  ассистент 

                К защите____________________

                Дата________________________

                Подпись_____________________

                Члены комиссии______________ 
                 
                 
                 
                 

Брянск 2011

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Теоретические основы процесса принятия управленческих решений

    1. Сущность, классификация и виды управленческих решений…………….3
    2. Анализ методов принятия управленческих решений……………………..14
    3. Способы оптимизации управленческих решений в организации………..24

2. Оценка эффективности системы управления

    2.1 Определение параметров реального  состояния предприятия………….27

    2.2 Оценка эффективности системы управления……………………………..33

2.3 Расчет рентабельности организации управления структурными подразделениями предприятия ………………………………………………………....35

3.Нормативно правовые основы создания кооператива

3.1. Понятие виртуальной организации………………………………………46

3.2. Исследовательская модель виртуальной организации……………….49

3.3. Цели и особенности виртуальной организации………………………….52

Заключение……………………………………………………………………….55

Список используемой литературы……………………………………………..57

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.  

     Существуют  разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации. 

     Цель  данной курсовой работы – проанализировать процесс принятия управленческих решений. 

     В ходе работы были решены следующие  задачи: описание методов принятия управленческих решений, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений  в организации.   Предметом работы являются управленческие решения на предприятии, методы их принятия.         Объект работы - предприятие  ОАО «Небоскреб». 

                                                     

     

1. Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации 

    1. Сущность, классификация и  виды управленческих решений
 

   Принятие  решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями. Менеджер в течение своей деятельности вынужден постоянно принимать решения, он накапливает определенный опыт в этой области. Во многом технология управления зависит от личных качеств руководителя, его национальных особенностей, особенностей управления принятых в той или иной стране. Управленческое решение это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.       Управленческое  решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации,  экономического  обоснования  и  выбора  альтернативы  из множества вариантов достижения конкретной цели.   Классификация управленческих решений:      - значимость     принимаемых    решений       - степень активности  участников  процесса  управления    - содержательный   аспект   управленческого         - временной   фактор,   сопряженный   с  целеполаганием      - уровень коллегиальности при организации разработки    

   

   Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток  личности менеджера, причастного к  их появлению на свет.  В связи с этим принято различать:  уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

   Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно, прежде чем  приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

     Импульсивные решения, авторы  которых легко генерируют самые  разнообразные идеи в неограниченном  количестве, но не в состоянии  их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

     Инертные решения становятся  результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные  и уточняющие действия преобладают  над генерированием идей, поэтому  в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

   Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в  тщательном обосновании своих гипотез  и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

   Осторожные  решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.    Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации . 

   

   Под качеством управленческих решений  следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести: законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения; четкую формулировку цели для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты; объём и ценность располагаемой информации для успешного принятия управленческого решения главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров; время разработки, как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков); организационные структуры управления; формы и методы осуществления управленческой деятельности; методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует методика одна, если следует за другими иная); субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.); систему экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческих решений. Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.         Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий и этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.

   

   

   Понятие «решение» в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. 
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощь определенных правил. 
Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.).      Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки: 
возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения; 
наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение; 
необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его через борьбу мотивов и мнений. 
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.      Само по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность. 
Часто бывает необходимо несколько поступиться одной из характеристик (например, надежностью), с тем, чтобы получить выигрыш в другой (например, в затратах). Задачей лица, принимающего решения, является отыскание альтернатив, представляющих собой оптимальный компромисс при учете всех рассматриваемых факторов.      В некоторых случаях оптимальный компромисс можно найти, обращаясь к научным методам принятия решений, т. е. используя математические методы оптимизации, теорию вероятностей, математическую статистику или теорию полезности. В других случаях принятие решений является исключительно сложным вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет неколичественных человеческих факторов и суждений о ценности. Однако наиболее часто при принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться одновременно. 
В настоящее время в этой области интенсивно внедряются количественные методы.            Существуют методические подходы, используемые на этапе подготовки решения. Из них выделяют: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, ситуационный, количественный.
 
 

 
 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Рисунок 1 - Процесс принятия решения 
 

Стадия 1.

Признание необходимости решения.

      Главная задача состоит в правильной постановке цели решения. Любой  процесс принятия решения должен начинаться с осознания необходимости его принятия. Если исходить из того, что решение – это  организационная  реакция  на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен  на  признание   или  непризнание существующей в организации проблемы.   Признание проблемы является необходимым условием для ее  решения,  так как если проблема не существует для того,  кто принимает решения,  то  его принятие не состоится.      Первый тип  проблемы   необходимо  обнаружить  и  раскрыть,  второй  и   третий   – проявляются сами и требуют вмешательства менеджера.   Определение  проблемы  предполагает  получение   ответа  на  следующие вопросы:

    - Что действительно происходит  в организации?

    - Каковы причины происходящего?

    - Что за всем этим стоит?

  Определение  и   последующее   формулирование   проблемы   позволяют менеджеру  ранжировать  ее  в  ряду  других   проблем.   Ранжирование    - упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их  предпочтительности. При этом допускается  указание  на  равноценность  некоторых  объектов.  В основу ранжирования могут быть положены следующие факторы:

Информация о работе Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации