Анализ прибыли от продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - разработать пути максимизации прибыли от продаж ОАО «МЕТАЛЛОТОРГ».
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
• Рассмотреть теоретические аспекты и основные составляющие прибыли от продаж предприятия;
• Провести структурный и динамический анализ прибыли от продаж;
• Провести факторный анализ прибыли от продаж.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………….…….4
1.1 Сущность и роль прибыли в деятельности предприятия …….…………..4
1.2 Сущность и основные составляющие анализа прибыли от продаж предприятия …….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ОАО «МЕТМЛЛОТОРГ»….17
2.1 Краткая характеристика ОАО «МЕТАЛЛОТОРГ»………………………..17
2.2 Структурный и динамический анализ прибыли от продаж ОАО «МЕТАЛЛОТОРГ»................................................................................................192
2.3 Факторный анализ прибыли от продаж ОАО «МЕТАЛЛОТОРГ»………20
2.4 Пути максимизации прибыли от продаж ОАО «МЕТАЛЛОТОРГ»……..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ №1……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 80.22 Кб (Скачать)

    Очевидно, что вся прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, разделяется  на прибыль увеличивающую стоимость  имущества (т.е. участвующую в накоплении) и прибыль, направляемую на потребление (не увеличивающую стоимость имущества). Если прибыль не расходуется она  остается как нераспределенная прибыль  прошлых лет и увеличивает  размер собственного капитала. Наличие  такой прибыли свидетельствует  о наличии источника для дальнейшего  развития предприятия.

    Прибыль предприятия является главной целью  предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом  осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

    Если  для собственников предприятия  получение высокого уровня прибыли  является вполне очевидным мотивом  предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли  столь же побудительным мотивом  деятельности наемных менеджеров предприятия  и остального его персонала.

    Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль  является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли  предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается  на уровне их заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия  приводит к обратным результатам  в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

    Для остального персонала уровень прибыли  предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом  их деятельности, особенно при наличии  на предприятии программы участия  наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости, но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

    Прибыль предприятия является критерием  эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень  прибыли предприятия в сравнении  с отраслевым характеризует степень  умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную  деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли  предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности, и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

    Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе  внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования  прибыли в процессе хозяйственной  деятельности, тем меньше потребность  предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При  прочих равных условиях - тем выше уровень  самофинансирования его развития, обеспечения  реализации стратегических целей этого  развития, повышения конкурентной позиции  предприятия на рынке. При этом в  отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно  воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного  хозяйствования осуществляется на расширенной  основе.

    Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может  возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном  управлении ликвидностью активов), но при прочих равных условиях предприятие  гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. 
 

1.2 Сущность и основные составляющие анализа прибыли от продаж предприятия

    Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с  целью осуществления которой  оно создано. Другими словами, основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль от реализации продукции, выполнения работ  или оказания услуг. Поэтому в  процессе анализа особое внимание будет  уделено динамике прибыли от реализации продукции и влиянию на нее  различных факторов.

    Прибыль от реализации продукции, работ и  услуг (прибыль от продаж) определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную  стоимость, акцизов и других аналогичных  обязательных платежей), себестоимостью реализованных товаров, работ и  услуг, коммерческих и управленческих расходов.

    В общем виде прибыль от реализации продукции (работ и услуг) представлена на (рис. 1.1) 

      

      

    Изменение прибыли от реализации продукции, работ  и услуг (П) в целом по предприятию  формируется под воздействием следующих  основных факторов: объема реализованной продукции (Vрп), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) и уровня цен (Цi). [12.с 65]

    П=∑(Vрп∙Удiii)

    Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации товарной продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Но данный показатель также может оказывать и отрицательное влияние на сумму прибыли: при увеличении объема реализации убыточной продукции приводит к уменьшению размера прибыли.

    Падение объема производства в нынешних экономических  условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости  принятия неотложных мер по обеспечению  роста объема производства рентабельной продукции на основе его технического обновления и повышения эффективности  производства. В свою очередь, совершенствование  расчетно-платежных отношений между  организациями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а, следовательно, росту прибыли.

    Вторым, не менее важным, фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение  уровня себестоимости продукции; если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а, следовательно, увеличению за счет этого прибыли.

    Фактором, напрямую определяющим величину прибыли  от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями и организациями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является зависящим от предприятия. Независящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется, прежде всего, качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т. д. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

    Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре  производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение  прибыли к полной себестоимости  этой продукции), тем больше прибыли  получит предприятие. Увеличение удельного  веса низкорентабельной или убыточной  продукции повлечет сокращение прибыли.

    Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таб. 1.1. 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.1

    Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции, тыс. руб.

 
    Показатель
Базисный период (0)     Данные  базисного периода, пересчитанные  на объем продаж отчетного периода Отчетный период (1)
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг (В) ∑(РПi0∙Ц i0)     ∑(РПi1∙Ц i0) ∑(РПi1∙Ц i1)
Полная  себестоимость реализованной продукции (З) ∑(РПi0∙С i0)          ∑(РПi1∙С i0)      ∑(РПi1∙Ц i1     
Прибыль (П)     В00     В1-01-0     В11
 

    Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а  затем базовую сумму прибыли  скорректировать на его уровень.

    Индекс  объема продаж исчисляют путем сопоставления  фактического объема реализации с базовым  в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном  выражении (если продукция неоднородна  по своему составу). На данном предприятии  его величина составляет:

    Iрп=

    Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  базовом уровне себестоимости и  цен. Для этого из условной выручки  нужно вычесть условную сумму  затрат:

    ∑(Vрпi1∙Ц i0) - ∑(Vрпi1∙С i0) 

    Требуется подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре  и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого  из фактической суммы выручки  следует вычесть условную сумму  затрат:

    ∑(Vрпi1∙Ц i1)- ∑(Vрпi1∙С i0) 

    Порядок расчета данных показателей в  систематизированном виде представлен в таб. 1.2.

    Таблица 1.2

    Расчет  влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом  по предприятию

    
Показатель  прибыли     Факторы Порядок расчета
Объем продаж Структура продаж Цена Себестоимость
    П     Vрп     Уд     Ц     С     П
    П0     t0     t0     t0     t0     В00
    Пусл1     t1     t0     t0     t0     П0∙Iрп
    Пусл2     t1     t1     t0     t0     Вуслусл
    Пусл3     t1     t1     t1     t0     В1усл
    П1     t1     t1     t1     t1     В11

Информация о работе Анализ прибыли от продаж