Формирование цен на предприятиях и оценка ценообразующих факторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести экономическое исследование формирования цен на предприятии и оценка ценообразующих факторов.
Для достижения поставленной цели в работе я выделила и решила следующие задачи:
1. Рассмотреть основные функции цены, определить основные подходы к ценообразованию.
2. Раскрыть теоретическую сущность ценовой политики предприятий и стратегий ценообразования.
3. Провести анализ ценовой политики на конкретном предприятии.
4. Разработать рекомендации по усовершенствованию ценовой политики предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценовой политики предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Сущность, цели и задачи ценовой политики, стратегия ценовой политики…………………………………………………………………………...5
1.2. Формирование ценовой политики предприятия: поэтапное руководство………………………………………………………………………13
Глава 2. Особенности политики ценообразования компании «Цептер»….....24
2.1. Характеристика компании «Цептер»………………………………………24
2.2. Анализ системы ценообразования в компании «Цептер»………………..29
2.3. Пути совершенствования ценовой политики компании «Цептер»……...35
Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

Формирование ценовой политики организации курсовая.docx

— 130.32 Кб (Скачать)

 

     Цена  единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении  затрат разными способами дана в  таблице 3.3.

     Таблица 3.3 - Определение цены с учетом способа  распределения постоянных затрат, тыс. руб.

  Себестоимость единицы Прибыль на единицу Цена  единицы
А Б В А Б В А Б В
По  способу 1 28,3 30,4 97,2 4,2 4,6 14,6 32,5 35,0 111,8
По  способу 2 35,5 36,8 56,8 5,3 5,5 8,5 40,8 42,3 65,3
По  способу 3 33,5 35,0 68,3 5,0 5,3 10,2 38,5 40,3 78,5

 

     Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос  и т.д.).

     Методика  расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий  России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования  для  компании «Цептер»относят:

     1) снижение ценовой конкуренции.  Этим методом пользуется большинство  фирм отрасли продажи продовольственных  товаров, их цены скорее всего  будут схожими, поэтому ценовая  конкуренция сводится к минимуму;

     2) равенство покупателей и продавцов.  При высоком спросе продавцы  не наживаются за счет покупателей  и вместе с тем имеют возможность  получить справедливую норму  прибыли.

     Однако  метод полных издержек имеет два  больших недостатка:

     - при установлении цены не принимаются  во внимание имеющийся спрос  на товар и конкуренция на  рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене  не будет пользоваться спросом,  а продукция конкурентов может  быть лучше по качеству и  более известна покупателю благодаря  рекламе и т.п.;

     - отнесение на себестоимость товара  постоянных издержек, которые являются  условными и искажают подлинный  вклад продукта в доход предприятия.

     Метод полных затрат наиболее распространен  в ценовой стратегии компании «Цептер», так как это оптовое предприятие с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров.

     Сущность  метода прямых затрат (метод минимальных  издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем  добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия  в целом, не распределяются по отдельным  товарам, а погашаются из разницы  между суммой цен реализации и  переменными затратами на реализацию продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».

     При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель  не будет оценивать свою продукцию.

     Если  в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с реализацией  продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем  прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных  наценок постоянные расходы, определяют прибыль от реализации продукции.

     Определение цены методом прямых затрат в ОАО  «Спасскцемент» на примере набора бумажных салфеток  рассматривается в таблице 3.4. 

     Таблица 3.4 - Определения цены продукции методом  прямых затрат

Предполагаемая  цена 1 набора, тыс. руб. 36,00 32,00 30,00 28,00
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых), тыс.руб. 8,58 8,46 8,40 8,34
«Маржинальная»  прибыль на единицу продукции, тыс.руб. 9,42 7,54 6,60 5,66
Ожидаемый объем продаж, шт 400 600 800 900
Суммарная «маржинальная» прибыль, тыс.р. 3768 4524 5280 5094
Постоянные  затраты, тыс.р. 3000 3000 3000 3000
Реализованная прибыль, тыс.р. 768 1524 2280 2094

 

     Из  данного расчета видно, что наибольшую прибыль компания «Цептер» получит при продаже 800 наборов бумажных салфеток по цене 30 руб.

     Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное  сочетание объемов реализации, цен  реализации и расходов по реализации продукции. Однако он может быть с  уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются  неиспользованные резервы и когда  все постоянные расходы возмещаются  в ценах, установленных из текущего объема реализации.

     В практике оптовых и розничных  продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них  осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее  определить величину прибыли, которую  необходимо получить в целом от продажи  данного товара, можно легко и  без ущерба для финансовой деятельности компании «Цептер» контролировать величину снижения цен.

     В данном случае при расчете цены компания «Цептер» использует метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле: 

     Р s = Рр х (1 + т),  

     где Ps — цена продажи;

     Рр  — цена приобретения;

     т — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

     Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент  наценки на основе цены приобретения товара.

     Выражение коэффициента повышения цены от цены продажи через коэффициент повышения  цены от себестоимости называется восстановлением  себестоимости. И наоборот, выражение  коэффициента повышения цены от себестоимости  через коэффициент повышения  цены от цены продажи называется восстановлением  цены продажи.

     Рассмотрим  использование данного метода для компании «Цептер». Издержки обращения за 1 набор кастрюль равна 62 тыс. руб.

     Сумма наценки — 2,9 тыс. руб.

     Процент наценки на себестоимость составляет:

     2,9 тыс.руб. / 62 тыс.руб. х 100 = 4,68%.

     То  же на основе цены реализации:

     2,9 тыс.руб. / (62 тыс.руб. + 2,9 тыс.руб.) х 100 = 4,47%.

     Выше  перечисленные методы определения  цен базируются на суммировании издержек компании «Цептер».

     Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а  предприятия, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность издержки обращения. Издержки обращения представляют собой общественно  необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций  и задач.

     Издержки  обращения учитываются на всех стадиях  ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции  включаются расходы по сбыту, и, заканчивая розничной продажей, когда в розничной  цене отражаются издержки оптовой и  розничной торговли.

     Рассмотрим  состав и структуру издержек обращения  по данным за 2009-2011 гг., которые представлены в таблице 3.5.

     Анализ  структуры издержек обращения показывает, что торговая деятельность компании «Цептер» не является трудоемкой, поскольку затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальные нужды составляют более 5% издержек обращения. 

     Таблица 3.5 - Состав издержек обращения ОАО  «Спасскцемент»

Статьи  затрат 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Сумма, тыс.р. Уд. вес, % Сумма, тыс.р. Уд. вес, % Сумма, тыс.р. Уд. вес, %
Амортизация основных средств 395,82 6,5 349,23 5,3 510,59 7,1
Аренда  помещений, земли  109,61 1,8 131,79 2,0 180,95 2,5
Заработная  плата с отчислениями 359,28 5,9 362,41 5,5 371,87 5,2
Канцтовары, расходные материалы  170,51 2,8 144,96 2,2 173,16 2,4
Консультационные, нотариальные, коммунальные услуги, услуги связи  304,48 5,0 316,29 4,8 378,78 5,2
Охрана  121,79 2,0 138,38 2,1 171,49 2,4
Прочие  97,43 1,6 79,07 1,2 117,47 1,6
Расходы буд.периодов 24,36 0,4 13,18 0,2 18,68 0,2
РСМ 1272,72 20,9 1219,02 18,5 1271,20 17,7
Транспортные  услуги, погрузка 1875,58 30,8 2438,04 34,0 1665,87 37,1
Э/энергия, т/энергия, отопление  1357,97 22,3 1588,02 24,1 1335,64 18,6
Итого 6089,55 100,0 6589,30 100,0 5189,74 100,0

 

     На  основании данных таблицы 3.5 можно  отметить, что наибольшую долю в  издержках обращения ОАО «Спасскцемент» составляют транспортные услуги (30-37%), что объясняется количеством арендуемых транспортных средств фирмы для перевозки товара. Также значительны расходы на отопление зданий и складов, затраты на электро- и теплоэнергию.

     Проблема  снижения издержек обращения в рыночных условиях должна рассматриваться в  разрезе управления издержками. Так  как рост издержек обращения в  большей степени зависит от внешних  факторов, предприятие не может на них повлиять.

     Часто, в подходе к управлению издержками самой распространенной является устаревшая точка зрения, согласно которой издержки должны быть снижены любой ценой  до самого низкого, ниже минимально допустимого  их уровня. В последнее время все  большее и большее распространение  получила вторая точка зрения на оптимальный  размер издержек обращения. Можно и  необходимо идти на дополнительные затраты  в целях увеличения оборота, привлечения  новых поставщиков и покупателей, повышения качества торгового обслуживания, создания привлекательного имиджа предприятия.

     Процесс управления издержками обращения компании «Цептер» включает:

     1) организацию информационного обеспечения  в соответствии с содержанием,  составом и структурой издержек, целевыми ориентирами;

     2) оценку способностей формирования  затрат в прошлом и плановом  периоде, т. е. оценку условий  функционирования торгового предприятия;

     3) полный анализ издержек обращения  в динамике и за текущий  период;

     4) прогнозирование размера и уровня  затрат различными методами при  разных объемах товарооборота  и прибыли и с учетом имеющихся  ограничений;

     5) планирование максимально и минимально  допустимых уровней затрат;

     6) нормирование затрат в разрезе  статей издержек;

     7) контроль и оперативное управление  издержками обращения с учетом  изменения условий функционирования  предприятия;

     8) совершенствование учета издержек  обращения;

     9) поиск резервов снижения и  введения их в действие.

     К основным резервам экономии издержек обращения на предприятии ОАО  «Спасскцемент» следует отнести:

Информация о работе Формирование цен на предприятиях и оценка ценообразующих факторов