Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.
Главная тенденция заключается в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).
В настоящее время в США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.
В моей работе исследуется международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
История и современное развитие франчайзинга 6
Преимущества и недостатки франчайзинга 10
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем 16
Классификации франчайзинга 19
Финансовые принципы построения франшизной системы 25
Доходы и расходы в системе франчайзинга 25
Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного предприятия 32
Законодательно - правовая база франчайзинга в России 42
Практическая часть 54
Заключение 80
Список используемой литературы 85

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 200.13 Кб (Скачать)

В отношении последнего следует  иметь в виду, что договоры франчайзинга заключаются на срок от 5 до 25 лет в зависимости от вида деятельности, и условия их продления обычно оговариваются при заключении договора.

Если говорить об обучении, то обычно предварительное обучение, которое в большинстве случаев входит в стоимость франшизы, предусмотрено лишь для франшизополучателя и не включает других лиц, имеющих отношение к функционированию будущего франшизного предприятия, в том числе наемных работников. При необходимости их обучение производится франшизодателем за дополнительную плату.

Если речь идет об организации районной франшизной сети, франшизодатель сам может потребовать присутствия на учебной сессии будущих менеджеров корпоративных франшизных предприятий.

Дополнительный доход  может приносить также и плата за присутствие и помощь инструктора при открытии франшизного предприятия и в начальный период его работы. Однако эта услуга может быть предусмотрена договором франчайзинга и ее оплата полностью или частично включена в стоимость франшизы.

Отдельно хотелось бы остановиться на арендной плате. Понятно, что доход от аренды франшизодатель может получать только в том случае, если является владельцем недвижимости или выступает в качестве субарендодателя.

За рубежом, с учетом насыщенности рынка потребительских товаров  и услуг, а также ограниченной доступности выгодных мест расположения франшизных точек, аренда становится серьезной  статьей дохода. В России в последние  годы этот процесс также набирает темп.

Для франчайзинга возможности  использования аренды в качестве источника дохода особенно актуальны, учитывая, что для франшизополучателя необходимость собственного строительства или аренды (за исключением конверсионных предприятий) - неизбежная мера. Участие франшизодателя в решении этой проблемы не только значительно облегчает финансовые трудности, с которыми неизменно сталкивается каждый франшизополучатель, но и укрепляет взаимозаинтересованность сторон.

Оставив на время дополнительные источники поступлений в бюджет франшизодателя, рассмотрим подробнее  первоначальную стоимость франшизы и регулярные периодические платежи (роялти).

Так как это основные источники дохода компании - франшизодателя, центральный вопрос при разработке франшизного договора - определить сумму выплат в каждом конкретном случае.

Доход, который получает франшизодатель, в конечном счете, зависит  от объема и качества услуг, предоставляемых  владельцу франшизы. Этого дохода должно быть достаточно, чтобы покрыть расходы по управлению франчайзинговой системой и получить прибыль.

Конечно, желание получить максимальную выгоду естественно для  любого предпринимателя. Однако при определении размера данных выплат следует, прежде всего, стремиться к достижению оптимального баланса между интересами франшизодателя и владельца франшизы, поскольку конечная цель партнерства под названием франчайзинг - это максимизация прибыли обеими сторонами договора.

Стоимость франшизы в разных отраслях варьируется в пределах от 10 до 1000 тыс. долл. и выше и зависит  от целого набора показателей, прежде всего престижности товарного знака, конкурентоспособности бизнеса  и его рейтинга. Естественно, что  франшиза McDonald's обойдется в несколько раз дороже, чем франшиза небольшой сети ресторанов местного значения.

Стоимость определяется и  размером эксклюзивной территории, расположением франшизного предприятия и результатами исследования местного рынка маркетологами компании. Не следует недооценивать и субъективный фактор, т. е. личное мнение франшизодателя о ценности своего франшизного бизнеса.

Значительное влияние  на стоимость франшизы может оказать  форма сделки: цена, предложенная субфраншизодателем, как правило, на 10-15% выше цены прямой сделки с компанией - франшизодателем, а при продаже пакета франшиз на освоение района скидка на стоимость индивидуальной франшизы может доходить до 30%.

Размер текущих платежей (роялти) определяется теми же факторами, что и стоимость франшизы. В  отдельных редких случаях величина роялти может достигать и 20% от валового дохода. Правда, тогда можно рассчитывать, что компания - франшизодатель окажет всевозможную финансовую поддержку при приобретении франшизы и создании франшизного предприятия.

Начальные расходы франшизополучателя по организации бизнеса не ограничиваются приобретением франшизы и включают расходы, часть которых также поступает в бюджет франшизодателя.

Обязательные платежи  продолжают регулярные отчисления в централизованный рекламный фонд, средства из которого расходует франшизодатель на организацию массовых рекламных кампании и стимулирование сбыта своей продукции.

Естественно, что проводимые рекламные кампании направлены на укрепление рыночных позиций франчайзинговой системы в целом и не могут учитывать специфические интересы каждой индивидуальной франшизы.

Например, для Burger King главным конкурентом в национальном масштабе является McDonald's, и, соответственно, основная направленность рекламы будет сосредоточена на укреплении позиций франшизной системы по отношению к безусловному лидеру на рынке фаст - фуда.

Таким образом, для владельца  данного франшизного предприятия  наличие общего рекламного фонда не исключает расходов на организацию собственной локальной рекламы, так как фактическая отдача от обязательных рекламных отчислений не соответствует конкретным потребностям местного рынка.

С точки зрения франшизодателя, поскольку проводимые рекламные  мероприятия обслуживают и потребности  в рекламе его собственных  филиалов и предприятий, поступающие  в рекламный фонд платежи можно  расценивать как доход или  покрытие собственных расходов за счет сторонних организаций.

Отдельную статью расходов составляет комплексное обучение. Несмотря на то, что стоимость первоначального обучения и учебных материалов, как уже говорилось, входит в стоимость франшизы, сопутствующие расходы на транспорт, проживание и питание покрываются за счет обучаемого.

Также надо учитывать, что  специально оборудованные франчайзинговые  учебные центры, как правило, расположены  в главных, реже в региональных офисах компаний - франшизодателей и что  очень немногие франшизодатели соглашаются  на проведение предварительного обучения на месте, т. е. на открывающемся новом франшизном предприятии, и эта статья расходов представляется значительной.

К тому же, если возникает  необходимость обучения совладельцев, членов семьи или работников будущего франшизного предприятия, а сам  владелец предприятия не уверен, что  сможет грамотно справиться с этой задачей, дополнительные расходы также  неизбежны для франшизополучателя.

Не стоит забывать о текущем обучении владельцев франшиз в форме краткосрочных курсов повышения квалификации, семинаров или платных учебных сессий в рамках конференций франшизополучателей. Нельзя сказать, чтобы присутствие на них было строго обязательным, но большинство зарубежных франшизополучателей считают необходимым быть в курсе последних нововведений в области технологий и управления. К тому же часто семинары затрагивают такие жизненно важные аспекты предпринимательской деятельности, как конкурентоспособное ценообразование, грамотное ведение бухучета, эффективные способы ухода от налогообложения и пр.

Применительно к России можно  рекомендовать будущим владельцам франшиз пройти специализированное обучение в Москве в Школе профессионального  франчайзинга.

Неизбежными для франшизополучателя являются расходы на ремонт и переоборудование помещений в соответствии с дизайном компании - франшизодателя.

Поскольку торговая марка  и конкретный имидж имеют первостепенное значение при франчайзинге, большинство  франшизодателей настаивают на определенном внешнем облике франшизного предприятия. При организации нового франшизного  предприятия стоимость этих работ  целиком покрывается за счет франшизополучателя за исключением тех случаев, когда  он арендует или покупает готовые  площади у франшизодателя или  его агентов.

Подобная практика часто  позволяет намного уменьшить  расходы, причем известны примеры, когда, приобретая помещения, отстроенные  компаниями - франшизодателями, франшизополучателям  удавалось сэкономить на услугах  сторонних строительных компаний до 30 тыс. долл.

Значительную статью расходов франшизополучателя составляет оплата технического оснащения предприятия. Франшизодатель, как правило, поставляет и устанавливает технологические линии и оборудование в соответствии со своей спецификацией. При этом аренда или продажа оборудования происходит или непосредственно у франшизодателя, или через уполномоченных дилеров и поставщиков.

Продукция, сырье и материалы, необходимые для функционирования франшизного бизнеса, также традиционно  поступают через систему снабжения  компании - франшизодателя. Согласно требованиям  франшизодателя, на франшизном предприятии  к моменту открытия должен иметься  запас продукции или сырья  как минимум на первый месяц работы.

За рубежом неотъемлемой частью любого бизнеса также является страхование. При франчайзинге сумма и виды страхования, которое во всех случаях полностью осуществляется за счет франшизополучателя, определены отдельной статьей франшизного договора, включая защиту фасадных окон от актов вандализма и других террористических актов.

Определенная часть средств  уходит на оплату всевозможных сборов и лицензий в зависимости от специфики франшизного бизнеса. В России в качестве примера можно привести ряд сборов, уплачиваемых предпринимателями в местный бюджет. При организации франшизных ресторанов потребуется оплата лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями.

Следует упомянуть еще  об одной важной статье бюджета франшизополучателя, которая традиционно фигурирует в договорах франчайзинга. Речь идет об оборотных средствах, за счет которых в случае необходимости покрываются текущие издержки (кассовые разрывы) отрицательного баланса, неизбежные в первые годы работы франшизного предприятия.

Подстраховывая свою франчайзинговую  систему от риска, многие зарубежные франшизодатели требуют наличия  значительных оборотных средств  на момент заключения франшизного договора.

 

2.2. Финансовая  поддержка и помощь в развитии  франшизного предприятия

 

Сейчас интернет - технологии оказывают мощную финансовую поддержку в развитии франшизного предприятия. Интенсивное развитие компьютерных технологий позволило франшизодателям рассмотреть возможность использования интернета для маркетинга продукции и услуг франчайзинговых систем.

Электронные каталоги товаров и услуг составляются централизованно компанией - франшизодателем таким образом, что дают возможность покупателю связаться напрямую с наиболее удобным для него франшизным предприятием. Заказы, посылаемые на электронный адрес франшизодателя, автоматически отсылаются либо на ближайший склад, либо в электронную сеть владельцев франшиз. Такая система не позволяет компании - франшизодателю вступать в конкуренцию с собственными франшизополучателями.

Практика показала, что интернет может стать мощным рычагом продаж, особенно если предлагаемые товары и услуги подходят по профилю пользователям сети.

Проблема финансирования франшизных предприятий существовала на протяжении всего периода развития франчайзинга.

Если вспомнить историю, уже  в первые послевоенные годы демобилизованные американские военнослужащие получали кредиты на приобретение франшиз в Администрации ветеранов. Другое дело, что в зависимости от уровня развития экономики и предпринимательства предъявлялись различные требования как к лицам, заинтересованным в приобретении франшиз, так и к объему стартового капитала.

Постепенно менялся профиль  сторон договора франчайзинга и их подход к бизнесу. Традиционного  владельца франшизы в лице частного предпринимателя, сколотившего небольшой  капитал и мечтающего открыть  собственный бизнес, не имея при  этом конкретного опыта, стали активно  теснить франшизополучатели нового типа.

Среди них выделились, во-первых, владельцы  действующих франшиз с хорошей  репутацией и достаточным капиталом, готовые расширять бизнес за счет создания новых франшизных предприятий, а во-вторых - инвестиционные группы, заинтересованные вкладывать финансовые средства в создание франшизных сетей, или крупные компании, желающие диверсифицировать свою деятельность.

Этот процесс получил  широкое распространение за рубежом. В России, где внедрение франчайзинга началось с опозданием на целое столетие, сегодня сложилась парадоксальная ситуация.

Опыт международного франчайзинга дает многочисленные примеры новых  тенденций и фактов развития франшизной системы в целом, но сама ситуация на российском рынке не благоприятствует надежным инвестициям, обостряя и без того сложные проблемы с финансированием для малого бизнеса. Поэтому, не отрицая возможности вовлечения во франчайзинг крупного бизнеса, следует признать, что потенциальный франшизополучатель из числа мелких предпринимателей, на которого могут делать ставку компании - франшизодатели, не отличается ни деловым опытом, ни наличием достаточных средств.

Вместе с тем франшизодатели сами умело приспосабливаются к изменению ситуации на рынке. За рубежом, отвечая требованиям владельцев франшиз, они должны были скорректировать свою стратегию не только в отношении новых форм деятельности, но и в отношении обеспечения источников финансирования. Нельзя сказать, что поиск надежного, состоятельного франшизополучателя стал совершенно неперспективен.

Информация о работе Франчайзинг