Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.
Главная тенденция заключается в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).
В настоящее время в США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.
В моей работе исследуется международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
История и современное развитие франчайзинга 6
Преимущества и недостатки франчайзинга 10
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем 16
Классификации франчайзинга 19
Финансовые принципы построения франшизной системы 25
Доходы и расходы в системе франчайзинга 25
Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного предприятия 32
Законодательно - правовая база франчайзинга в России 42
Практическая часть 54
Заключение 80
Список используемой литературы 85

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 200.13 Кб (Скачать)

Классическое сочетание  ноу-хау компании - франшизодателя и капитала франшизополучателя по-прежнему срабатывает с новым поколением инвесторов, а также в отраслях, не требующих больших вложений, например в товарном франчайзинге. Однако в деловом франчайзинге, позиции которого в последние десятилетия укрепляются именно за счет вовлечения широких масс мелких предпринимателей, оказание владельцам франшиз финансовой помощи со стороны франшизодателя стало обычным явлением.

По данным зарубежной статистики, 25% компаний - франшизодателей предоставляют те или иные финансовые льготы своим франшизополучателям.

Формы финансовой поддержки франшизодателей многообразны и включают не только льготный режим начальных платежей, но и прямое финансирование будущих франшизных предприятий. Из форм косвенного финансового содействия большое распространение получили скидки при продаже франшизополучателям технологического оборудования.

Средний западный франшизодатель обычно имеет наготове целый пакет  льгот, но даже если он и не берет на себя обязательства по их предоставлению, то, как правило, оказывает содействие в получении инвестиционного кредита. При этом помощь франшизодателя не ограничивается подготовкой необходимого пакета документов по инвестиционному проекту, включая бизнес - план будущего франшизного предприятия. Большую роль он может сыграть и в поиске конкретного инвестора по своим личным каналам, зачастую из числа банков и кредитных учреждений, постоянным клиентом которых он является.

Не следует забывать и  о положении на современном рынке  в целом, которое характеризуется  общим дефицитом капитала для  франшизополучателя и высокими процентными ставками кредита. Для малого бизнеса в России кредитная ставка в рублях составляет порядка 15-19% в зависимости от того, есть ли кредитная история у франшизополучателя.

В этой ситуации, учитывая ограниченность финансовых ресурсов и нестабильность рынка капитала, компании - франшизодатели вынуждены в дополнение к традиционным формам поддержки искать альтернативные методы финансирования.

Анализ выборки франшизных предложений американских компаний - франшизодателей выявил ряд интересных закономерностей финансовой поддержки, оказываемой франшизодателями при продаже франшиз.

Из 150 рассмотренных в  процессе исследования компаний 45% готовы оказать будущим франшизополучателям  один или несколько видов финансовой поддержки. Из числа тех, кто содействия не предоставляет, почти 29% участвуют в подготовке пакета документации по инвестиционному проекту и около 23% оказывают помощь в поиске конкретного инвестора.

Из числа выделенных выше 45% компаний, предоставляющих финансовую помощь, 23% оказывают косвенную финансовую поддержку, включая отсрочку платежей или краткосрочные ссуды (9,5%) и  скидку при продаже оборудования или лизинг (13,5%); 26% компаний - франшизодателей обеспечивают прямое финансирование: до 40% начальных затрат (21%) или от 40 до 80% (5%). При этом, как показывает логика расчетов, 4% компаний предоставляют и те и другие льготы одновременно.

Дальнейший анализ предложений по отраслям и видам деятельности показал, что наибольшую заботу об успешном старте своих франшизных предприятий проявляют:

  • ремонтно-строительные фирмы и агентства по оформлению интерьеров, предлагающие санитарно-технические и декораторские работы и озеленение (55%);
  • компании - франшизодатели в сфере бытовых услуг, включая агентства по уборке помещений, прачечные и химчистки, 69% которых оказывают различную финансовую помощь своим франшизополучателям;
  • фирмы, оказывающие бизнес - услуги, включая аудит, бухгалтерский учет, предоставление временного персонала и брокерские услуги (54%).

К отсрочке платежей наиболее склонны уже упомянутые фирмы бизнес - сервиса (27%) и агентства по операциям с недвижимостью и соответствующим рекламным услугам (23%).

Оборудование в лизинг и скидки при продаже оборудования предоставляют прежде всего ремонтно-строительные и прочие фирмы (28%), оздоровительные и косметические центры (22%) и ресторанные сети (20%).

Прямое финансирование, покрывающее до 40% стартового капитала на открытие франшизного предприятия, из выделенных видов деятельности наиболее распространено среди категории франшизодателей, к которой были отнесены бытовые предприятия мелкой специализации (почтовые, копировальные и фотоуслуги), брачные агентства и пр. (25%), а также среди компаний бизнес - сервиса (23%), ремонтно-строительных и прочих фирм (22%).

До 80% начальных затрат готовы покрывать прежде всего франшизодатели в сфере бытовых услуг (12%) и в сфере отдыха, развлечений и туризма, включая центры детского развития и видеопрокат (12,5).

Восхищаясь заботливостью  зарубежных франшизодателей, следует, однако, иметь в виду, что любая финансовая поддержка рассчитана, прежде всего, на многообещающих покупателей франшиз, так называемых квалифицированных кандидатов. К ним в основном относятся районные франшизополучатели или субфраншизодатели, в которых компании - франшизодатели наиболее заинтересованы.

Конечно, в России - свои проблемы, но и у нас достаточно категорий населения, которые, как потенциальные франшизополучатели, заслуживают повышенного внимания со стороны компаний - франшизодателей. К их числу можно отнести, прежде всего, бывших военнослужащих, уволенных в запас в результате вывода советских войск из бывших союзных республик и стран - членов Варшавского договора, ветеранов Афганистана и Чечни.

Как показывают исследования, примерно половина из регистрируемых в России предприятий малого бизнеса так и не смогли развернуть свою деятельность из-за недостатка стартового капитала.

Отсутствие собственных средств сдерживало и будет сдерживать успешное развитие франшизных предприятий, но есть основания полагать, что благодаря специфическим особенностям франчайзинга рынок альтернативного финансирования в настоящий момент для них более благоприятен.

Какой бы ни была финансовая поддержка  со стороны франшизодателя, традиционный для бизнеса способ привлечения дополнительных средств - в виде кредитов - не теряет своего значения и при франчайзинге. Естественно, что для создания устойчивого механизма кредитования необходимы гарантии.

Как уже говорилось, процесс получения кредита покупателями франшиз часто контролируется франшизодателями, которые, как правило, имеют прочные отношения, а часто и специальные договоренности с конкретными коммерческими банками по кредитованию своих франшизополучателей.

Благодаря таким налаженным связям партнерство с известной компанией - франшизодателем облегчает покупателю франшизы доступ к банковским кредитам, так как гарантирует надежность возврата кредитуемых средств.

Если же франшизодатель не выступает гарантом, предприниматель вынужден обеспечивать 100% суммы кредита личным имуществом, включая недвижимость и средства, вложенные во франшизное предприятие.

Правда, за рубежом получают распространение и другие системы гарантий для малого бизнеса. Например, в Великобритании франшизодатель может воспользоваться правительственной гарантией займов, обеспечивающей до 70% возврата кредитных средств. Создание аналогичного механизма в России смогло бы значительно облегчить финансовые проблемы покупателей франшиз, тем более что на сегодняшний день немногие франшизодатели готовы выступать гарантами в условиях российского рынка.

С удовлетворением можно отметить, что в целом позиция коммерческих банков по отношению к франчайзингу в последние годы во многом изменилась не только за рубежом, но и в России. С развитием и ростом франчайзинговых систем, кредитно-финансовые учреждения наконец-то пришли к выводу, что предоставление ссуд сторонам договора франчайзинга - выгодное и надежное вложение.

В настоящее время специализированные фонды и программы кредитования, которые направлены на поддержку как франшизополучателей, так и франшизодателей, наиболее широко распространены среди банков Канады, Австралии, Испании и Великобритании, имеющих департаменты франчайзинга и банковских менеджеров по франчайзингу. Улучшилось дело с привлечением банковских кредитов и в России: предлагаются среднесрочные кредиты (до двух-трех лет) под приемлемый для предпринимателей процент.

Трудно отрицать то, что большинство  банковских учреждений России по-прежнему неосведомлены о франчайзинге и потенциальных доходах от предоставления кредитов в этом секторе бизнеса. Однако крупнейшие банки различных франчайзинговых стран, постепенно укрепляя свое положение в мировой банковской системе, начинают получать доступ к зарубежным синдицированным кредитам, которые зачастую целенаправленно ориентированы на финансирование франчайзинговых сетей в разных странах.

В Великобритании отделение по финансированию франчайзинга впервые создал в 1981 г. National Westminster Bank. За последующие 15 лет им было предоставлено кредитов на сумму свыше $450 млн.

Вслед за National Westminster отделения по финансированию сектора франчайзинга создали Midland Bank, Lloyds Bank, Bank of Ireland и др.

Примечательно, что банки взяли на себя не только финансовые вопросы, но и «информирование клиентов и общественности об условиях и формах льготного предпринимательства, а также потенциальных франшизодателей о ситуации и потребностях соответствующих отраслей экономики, совместный анализ их предложений по развитию систем франчайзинга». Royal Bank of Scotland выступил в качестве спонсора Фонда обучения франшизодателей при Британской ассоциации франчайзинга.

Например, о своей готовности финансировать (в Москве и в 15 других регионах России) непосредственно франшизные предприятия заявил Пробизнесбанк. В частности, речь идет о сети быстрого питания Grillmaster

Помощь также оказывают государственные  и частные фонды франшизным предприятиям. Содействие государственных и частных фондов в финансировании франшизного бизнеса происходит, как правило, либо в виде прямого кредитования, либо путем гарантирования займов, предоставляемых коммерческими банками покупателям или владельцам франшиз.

Для России в целом характерно активное сотрудничество банков с отечественными и международными фондами в области финансирования малых предприятий. Например, к осуществлению совместной программы по выделению льготных кредитов приступила в Москве Американская корпорация по частным зарубежным инвестициям (Overseas Private Investment Corporation) для организации содействия в приобретении американских франшиз и внедрения их в России.

Наиболее известное государственное агентство в США - Администрация малого бизнеса - выступает гарантом коммерческих кредитов, предоставляемых двумя типами финансовых учреждений, аккредитованных при Администрации: кредитными и инвестиционными компаниями малого бизнеса (Small Business Lending/Investment Companies, SBLC/SBIC).

Отдельное внимание уделяется бывшим военнослужащим, подпадающим под  категорию ветеранов. Наиболее известной  программой является так называемая Инициатива перехода ветеранов к  франчайзингу, существующая с 1991 г. при  поддержке Международной франчайзинговой ассоциации и Госдепартамента США по делам ветеранов. Компании - франшизодатели, подключившиеся к данной программе, предоставляют скидку до 50% от стоимости франшизы или кредитуют франшизополучателя - ветерана на эту сумму по среднерыночной ставке процента.

Существующие фонды на данном этапе, как правило, собственными финансовыми средствами не обладают, но пытаются содействовать предпринимателям, в том числе франшизополучателям, в поиске источников финансирования и получении кредитов.

На правительственном сайте  Министерства экономического развития и торговли РФ в рамках мероприятий  по реализации Федеральной целевой  программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» создан Информационный портал Центра поддержки малого предпринимательства, где имеется специальный ресурс, посвященный франчайзингу и сайт Франчайзингового центра малого бизнеса).

Целью создания портала является создание в Интернете специализированной информационной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие и информационные потребности в сфере малого предпринимательства.

Большинство франшизных предприятий по совместным программам кредитования с отечественными и зарубежными фондами связаны с деятельностью американского Агентства по международному развитию (Agency for International Development), чье представительство было открыто в Москве еще в начале 1990-х гг.

В последние годы агентство регулярно предлагает проекты, непосредственно связанные с франчайзингом. Все они осуществляются на средства, перечисляемые Госдепартаментом США, и надо полагать, что американское правительство не случайно поощряет эту деятельность: распространение франчайзинга на российском рынке, несомненно, отвечает интересам американского бизнеса, прежде всего в лице крупных американских компаний - франшизодателей.

 

 

 

 

3. Законодательно - правовая база франчайзинга в России

 

Обращение к франчайзингу отечественных предпринимателей, как уже неоднократно говорилось, вызвано прежде всего потребностями развития в России рыночных отношений. Неудивительно, что новая правовая сфера, возникающая в нашей стране в связи с появлением франчайзинга, настойчиво требует специального законодательного оформления.

Договор франчайзинга - понятие новое для российского гражданского права, поэтому его основные положения во многом заимствованы из законодательства тех зарубежных стран, где франчайзинг за последние 30 - 40 лет получил наиболее широкое распространение.

Вместе с тем сам франшизный договор действует в рамках российского  договорного права, основные принципы которого закреплены в новом Гражданском  кодексе РФ. Целый ряд положений Кодекса вполне отвечает международным критериям.

Возвращаясь к вопросу о необходимости правового регулирования франчайзинга, отметим, что задача защиты интересов потребителей в российском законодательстве реализуется, прежде всего, через положение о государственной регистрации договора коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Информация о работе Франчайзинг