Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.
Главная тенденция заключается в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).
В настоящее время в США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.
В моей работе исследуется международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
История и современное развитие франчайзинга 6
Преимущества и недостатки франчайзинга 10
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем 16
Классификации франчайзинга 19
Финансовые принципы построения франшизной системы 25
Доходы и расходы в системе франчайзинга 25
Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного предприятия 32
Законодательно - правовая база франчайзинга в России 42
Практическая часть 54
Заключение 80
Список используемой литературы 85

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 200.13 Кб (Скачать)

На заводе также имеются собственные  линии по производству мясных и молочных изделий, булочек, лаборатория контроля качества продукции и отдел сбыта.

В настоящее время в 37 городах России работают 172 ресторана McDonald's. Заметим, что сейчас в России работает 69 ресторанов «МАКАВТО» с совершенно новой для России концепцией обслуживания, благодаря которой водитель и пассажиры могут пообедать, не выходя из автомобиля. «МАКАВТО» работает по принципу «трех окон». В первом окне работники принимают заказ, во втором - заказ оплачивается, а в третьем посетитель получает уже упакованную продукцию, не выходя из автомобиля.

 

1.2. Преимущества и недостатки  франчайзинга.

 

Сегодня франчайзинг применяется  в более чем 80 отраслях.

Ведущей отраслью применения франчайзинга является ресторанная индустрии (табл. 1).

Таблица 1

Ведущие отрасли бизнеса в сфере  франчайзинга в США

Отрасли бизнеса

Процент франшизных точек

Процент роста по отраслям

Рестораны

40

5

Все другие отрасли бизнеса

21

16

Розничная торговля (ритейл)

18

-5

Питание на вынос

8

9

Отели

6

15

Риэлторские услуги

4

22

Услуги автосервиса и сдачи  в аренду

2

8

Туристические услуги

1

31


 

Накопленный 150-летний опыт международного франчайзинга показывает, что:

  • с одной стороны, франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше;
  • с другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать собственный бизнес для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося коммерцией.

Для франшизодателя франчайзинг дает ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества:

  1. Развитие сети франшизных предприятий позволяет франшизодателю как владельцу франшизной системы не расширять сеть собственных франшизных предприятий, значительно экономить собственный капитал, а также свои трудовые ресурсы.
  2. Владелец каждого франшизного предприятия в рамках франшизной системы франшизодателя более заинтересован в положительных результатах ведения бизнеса, в том, чтобы максимально увеличить свои продажи и минимизировать свои затраты по сравнению с наемным руководителем предприятия.
  3. Риск, сопутствующий каждому бизнесу, уменьшается для франшизодателя, так как его собственный капитал участвует в расширении франшизного бизнеса в минимальной степени.
  4. Франшизодатель не занимается текущими управленческими проблемами на уровне отдельно взятого франшизного предприятия и поэтому не имеет проблем с персоналом владельца франшизы.
  5. Благодаря возможности использования чужих ресурсов (франшизополучателя), как финансовых, так и управленческих, франчайзинговый бизнес франшизодателя может развиваться значительно быстрее и в своей стране, и на международном уровне.
  6. Превращение обычного действующего предприятия в предприятие франшизополучателя может превратить его из малоприбыльного в прибыльное франшизное предприятие в рамках франчайзинговой системы франшизодателя.
  7. Предлагая франшизу будущему франшизополучателю для принятия им решения о покупке, франшизодатель может быть уверен в том, что без его предварительного согласия никто не получит право на использование товарного знака с целью получения прибыли, поскольку имя франшизы защищено как товарный знак и знак обслуживания франшизодателя.
  8. Франшизодатель всегда имеет возможность накапливать свой опыт ведения франшизного бизнеса за счет использования положительной информации от своей региональной сети франшизополучателей.

Недостатки:

  1. Определенное снижение прибыли с франшизного предприятия - франшизополучателя за счет того, что франшизодатель получает лишь определенный процент от валовой прибыли франшизополучателя, что существенно меньше, чем если бы это франшизное предприятие принадлежало самому франшизодателю.
  2. Сложность контроля удаленных франшизных предприятий - франшизополучателей для франшизодателя, поскольку владельцы франшиз - не наемные работники и руководить ими на расстоянии достаточно сложно, а плохая репутация лишь одного франшизного предприятия способна испортить репутацию всей франчайзинговой сети франшизодателя, поставить под сомнение качество товара или услуг в сети, бросить тешена товарный знак правообладателя - франшизодателя.
  3. Франшизодатель не может быть уверен в том, что все франшизополучатели предоставляют ему правдивый отчет о своей франшизной деятельности в регионе
  4. Обучая франшизополучателя тонкостям франшизного бизнеса, передавая ему свой накопленный успешный опыт, франшизодатель фактически готовит себе потенциального конкурента, особенно если с течением времени, набравшись опыта, франшизополучатель выйдет из франшизной системы франшизодателя и станет уже реальным конкурентом.
  5. Определенные трудности сохранения коммерческой тайны франшизодателя, поскольку франшизополучатель имеет доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по франшизной программе франшизодателя на действующих франшизных предприятиях.

Франчайзинга также дает ряд  преимуществ и недостатков для  франшизополучателя.

Преимущества:

  1. Покупая франшизу у франшизодателя, франшизополучатель имеет возможность управлять небольшим собственным франшизным предприятием в рамках франшизной системы франшизодателя, пользуясь преимуществами, которые доступны только крупным предприятиям.
  2. Франшизополучатель покупает надежный готовый франшизный бизнес, завоевавший определенную нишу в определенном сегменте рынка, зарекомендовавший себя с положительной стороны и всесторонне опробованный франшизодателем на практике в течение определенного времени.
  3. Покупая франшизу, франшизополучатель фактически получает право ведения франшизного бизнеса под общепризнанным товарным знаком франшизодателя, что приводит к мгновенному приобретению репутации среди потребителей еще одной франшизной точки франшизополучателя.
  4. При продаже франшизы франшизодатель передает франшизополучателю стандартный пакет франшизной документации в виде четких инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения бизнеса и проводит курс обучения, для того чтобы владелец франшизы мог в кратчайшие сроки начать свой новый франшизный бизнес.
  5. Наличие торговой марки в рамках франшизной системы франшизодателя дает возможность каждому владельцу франшизы пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака, рекламировать свой товар или услугу в региональной франшизной сети более масштабно, чем это делают обычные малые предприятия.
  6. Франшизный бизнес во всем мире считается более надежным по сравнению с бизнесом обычных малых предприятий: бизнес франшизных предприятий уже хорошо отработан и является частью франшизной системы франшизодателя;
  7. франшизодатель, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредита или финансового лизинга, поэтому банки, лизинговые компании, другие финансовые институты более охотно работают с франшизополучателями.
  8. Обычно франшизодатель в рамках франшизной системы предоставляет франшизополучателю возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании - франшизодателя, либо у определенных поставщиков, причем такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной для владельца франшизы.
  9. Франшизополучатель, находясь во франчайзинговой сети франшизодателя, всегда получает выгоду от постоянных исследований франшизодателя, направленных на совершенствование франшизного бизнеса, связанного с технологическими изменениями и постоянным изучением рынка потребительского спроса в региональной франчайзинговой сети.
  10. Предприятие - франшизополучатель меньше подвержено риску банкротства, чем обычное малое предприятие, поскольку владелец франшизы получает помощь со стороны франшизодателя в рамках договора о предоставлении франшизы.
  11. . Предприятие - франшизополучатель является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений.

Недостатки:

  1. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, франшизополучателю необходимо иметь определенный начальный капитал (так, чтобы открыть свой бизнес, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал $10-20 тыс.).
  2. Франшизополучатель, приобретая франшизу у франшизодателя, должен помнить, что он работает в своем франшизном предприятии не один, а в рамках франшизной системы франшизодателя; он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы и должен соблюдать все правила франчайзингового сотрудничества, предписанные для него франшизодателем в договоре о предоставлении франшизы.
  3. Франшизополучатель перед подписанием франшизного договора должен помнить, что договор франчайзинга обычно заключается с франшизодателем на относительно большой срок, что не дает возможности владельцу франшизы «попробовать» этот бизнес и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь.
  4. Франшизодатель может продать весь свой действующий франшизный бизнес, в результате чего управление перейдет к новому франшизодателю, причем политика компании и франшизные процедуры могут радикально измениться и не обязательно благоприятную для франшизополучателя сторону.
  5. Франшизополучатель перед подписанием франшизного договора должен помнить, что потеря репутации франшизодателя, как правило, ведет к потере доброго имени и репутации владельца франшизы.

1.3. Взаимоотношения между  франшизодателем и франшизополучателем

 

Отношения между франшизодателем и франшизополучателем принципиально отличаются от обычных деловых отношений в коммерческих предприятиях, поскольку франчайзинг, являясь партнерским бизнесом, предполагает длительное взаимозависимое сотрудничество.

При этом положение партнеров во франшизном предприятии неравноправное. Взаимоотношения сторон эволюционируют во времени: на начальной стадии держатель франшизы (франшизополучатель) сильнее зависит от франшизодателя, но по мере накопления опыта, приобретения знаний и навыков его зависимость значительно ослабевает.

В соответствии с франшизным договором, который является основой взаимоотношения  сторон, права владельца франшизы строго ограничены. Договор составляется франшизодателем и носит обязательный характер, предлагая франшизополучателю либо соглашаться с его условиями, либо нет.

Однако, хотя франшизополучатель и  не может рассчитывать на обсуждение условий и внесение каких-либо изменений, его положение нельзя считать бесправным. Ни один франшизный договор не в состоянии учесть все нюансы взаимоотношений сторон.

Кроме того, несмотря на строгую регламентированность действий, франшизополучатель все же обладает значительной независимостью, так как фактически принимает  все оперативные решения в  своем франшизном предприятии самостоятельно.

В случае конфликтной ситуации на его сторону, по зарубежному опыту, как правило, встает «Ассоциация  владельцев франшиз», имеющаяся практически в каждой крупной франчайзинговой системе.

По своим функциям Ассоциация, особенно если она в своей деятельности независима от компании - франшизодателя, во многом напоминает профсоюз пользователей франшиз, деятельность которого направлена, в конечном счете, против франшизодателя.

Поэтому, чтобы предотвратить создание подобных структур, сами франчайзинговые компании зачастую создают ассоциации владельцев франшиз как объединенные консультативные органы для обмена опытом. Примером может служить Международная ассоциация держателей франшиз Pizza Hut, представители которой имеют 50% голосов при принятии решений о финансировании рекламных кампаний и внедрении новых видов продукции.

По опыту действующих франчайзинговых  систем, реальная ответственность за принятие основных решений в оперативной деятельности разделяется следующим образом:

  • франшизодатель отвечает за модификацию ассортимента товаров (услуг) и за ценовую политику франшизного предприятия;
  • франшизополучатель - за наем персонала, организацию рабочего времени, местную рекламу, бухгалтерский учет и качество предоставляемых услуг.

Поскольку поддержание положительного имиджа торговой марки и франчайзинговой  системы в целом имеет первостепенное значение для франчайзинга, особая роль отводится контролю качества товаров и услуг, предоставляемых франшизными предприятиями.

За рубежом контроль, как правило, осуществляется с помощью штата  районных инспекторов в функции которых входит отслеживать, чтобы развитие франшиз происходило в рамках бизнес - концепции франшизодателя. При этом проверяющие приходят не только с официальными визитами, но и под видом обычных клиентов.

В целом ответственность за успешное развитие франшизной системы лежит  на обоих партнерах. Однако ведущая роль принадлежит франшизодателю, и именно он должен стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франшизополучателю почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы.

От владельца франшизы требуется  работать с полной отдачей, соблюдая все требования франчайзинговой системы. Те партнеры, у которых в рамках франчайзинга складываются гармоничные отношения, как правило, и становятся самыми успешными франчайзинговыми предпринимателями.

Образцовыми взаимоотношениями между  франшизодателем и франшизополучателем можно назвать взаимоотношения в компании McDonald's. Она на протяжении всей своей 30 - летней истории является, классическим примером франчайзинговой системы, верно и своевременно реагирующей как на малейшие колебания рынка, так и на общие тенденции экономического развития. Добиться этого, по единодушному мнению всех, имеющих отношение к ресторанному и франшизному бизнесу, было бы невозможно без Рэя Крока, хотя он не изобретал ни систему быстрого обслуживания, ни франчайзинг, ни саму компанию McDonald's.

Заслуга Р. Крока состоит в том, что он нашел и отработал единственно  верный подход к организации партнерства  «франшизодатель - франшизополучатель», состоящий не просто в обучении владельцев ресторанов, а в воспитании преданных последователей, разделяющих взгляды компании и демонстрирующих предпринимательское чутье в рамках традиционных ценностей McDonald's.

Процесс воспитания франшизополучателей начинается с отбора претендентов на приобретение франшизы McDonald's. Прошедшим вступительное интервью предлагают отработать несколько дней в соседнем ресторане McDonald's. Если тестируемый считает ниже своего достоинства мыть полы, чистить туалеты и работать, засучив рукава, делается вывод, что он никогда не добьется успеха, так как его подход ошибочен. Если же испытание пройдено успешно, ему предоставляется возможность отработать еще 1800 часов на McDonald's в счет бесплатной стажировки.

Стратегия Р. Крока не только обеспечила всемирный успех компании и ее франшизам, но и трансформировала гастрономические вкусы и привычки Америки: 96% американцев в возрасте от 16 до 65 лет посещали McDonald's по меньшей мере один раз. О воздействии компании на рынок занятости уже говорилось выше.

Несомненно, деловые отношения  в бизнесе значительно более  формализованы по сравнению с семейными отношениями, и договор франчайзинга является центральным документом, определяющим основные аспекты взаимоотношений в рамках этого своеобразного партнерства.

 

1.4. Классификации франчайзинга

 

Франчайзинг как способ ведения  бизнеса - явление особое. В отличие  от традиционных форм бизнеса, при которых  задействованы преимущественно  две стороны (в лице продавца и покупателя), при франшизном бизнесе функции продавца выполняют одновременно два франшизных партнера: франшизодатель и франшизополучатель. Но оба франшизных участника объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимального удовлетворения потребительского спроса на конкретном сегменте рынка.

В связи с этим однозначно классифицировать франчайзинг, как  явление в целом, достаточно сложно, поскольку:

Информация о работе Франчайзинг