Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.
Главная тенденция заключается в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).
В настоящее время в США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.
В моей работе исследуется международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
История и современное развитие франчайзинга 6
Преимущества и недостатки франчайзинга 10
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем 16
Классификации франчайзинга 19
Финансовые принципы построения франшизной системы 25
Доходы и расходы в системе франчайзинга 25
Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного предприятия 32
Законодательно - правовая база франчайзинга в России 42
Практическая часть 54
Заключение 80
Список используемой литературы 85

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 200.13 Кб (Скачать)

Закон также предусматривает обязанности пользователя (франшизополучателя) информировать потребителей о присутствии посреднических отношений и обеспечивать надлежащее качество предлагаемых товаров, работ, услуг (ст. 1032 ГК РФ) и ответственность правообладателя (франшизодателя) по требованиям, предъявляемым к пользователю (франшизополучателю) (ст. 1034 ГК РФ).

В гражданском праве разработана целая система договоров, каждый из которых учитывает особенности определенного вида экономических отношений, регулируемых соответствующими правовыми нормами.

В эту систему с недавнего  времени входит и договор, применяемый для установления и регулирования правовых отношений франчайзинга между сторонами: франшизодателем и получателем франшизы. Для заключения договора и достижения в результате этого действия определенного правового результата необходимо выражение согласованной воли двух (или более) сторон (ст. 154 ГК РФ).

Однако, подчеркивая свободу граждан и юридических лиц в заключение договора, законодательство оговаривает обязанность сторон заключить договор, если это предусмотрено законом или добровольно принятыми обязательствами (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Содержание договора полностью зависит от желания сторон, хотя отдельные условия могут определяться законом или иными правовыми актами.

Наряду с этим существуют так  называемые диспозитивные нормы, применение которых подразумевается законом, если в договоре стороны не оговаривают их исключение или иные, отличные от конкретной нормы условия (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если договор заключается на определенный срок: один год, десять или двадцать лет по истечении этого срока подразумевается прекращение взаимоотношений сторон, если не оговариваются какие-либо специфические условия, например автоматическое продление договора при условии добросовестного выполнения сторонами своих обязательств.

Согласно законодательству, договор  считается заключенным, если стороны  достигли соглашения по всем его существенным условиям, притом что форма договора соответствует подлежащему случаю (ст. 432 п. 1 ГК РФ). Закон считает существенными 4 категории условий:

    1. условия о предмете договора;
    2. условия, существенные или необходимые для договоров данного вида в соответствии с законом или иными правовыми актами;
    3. условия, по которым франшизодатель (правообладатель) должен зарегистрировать договор коммерческой концессии в территориальном органе ФНС России;
    4. условия, по которым франшизодатель (правообладатель) должен зарегистрировать договор коммерческой концессии в Роспатенте.

Если вышеуказанные условия  не соблюдены, то договор признается незаключенным.

Закон предусматривает специальные требования к оформлению договорных отношений франчайзинга, соблюдение которых обязательно. Помимо того, что договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме, он подлежит государственной регистрации в соответствующем территориальном органе ФНС России, ведущем реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Если франшизодатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора осуществляется по месту регистрации франшизополучателя.

Регистрация договора имеет решающее значение в отношениях сторон с третьими лицами, так как ссылаться на договор франчайзинга при совершении последующих коммерческих или иных сделок стороны вправе только после его регистрации.

Далее договор франчайзинга подлежит регистрации в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Это положение обусловлено тем, что предмет договора франчайзинга включает использование объектов исключительных прав, т. е. таких объектов, права на которые охраняются патентом или свидетельством, зарегистрированным и выданным патентным или аналогичным ведомством.

Такая дополнительная регистрация необходима только в части использования объекта соответствующего исключительного права, если, конечно, это право передается по договору.

Заметим, что усложненность регистрационной процедуры договоров франчайзинга в России обусловлена особенностями системы регистрации исключительных прав на фирменные наименования, товарные знаки.

В целом несоблюдение требований, предъявляемых законом к оформлению договоров франчайзинга, влечет признание договора ничтожным, что, несомненно, может иметь серьезные последствия для обеих сторон.

Новые правила регистрации договоров  Коммерческой концессии утверждены Приказом Минфина РФ от 12 августа 2005 г. № 105. Налоговая инспекция теперь должна зарегистрировать договор в течение пяти дней с момента получения документов

При регистрации договора или его изменений не нужно писать заявления, однако требуются:

  1. сопроводительное письмо;
  2. выписка из государственного реестра;
  3. платежка об уплате госпошлины;
  4. три экземпляра договора коммерческой концессии.

Таким образом, в настоящее время в России пока нет специализированного законодательства по франчайзингу, и предприниматели, решившие работать в этой сфере, обязательно должны заключать договоры коммерческой концессии.

Предметом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав, закрепленных за франшизодателем (правообладателем) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Например, предоставляемый комплекс прав включает права на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, а также охраняемую коммерческую информацию, прежде всего технологии и «ноу-хау».

Внесение изменений в условия договора, а также его досрочное расторжение подлежат регистрации в том же порядке, в каком было оформлено заключение договора (ст. 1036 и п. 2 ст. 1037 ГК РФ). Если при этом изменяются права франшизополучателя на объекты интеллектуальной собственности (объекты, охраняемые патентным законодательством), соответствующие изменения должны быть внесены и в государственный реестр.

Закон также устанавливает специальные основания прекращения договорных отношений: во-первых, если франшизодатель теряет права на свое фирменное наименование или коммерческое обозначение, не заменяя их новыми аналогичными правами (п. 3 ст. 1037 ГК РФ), а во-вторых, если одна из сторон договора объявляется банкротом (п. 4 ст. 1037 ГК РФ).

Следует отметить, что переход исключительных прав от конкретного франшизодателя к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора франчайзинга, а влечет за собой лишь перемену сторон (п. 1 ст. 1038 ГК РФ). Однако договор франчайзинга прекратит свое действие, если в случае смерти франшизодателя его наследник в течение шести месяцев не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 1038 п. 2 ГК РФ).

В любом случае соблюдению подлежат правила перехода исключительных прав, установленные специальным законодательством.

Новый франшизодатель становится стороной договора, принимающей на себя права и обязанности, связанные с перешедшим к нему правом. Например, если первый франшизодатель переуступил новому франшизодателю исключительное право на товарный знак, то последний обязан зарегистрировать лицензионный договор с франшизополучателем на этот товарный знак в Роспатенте.

Новый франшизодатель также обязан принять меры к поддержанию в силе свидетельства на товарный знак: платить ежегодную пошлину, а после истечения десятилетнего срока действия свидетельства подать заявку на его продление (ст. 16 Закона о товарных знаках).

Существует ряд  прав и обязанностей франшизодателя по договору франчайзинга.

По договору франчайзинга франшизодатель передает владельцу франшизы всю информацию, необходимую для реализации исключительных прав и осуществления коммерческой деятельности. В связи с этим законодательством предусмотрено предоставление технической и коммерческой документации и обеспечение соответствующего инструктажа франшизополучателя и его работников.

Закон также обязывает франшизодателя оформить в установленном порядке и выдать франшизополучателю лицензии, предусмотренные договором (п. 1 ст. 1031 ГК РФ). На франшизодателя возложена и регистрация самого договора франчайзинга, если иное условие не предусмотрено соглашением сторон.

Подобная оговорка действует и  в отношении обязанности франшизодателя оказывать постоянную техническую и консультативную помощь франшизополучателю, в том числе обучение и повышение квалификации работников (п. 2 ст. 1031 ГК РФ).

Российское законодательство оговаривает обязанность франшизодателя контролировать качество товаров и услуг, которые производит или оказывает франшизополучатель по договору франчайзинга (п. 2 ст. 1031 ГК РФ).

Заметим, что лицензионный договор об использовании товарного знака - если рассматривать его как часть договора франчайзинга - по закону обязан содержать условие контроля качества лицензионных товаров со стороны лицензиара (франшизодателя) (п. 2 ст. 26 Закона о товарных знаках).

Если же франшизополучатель является изготовителем продукции по договору производственного франчайзинга, то за качество этой продукции франшизодатель несет солидарную ответственность с владельцем франшизы. В этом случае при наличии претензий по качеству продукции потребитель имеет право заявить свои требования не только непосредственно франшизополучателю, но и франшизодателю или обеим сторонам одновременно.

К числу законодательно закрепленных обязанностей франшизополучателей относятся, прежде всего, надлежащее использование в рамках договора франчайзинга фирменного наименования и/или коммерческого обозначения франшизодателя, а также обеспечение качества производимых товаров или выполняемых работ в соответствии с требованиями франшизодателя.

В связи с этим франшизополучателю предписано соблюдать необходимые  инструкции и указания по использованию объектов исключительных прав, оформлению помещений франшизного предприятия и пр., не разглашая конфиденциальную коммерческую информацию, полученную от франшизодателя, в том числе секреты производства (ст. 1032 ГК РФ).

Нарушение этой обязанности может  нанести серьезный ущерб франшизодателю, поскольку сохранение тайны служит необходимой предпосылкой коммерческой ценности информации (ст. 139 ГК РФ).

Следующий ряд обязанностей франшизополучателя связан с его обязательствами  по отношению к потребителям. Владелец франшизы обязан оказывать своим покупателям весь набор дополнительных (сервисных) услуг, предоставляемых обычно франшизодателем.

Результаты деятельности франшизного предприятия по качеству должны полностью соответствовать аналогичным товарам и услугам, производимым или оказываемым непосредственно франшизодателем. При этом франшизополучатель не вправе вводить потребителей в заблуждение и обязан информировать их о том, что его деятельность осуществляется по договору франчайзинга (ст. 1032 ГК РФ).

Закон гарантирует франшизополучателю преимущественное право заключить  договор франчайзинга на новый срок на тех же условиях, если он исполнял свои обязанности по договору надлежащим образом (п. 1 ст. 1035 ГК РФ). Данное право действует в течение трех лет с момента окончания срока действия первоначального договора. В этот период франшизодатель не вправе заключать договоры франчайзинга, распространяющиеся на ту же территорию, с другими лицами.

В противном случае он обязан возместить франшизополучателю причиненные убытки (п. 2 ст. 1035 ГК РФ), а так как в данной ситуации речь идет о нарушении прав, франшизополучатель по закону может потребовать от франшизодателя возмещения своих убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, т. е. неполученные доходы (ст. 15 ГК РФ).

Закон допускает включение  в договор франчайзинга отдельных  условий, ограничивающих в рамках договорных отношений свободу действий как  франшизодателя, так и франшизополучателя.

Например, договор может  предоставить франшизополучателю право  на эксклюзивную территорию, обязуя франшизодателя, не предоставлять аналогичные исключительные права третьим лицам, а также воздержаться от подобной деятельности на территории, ограниченной действием конкретной франшизы (п. 1 ст. 1033 ГК РФ). В этом случае франшизополучатель получает монопольные права на узком сегменте рынка в рамках отдельной франчайзинговой системы.

Закон запрещает франшизодателю устанавливать  конкретную цену (или диапазон цен) на товары или услуги, реализуемые  франшизополучателем, а франшизополучателю - как-либо ограничивать круг своих  клиентов: ни путем предпочтения определенных категорий потребителей, ни по месту  жительства покупателей или заказчиков (п. 2 ст. 1033 ГК РФ).

Предполагается, что в противном  случае возможен раздел рынка между  предпринимателями, диктующими условия  сбыта своей продукции потребителям (например, при прикреплении потребителей к строго определенному франшизополучателю). Подобная ситуация противоречила бы антимонопольному законодательству.

Следует отметить, что договор франчайзинга не относится к смешанным договорам, хотя и использует комплексные обязательственные отношения сторон. В российском законодательстве договор франчайзинга регламентирован, как самостоятельный вид, поскольку содержит ряд элементов, которые не присущи ни одному из перечисленных выше договоров.

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Регулирование межбюджетных отношений на примере города Козьмодемьянск

 

Козьмодемьянск - город в  России, административный центр Горномарийского  района Республики Марий Эл. Город  расположен на высоком правом берегу Волги (Чебоксарское водохранилище), в 104 км юго-западнее Йошкар-Олы. Паромная переправа соединяет город с  левобережной частью республики. Козьмодемьянск является главным культурным центром  горных марийцев.

О происхождении имени  города существует следующее предание: Царь Иоанн IV. после покорения Казани, в 1552 году, возвращаясь на судах вверх  по Волге, 1 ноября, в день св. бессребренников  Козьмы и Дамиана, остановился на ночлег там, где теперь Козьмодемьянск. Местность ему понравилась, и  он назначил здесь быть крепости во имя этих святителей, из соединения имен которых и получилось название. Предание это не точно и в отношении  времени пребывания царя в Козьмодемьянске. Иоанн IV действительно возвращался  по Волге на судах; он сел на них 14 октября под Вязовыми горами и  возвратился в Москву 29 октября, следовательно, 1 ноября быть здесь  он не мог, вернее то, что он был здесь 17 октября: в этот день также поминают мучеников Козьму и Дамиана. Чуваши называют Козьмодемьянск “чикмехолы”. До основания острога на его месте  находилось чувашское селение Чикмехола - "пограничный город" (чувашское  чике "граница", хола, искажённое хула "город").

Информация о работе Франчайзинг