Экономическая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические аспекты разработки экономической стратегии предприятия.
Главная цель данной работы - показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия.......................7
1.1 Понятие, сущность и функции экономической стратегии предприятия............................7
1.2 Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия................................................10
1.2.1 Анализ внешней среды.......................................................................................................12
1.2.2 Прогнозирование сбыта.....................................................................................................12
1.2.3 Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции........16
1.3 Типы экономических стратегий предприятия....................................................................19
1.3.1 Стратегии концентрированного роста..............................................................................20
1.3.2 Стратегии интегрированного роста..................................................................................21
1.3.3 Стратегии диверсифицированного роста.........................................................................21
1.3.4 Стратегии сокращения.......................................................................................................22
1.4 Оценка эффективности экономической стратегии.............................................................22
2. Анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля».............................................................................................................................25
2.1 Характеристика предприятия Ателье «Магия Стиля».......................................................25
2.2 Характеристика внешней среды Ателье «Магия Стиля»..................................................25
2.3 Характеристика хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля»..........................................................................................................................................26
2.3.1 Анализ реализации услуг на Ателье «Магия Стиля»......................................................28
2.3.2 Анализ активов Ателье «Магия Стиля»...........................................................................29
2.3.3 Анализ себестоимости услуг Ателье «Магия Стиля».....................................................31
2.3.4 Анализ использования трудовых ресурсов .....................................................................33
2.3.5 Рекомендуемая экономическая стратегия предприятия и мероприятия по ее реализации на примере Ателье «Магия Стиля».......................................................................36
Заключение...................................................................................................................................45
Библиографический список........................................................................................................47

Работа содержит 1 файл

эконом пред-я 2.docx

— 87.74 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Кафедра экономики и организации производства

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

По дисциплине «Экономика предприятия»

Тема  «Экономическая стратегия предприятия»

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: Студентка 4курса 

                                                                                  Гр. ЭЗ82 Ожигова И.Г.

                                                                   Проверила: Конорева Т. В.            

 

 

 

                                                                                                                                                   

 

 

Омск

                                                       2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................................................3

1. Теоретические основы  разработки экономической стратегии  предприятия.......................7

1.1 Понятие, сущность и  функции экономической стратегии  предприятия............................7

1.2 Этапы разработки хозяйственной  стратегии предприятия................................................10

1.2.1 Анализ внешней среды.......................................................................................................12

1.2.2 Прогнозирование сбыта.....................................................................................................12

1.2.3 Товарная стратегия  предприятия. План производства  и реализации продукции........16

1.3 Типы экономических  стратегий предприятия....................................................................19

1.3.1 Стратегии концентрированного  роста..............................................................................20

1.3.2 Стратегии интегрированного  роста..................................................................................21

1.3.3 Стратегии диверсифицированного  роста.........................................................................21

1.3.4 Стратегии сокращения.......................................................................................................22

1.4 Оценка эффективности  экономической стратегии.............................................................22

2. Анализ производственно  - хозяйственной деятельности предприятия  на примере Ателье «Магия Стиля».............................................................................................................................25

2.1 Характеристика предприятия  Ателье «Магия Стиля».......................................................25

2.2 Характеристика внешней  среды Ателье «Магия Стиля»..................................................25

2.3 Характеристика хозяйственной  деятельности предприятия на  примере Ателье «Магия Стиля»...........................................................................................................................................26

2.3.1 Анализ реализации  услуг на Ателье «Магия Стиля»......................................................28

2.3.2 Анализ активов Ателье «Магия Стиля»...........................................................................29

2.3.3 Анализ себестоимости  услуг Ателье «Магия Стиля».....................................................31

2.3.4 Анализ использования  трудовых ресурсов .....................................................................33

2.3.5  Рекомендуемая экономическая  стратегия предприятия и мероприятия  по ее реализации на примере  Ателье «Магия Стиля».......................................................................36

Заключение...................................................................................................................................45

Библиографический список........................................................................................................47

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе будут  рассмотрены теоретические аспекты  разработки экономической стратегии  предприятия.

Главная цель данной работы - показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия  в условиях рыночной экономики. В  современной быстроменяющейся экономической  ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Каждое общество всегда стоит  перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических  процессов, их противоречивость и неоднозначность  в переходной экономике, создают  значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции  развития общества. Различие возможных  вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и  исторически бесперспективных, тупиковых. Объективным основанием для этого  служит то, что тенденции и закономерности современной экономики противоречат друг другу. Современная экономика - это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного  регулирования всей экономики; активного  предпринимательства, ориентированного на возрастание капитала, прибыльности и необходимости социально-ориентированного развития; тенденции к открытости экономики и необходимости обеспечить защиту национального воспроизводства, особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.

На современном этапе  развития экономики актуализируются  проблемы повышения эффективности  управления ресурсами на всех иерархических  уровнях. Весьма целесообразно и  необходимо повышать эффективность  планирования производств, определяющих социально экономический потенциал субъекта Федерации.

В современных рыночных условиях невозможно представить деятельность предприятия без наличия стратегии. Стратегию можно определить как  систему способов деятельности для  достижения цели предприятия. Составление  стратегии требует тщательного  анализа как внешней, так и  внутренне среды предприятия.

Стратегия распадается на множество конкурентоспособных  действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой.

Безусловно, тот факт, что  у предприятия имеется стратегия, очень важен, но на этом нельзя поставить  точку, так как необходимо выяснить, насколько эффективна имеющаяся  стратегия.

В общем смысле диагностика  стратегии - это анализ плана управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Необходимо анализировать стратегию, чтобы  определить, в верном ли направлении  развивается предприятие, и принимать  обоснованные решения для стабилизации деятельности.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Понятие «стратегия» вошло  в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции  на неожиданные изменения во внешней  среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия  был неясен. Словари все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя». В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме. По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Стратегия - понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.

Термин «стратегическое  планирование» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых  разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.

Для разработки экономической  стратегии предприятия, в данной курсовой работе мы ставим задачу изучить  понятие планирования экономической  стратегии предприятия, сущность и  функции, структуру стратегического  планирования, этапы формирования экономической  стратегии предприятия.

В аналитической главе  данной курсовой работы проведем анализ хозяйственной деятельности выявим, какие тенденции развития и функционирования имеет данное предприятие.

В рекомендательной главе  мы предложим меры по повышению эффективности  хозяйственной деятельности предприятия», рассчитаем, насколько эффективны будут  предложенные меры по отношению к  данному предприятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, сущность и  функции экономической стратегии  предприятия

Стратегическое планирование - это набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается  стратегия предприятия, обеспечивающая достижения целей, функций предприятия.

Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

Существует множество  определений стратегии, но их можно  свести к одному: стратегия - это  установленная на достаточно длительный период времени совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность  организации, укрепляющих позиции  на рынке, повышающих способность к  выживанию в конкретной ситуации.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального  характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех  пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия  с внешней рыночной средой.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области  хозяйственной деятельности. Его  важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые  для жизнедеятельности предприятия. Как процесс,  стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование  распределение ресурсов, таких как  материальные, финансовые, трудовые, информационные  ресурсы и т.д.

2. Адаптация к внешней  среде. Адаптацию следует интерпретировать  в широком смысле слова как  приспособление предприятия к  изменяющимся рыночным условиям  хозяйствования. Рыночная среда  по отношению к субъектам хозяйствования  всегда содержит благоприятные  и неблагоприятные условия (преимущества  и угрозы). Задача данной функции  - приспособить хозяйственный механизм  предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами  в конкурентной борьбе и предотвратить  различные угрозы.

3. Координация и регулирование.  Данная функция предполагает  согласование усилий структурных  подразделений фирмы (предприятий,  производств, цехов) для достижения  цели, предусмотренной стратегическим  планом. Стратегия предприятия включает  сложную систему взаимосвязанных  целей и задач. Декомпозиция  этих целей и задач предусматривает  их деление на более мелкие  компоненты и закрепление за  соответствующими структурными  подразделениями и исполнителями.  Этот процесс происходит не  спонтанно, а на плановой основе  в стратегическом плане.

Информация о работе Экономическая стратегия предприятия