Экономическая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические аспекты разработки экономической стратегии предприятия.
Главная цель данной работы - показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия.......................7
1.1 Понятие, сущность и функции экономической стратегии предприятия............................7
1.2 Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия................................................10
1.2.1 Анализ внешней среды.......................................................................................................12
1.2.2 Прогнозирование сбыта.....................................................................................................12
1.2.3 Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции........16
1.3 Типы экономических стратегий предприятия....................................................................19
1.3.1 Стратегии концентрированного роста..............................................................................20
1.3.2 Стратегии интегрированного роста..................................................................................21
1.3.3 Стратегии диверсифицированного роста.........................................................................21
1.3.4 Стратегии сокращения.......................................................................................................22
1.4 Оценка эффективности экономической стратегии.............................................................22
2. Анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля».............................................................................................................................25
2.1 Характеристика предприятия Ателье «Магия Стиля».......................................................25
2.2 Характеристика внешней среды Ателье «Магия Стиля»..................................................25
2.3 Характеристика хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля»..........................................................................................................................................26
2.3.1 Анализ реализации услуг на Ателье «Магия Стиля»......................................................28
2.3.2 Анализ активов Ателье «Магия Стиля»...........................................................................29
2.3.3 Анализ себестоимости услуг Ателье «Магия Стиля».....................................................31
2.3.4 Анализ использования трудовых ресурсов .....................................................................33
2.3.5 Рекомендуемая экономическая стратегия предприятия и мероприятия по ее реализации на примере Ателье «Магия Стиля».......................................................................36
Заключение...................................................................................................................................45
Библиографический список........................................................................................................47

Работа содержит 1 файл

эконом пред-я 2.docx

— 87.74 Кб (Скачать)

 

2.3.3 Анализ себестоимости  услуг Ателье «Магия Стиля»

Важным показателем, характеризующим  работу предприятий, является себестоимость  продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйственных  субъектов.

Анализ структурных затрат в себестоимости услуг

Используя данные в исходной таблице 2.3.1, составим таблицу, характеризующую  ассортимент производимой продукции  по видам.

Рассчитаем объем реализации по каждому виду оказываемых услуг. Для этого вычислим долю услуг  в денежном выражении: таблица 2.3.6

Таблица 2.3.6 Ассортимент  оказываемых услуг Ателье «Магия Стиля»

Наименование продукции

Объем реализации, руб.

              Отклонение

 

В руб.

 

             В %

2009

2010

2011

На 2010

На 2011

На 2010

На 2011

А:пошив изделий

895500

897750

815850

2250

-79650

0,3

-8,9

В: ремонт изделий

716400

718200

652680

1800

-63720

0,3

-8,9

С: продажа тканей и швейных  принадлежностей

378100

379050

344470

950

-33630

0,3

-8,9

Итого

19990000

1995000

1813000

       

 

На примере себестоимости  услуги А, рассмотрим зависимость себестоимости  от объема реализации (таблица 2.3.7)

Таблица 2.3.7 Зависимость  себестоимости услуг от объема реализации

Объем реализации

услуг, руб

 

Себестоимость услуг, руб

 

Постоянные расходы

Переменные расходы

 

Всего

Затраты на 1 рубль услуг

895500

35000

914500

949500

1,06

897750

35000

935200

970200

1,08

815850

35000

910000

945000

1,16


 

       Расчет затрат на 1 рубль реализованных услуг рассчитывается по формуле:

З(1рубтп) = Стп/ТП (17)

где Стп - себестоимость услуг, ТП- объем реализации услуг

Общая сумма постоянных расходов, включающих амортизацию основных фондов, аренду помещений, налог на имущество, повременную оплату труда рабочих, зарплату и страхование административно-хозяйственного аппарата, является фиксированной для  всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением  выпуска продукции. Переменные расходы, включающие сдельную зарплату производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое  топливо, электроэнергию, в себестоимости  всего выпуска растут пропорционально  изменению объема производства, зато в себестоимости продукции составляют постоянную величину.

Из таблицы 2.3.7 видно, что  показатель затрат на реализацию 1 рубля  услуг >1 и со временем возрастает. Это отрицательная тенденция  для предприятия. Себестоимость  на протяжении всего анализируемого периода выше объема производства, следовательно, предприятие не только не имеет прибыли, а является убыточным. При разработке экономической стратегии, необходимо принять меры по ликвидации убытков и вывода предприятия в зону прибыли.

2.3.4 Анализ использования  трудовых ресурсов Ателье «Магия Стиля»

К трудовым ресурсам относится  та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей  отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции  и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности  их использования зависят объем  и своевременное выполнение всех работ, эффективность использования  оборудования, машин, механизмов и как  результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд  других экономических показателей.

Составим таблицу для  анализа состава и движения работающих на предприятии (таблица 2.3.8). Для этого используем характеристику организационной структуры и управления и организационной структуры Ателье «Магия Стиля».

Таблица 2.3.8 Кадровая структура  Ателье «Магия Стиля»

 

      Показатели

Анализируемые годы

Отклонение (+\-)

2009

2010

2011

2010

2011

Среднесписочная численность  персонала

 

25

 

25

 

23

 

0

 

-2

В т.ч.- Административно-управленческий персонал

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

0

 

 

0

Рабочие

16

16

15

0

-1

Служащие

6

6

5

0

-1


 

В таблице 2.3.8 можно заметить, что в 2011 году с предприятия ушло 2 человека, в том числе 1 рабочий. Этим можно объяснить небольшое снижение объема производства в 2011 году.

Анализ производительности труда.

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных, вспомогательных показателей. Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка  продукции одним работающим.

Данные, необходимые для  анализа производительности труда  представлены в таблице 2.3.9

Таблица 2.3.9 Анализ производительности труда на Ателье «Магия Стиля»

 

Показатели

 

Анализируемые годы

Абсолютное отклонение (+\-)

Темп прироста %

2009

2010

2011

На 2010

На 2011

На 2010

На 2011

Объем реализации продукции (Ор.факт), руб

 

 

1990000

 

 

1995000

 

 

1813000

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

Среднесписочная численность

Работающих (Ч), чел

 

 

25

 

 

25

 

 

23

 

 

0

 

 

-2

 

 

-

 

 

-

Среднесписочная численность рабочих (Чр), чел

 

 

16

 

 

16

 

 

15

 

 

0

 

 

-1

 

 

-

 

 

-

Среднегодовая выработка 1 рабочего (В), руб

 

124375

 

124687

 

120867

 

-

 

-

 

0

 

-3

Удельный вес рабочих

 

0,64

 

0,64

 

0,65

 

-

 

-

 

-

 

-


 

 Среднегодовая выработка  1 рабочего рассчитывается по  формуле:

В = Ор.факт/Чр (18)

Удельный вес рабочих  рассчитывается по формуле:

dр = Чр/Ч (19)

Исходя из данных таблицы 2.3.9, в 2011 производительность труда предприятия снижается. Необходимо принять меры по повышению производительности труда. Для этого, желательно провести мероприятия по повышению квалификации, как администрации предприятия, так и каждого рабочего на предприятии. Выработка к 2011 году снижается, что может говорить о неэффективном использовании рабочего времени. Необходимо свести к минимуму долю простоев в фонде рабочего времени. Возможно, провести мероприятия по дополнительной мотивации рабочих.

В данной главе мы проанализировали хозяйственную деятельность предприятия  на примере Ателье «Магия Стиля». В ходе анализа выявлено, что исследуемое предприятие несет убытки, сумма которых в период с 2009-2011гг увеличивается более чем в два раза. Технико-экономические показатели предприятия, соответственно, снижаются в 2011г относительно 2009г. Если в 2009-2010гг показатель объема производства и реализации находился приблизительно на одинаковом уровне, то в 2011 году мы наблюдаем спад объемов производства. Этот спад может быть вызван уменьшение численности рабочих предприятия.

Анализ использования  основных и оборотных средств  предприятия говорит о том, что  предприятие наращивает количество основных средств, несмотря на отрицательные  тенденции в эффективности их использования. Так, например, показатель фондорентабельности имеет отрицательное  значение, а значит, основные средства, приобретенные Ателье «Магия Стиля», не приносят прибыли и не окупаются. Что касается использования оборотных средств предприятия, то, судя по оценкам коэффициента оборачиваемости, 2010 год был наиболее эффективным по использованию оборотных средств. Для дальнейшего эффективного пользования оборотных средств, необходимо, по меньшей мере, поднять коэффициент оборачиваемости до уровня 2010 года. При анализе себестоимости услуг на примере одного из их видов, было выявлено, что, несмотря на снижение объема производства, себестоимость услуг растет. Необходимо пересмотреть распределение затрат на предприятия на предмет возможностей их сокращения.

Анализируя трудовые ресурсы, мы выявили снижение выработки, а  соответственно и производительности труда на предприятии. Это может  быть связано с недостатком работников с высокой квалификацией, либо с  отсутствием должной мотивации  работников предприятия.

В целом, действующая стратегия  предприятия не является эффективной, так как предприятие не приносит прибыли, более того, предприятие  увеличивает размер убытка.

 

2.3.5 Рекомендуемая экономическая стратегия предприятия и мероприятия по ее реализации на примере Ателье «Магия Стиля»

После проведенных исследований предприятия, мы можем приступить к  непосредственной разработке экономической  стратегии.

Исходя из миссии предприятия, которая заключается в производстве продукции и услуг, удовлетворяющих  потребности населения города, приносящих прибыль предприятию, мы выделяем основные задачи предприятия:

· производство и реализация продукции под заказ (пошив одежды)

· оказание услуг, в данном случае, по ремонту одежды

· предоставление посреднических услуг по реализации продукции (работ  и услуг) как собственного так  и не собственного производства (реализация тканей и швейных принадлежностей).

Эти задачи и являются основными  видами деятельности исследуемого объекта.

Помимо базовых задач, у предприятия существуют также  задачи, связанные с его экономическим  функционированием. Эти задачи формируются  из анализа экономического состояния  предприятия. Анализ хозяйственной деятельности предприятия показал, что предприятие находится в убыточном состоянии, и эта тенденция увеличивается с каждым годом. Мы видим, что на конец отчетного года рост выручки предприятия остался отрицательным, а затраты предприятия увеличились, т.е. наблюдается опережающий рост затрат предприятия, что сказалось на ухудшении экономического состояния предприятия.

Анализ внешней среды  предприятия показал, что исследуемое  предприятие имеет достаточно сильных  конкурентов в отрасли своей  деятельности, а значит необходимо срочно принимать меры по выведению  предприятия из убыточного состояния, поскольку иначе оно не сможет выдержать конкурентной борьбы в  сфере его функционирования.

Приступая к разработке стратегии, выберем вид стратегии, подходящий для данного предприятия. Для  вывода предприятия в зону прибыли  используем стратегию концентрированного роста по усилению позиций на рынке. При данном типе стратегии, предприятие  прилагает максимум усилий для того чтобы с данным продуктом улучшить свои позиции на рынке.

Для Ателье «Магия Стиля» эта стратегия предполагает разработку системы мер по повышению рентабельности продукции, по снижению затрат, увеличению объемов производства продукции.

Мы отметили необходимость некоторых мер по увеличению эффективности деятельности предприятия. Это такие меры как:

· Меры по увеличению эффективности  использования основных фондов предприятия.

Информация о работе Экономическая стратегия предприятия