Трудовые ресурсы предприятия гостиницы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Эффективность деятельности любого предприятия непосредственно зависит от использования и качества управления различными ресурсами. В настоящее время одним из важнейших ресурсов любого, а особенно предприятия туризма, гостиничного бизнеса являются трудовые ресурсы, т.е. персонал. Успех и процветание предприятий во многом определяются их интеллектуальным потенциалом, качественным составом сотрудников, что, как правило, связано не только с их квалификацией, но и с тем энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом, с которым они выполняют свои обязанности.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3

Глава 1. Сущность и пути эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии туризма и гостиничного бизнеса.
1.1. Характер труда в сфере туризма и гостиничного бизнеса......................... 5
1.2. Сущность и категория трудовых ресурсов предприятий и показатели их оценки……………………………………………………………………….….7
1.3. Пути эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии...........................................................................................................13

Глава 2. Анализ экономического потенциала Трактира «Гостиный двор»
2.1. Характеристика объекта исследования………………………….….20
2.2. Материальные и финансовые ресурсы предприятия…………...23
2.3. Трудовые и информационные ресурсы предприятия………..25

Глава 3. Обоснование экономической эффективности работы
3.1. Моделирование ассортимента продуктов и услуг индустрии гостиприимства……………………………………………………………….….29
3.2. Расчет постоянных затрат предприятия. Формирование цены на продукт…………………………………………………………………………...31
3.3. Показатели экономической эффективности работы предприятия……………………………………………………………………...32

Заключение ......................................................................................…................36
Список использованной литературы .............................................................38
Приложения…………………………………………………………………….39

Введение

Работа содержит 1 файл

kursovaya!!!!!.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение ...............................................................................................................3

 

Глава 1. Сущность и пути эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии туризма и гостиничного бизнеса.

1.1.  Характер труда в сфере туризма и гостиничного бизнеса......................... 5

1.2. Сущность и категория трудовых ресурсов предприятий и показатели их оценки……………………………………………………………………….….7

1.3. Пути эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии...........................................................................................................13

 

Глава 2. Анализ экономического потенциала Трактира «Гостиный двор»

2.1. Характеристика объекта  исследования………………………….….20

     2.2. Материальные и финансовые ресурсы предприятия…………...23

         2.3. Трудовые и информационные ресурсы предприятия………..25

 

Глава 3. Обоснование экономической эффективности работы

3.1. Моделирование ассортимента  продуктов и услуг индустрии  гостиприимства……………………………………………………………….….29

      3.2. Расчет постоянных затрат предприятия. Формирование цены на продукт…………………………………………………………………………...31

           3.3. Показатели экономической эффективности работы предприятия……………………………………………………………………...32

 

Заключение ......................................................................................…................36 

Список использованной литературы .............................................................38

Приложения…………………………………………………………………….39

 

Введение

Эффективность деятельности любого предприятия непосредственно зависит от использования и качества управления различными ресурсами. В настоящее время одним из важнейших ресурсов любого, а особенно предприятия туризма, гостиничного бизнеса являются трудовые ресурсы, т.е. персонал. Успех и процветание предприятий во многом определяются их интеллектуальным потенциалом, качественным составом сотрудников, что, как правило, связано не только с их квалификацией, но и с тем энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом, с которым они выполняют свои обязанности. Без инициативы, предприимчивости, способности к инновациям невозможно успешное функционирование предприятий в условиях рынка. Особенно возрастает роль персонала на предприятиях туриндустрии, что связано с их спецификой в целом, ведь здесь основным товаром является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.     В долгосрочной перспективе в индустрии туризма, будет происходить переориентация внимания по направлению к увеличению эффективности использования человеческих ресурсов как главной стратегии бизнеса. Известный же лозунг "Кадры решают все" можно назвать девизом бизнеса. Эффективное использование трудовых ресурсов напрямую влияет на деятельность всего предприятия.       Объектом исследования является: Трудовые ресурсы предприятий туризма и гостиничного хозяйства.       Предметом исследования: трудовые ресурсы гостиницы.    Цель курсовой работы заключается в поисках мер по эффективному использованию трудовых ресурсов  на предприятии.     В ходе курсовой работы ставятся задачи по выявлению, изучению и анализу основных факторов, которые влияют на эффективность использования трудовых ресурсов  на предприятии.

В данной работе рассмотрена  сущность и пути эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии гостиничного бизнеса; приведён анализ использования трудовых ресурсов на примере Трактира «Гостиный двор», а так же разработаны меры по эффективному использованию трудовых ресурсов  на примере этого комплекса и сделаны выводы по эффективности предложенных мер.

При написании работы были использованы следующие источники: учебники, учебные пособия, каталоги, журналы, справочники, данные Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и пути эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии туризма и гостиничного бизнеса

1.1.  Характер  труда в сфере туризма и гостиничного бизнеса

Как вид экономической  деятельности туризм и гостиничного бизнеса имеет свою специфику. Главная особенность состоит в том, что результатом производственного процесса предприятия является продукт, имеющий отличительные особенности от других продуктов. Прежде всего, если говорить о туризме, туристский продукт нематериален, его нельзя складировать и получить в собственность. Туристский продукт отличается «жесткостью» и отсутствием возможности создавать запасы: даже если можно было бы программировать спрос, то все равно сам продукт может производиться только одновременно с его потреблением. Непроданный продукт означает прямой убыток, который нельзя восстановить. Наконец, предприятия не могут в одиночку справиться со своими задачами. Они вынуждены обращаться к посредничеству специализированных фирм, которые удовлетворяют запросы рынка и обеспечивают доходность благодаря тесному контакту с потенциальными клиентами.     Эти особенности обуславливают характер труда в туризме и гостиничном бизнесе, специфика которого заключается в:

  • сравнительно большом удельном весе живого труда, что затрудняет его нормирование;
  • высокой степени воздействия на процесс производства и реализации туристского продукта субъективных факторов как со стороны работников туристского предприятия, фирмы, так и со стороны клиента;
  • комплексности производства продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллективов, труд которых подчинен одной цели — удовлетворению потребности клиента;
  • наличии производительного и непроизводительного труда.

Особенности труда в  туризме и гостиничном бизнесе предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персонала, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность  и категория трудовых ресурсов  предприятий и показатели их оценки

Элементы основного  и оборотного капитала, входящие в  состав имущества туристской, являются базовыми факторами производства. При этом ведущая роль принадлежит кадровому потенциалу организации. Именно от персонала зависит, насколько эффективно используются факторы производства и насколько успешно работает хозяйствующий субъект социально-культурного сервиса и туризма.     Персонал — совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых в производстве  услуг и продуктов. Он состоит из штатных сотрудников, совместителей, временных наемных работников.          Штатные сотрудники постоянно работают в организации, их трудовые книжки хранятся в отделе кадров данной организации.  Совместители — сотрудники, трудовые книжки которых хранятся в сторонних организациях. Такие сотрудники привлекаются к деятельности по мере необходимости и работают по выпискам из трудовых книжек. Временные сотрудники нанимаются руководителем для выполнения определенного объема работ и выполняют эти работы по договорам гражданско-правового характера.       Кадровый состав туристской организации имеет количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть измерены и отражены определенными показателями.    Качественная характеристика персонала хозяйствующего субъекта ресторанного бизнеса и туризма определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей бизнеса и производимых ими работ. В зависимости от выполняемых функций и уровня профессионализма сотрудники организаций подразделяются на пять категорий: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал.       Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятия и структурных подразделений, а также заместители по следующим должностям: директора, начальники, заведующие; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.). Сотрудники данной категории, как правило, имеют высшее специальное образование и значительный стаж работы по специальности. Они организуют производство услуг, принимают управленческие решения, решают сложные производственные задачи, устраняют конфликты. Эффективность бизнеса на 70—80% зависит от профессионализма руководителя1.   Специалисты — работники, имеющие высшее или специальное образование и обладающие специальными знаниями и навыками, занимающие определенные должности: бухгалтеры, экономисты, техники, юристы и др.          Служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство: кассиры, делопроизводители, секретари, экспедиторы и др. Сотрудники данной категории, как правило, имеют среднее техническое образование или свидетельство об окончании курсов.    Рабочие — работники, непосредственно занятые производством услуг. В турфирмах, например, к рабочим можно отнести менеджеров по разработке туров, в гостиницах — горничных, в ресторанах — официантов.   Младший обслуживающий персонал — лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).  Необходимо отметить, что эффективность бизнеса определяется квалификацией и ответственностью каждого сотрудника. Поэтому при подборе кадров важно убедиться в достаточности знаний, умений и навыков каждого сотрудника. Кроме того, важно определить оптимальный состав и количественное соотношение отдельных категорий и групп работников, т.е. структурную характеристику персонала.     Структурная характеристика персонала показывает соотношение различных категорий работников в их общей численности и определяется уровнем механизации, объемами производства, организационно-правовой формой хозяйствования, трудоемкостью туристских услуг, а также отраслевой принадлежностью субъекта социально-культурного сервиса и туризма. Кадровая структура субъектов данной сферы имеет как существенные отличия, так и общие черты. Например, удельный вес руководителей в гостинице составляет порядка 23-25%, тогда как для ресторана и турфирмы этот показатель значительно ниже (2-7%).  При этом можно отметить характерное для всех туристских организаций преобладание рабочих в общей численности сотрудников (более 50%), что соответствует принципу оптимальности организации производства2.   Кадровая структура туристской организации должна быть максимально приближена к оптимальному состоянию, т.е. обеспечивать заданные результаты труда при обоснованных трудовых затратах. Формирование оптимальной структуры достигается на основе нормирования. Нормирование труда — процесс определения необходимых затрат и результатов труда, установление соотношения между численностью работников различных групп и количеством единиц обслуживания.  Для нормирования труда используются нормативы и единые (типовые) нормы, которые являются количественными характеристиками трудовых ресурсов. На предприятиях сферы сервиса и туризма могут устанавливаться нормы времени, трудоемкости операций, выработки, обслуживания, численности, управляемости. При этом основное место в нормативных материалах по труду отводится нормам времени.

Норма времени - продолжительность рабочего времени, необходимого для выполнения определенного вида работ. Например, в гостиницах в обязательном порядке разрабатываются нормы времени на выполнение уборочных работ.        Совокупность вышеперечисленных характеристик и показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала в определенный момент времени. Однако эти характеристики непостоянны и находятся в непрерывном движении.  В статистической отчетности по труду предусмотрены показатели движения рабочей силы, характеризующие изменение списочного состава работников, занятых в деятельности туристской организации. Для анализа данных о приеме и выбытии работников исчисляются коэффициенты оборота и текучести кадров, а также коэффициент постоянства работников. Коэффициент оборота сотрудников туристских организаций исчисляется отдельно по принятым ( , %) и по выбывшим ( , %) сотрудникам по следующим формулам:

,

где - общее число принятых на работу сотрудников в течение отчетного периода, чел.; - общее число выбывших сотрудников в течение отчетного периода, чел.; Чс - среднесписочная численность работников за определенный период, чел.       Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день.        Рост , как правило, свидетельствует о расширении деятельности туристской организации и рассматривается как позитивная тенденция, а рост , напротив, - о свертывании производства и сокращении штатов или реорганизации туристского бизнеса.     Коэффициент текучести кадров (Кт, %) исчисляется как отношение численности уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины и ушедших по собственному желанию в отчетном периоде к среднесписочной численности работников за этот период, т.е. по формуле

Кт ,

где   - численность уволенных за прогул и нарушение трудовой дисциплины сотрудников в отчетном периоде, чел.; - численность ушедших по собственному желанию сотрудников в отчетном периоде, чел. Рост Кт свидетельствует о неэффективной кадровой политике туристской организации, которая приводит к тому, что специалисты уходят к конкурентам. Этот показатель требует к себе особого внимания, так как текучесть кадров неизбежно приводит к снижению эффективности бизнеса.  Коэффициент постоянства работников (Кп, %) исчисляется как отношение численности работников, состоявших в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности работников за отчетный год и определяется по формуле

,

где - численность работников, состоявших в списочном составе весь отчетный год, чел.          Рост Кп свидетельствует о хорошо отлаженной работе команды единомышленников. Главное, чтобы туристский бизнес не стал рутиной. Для этого важно своевременно повышать квалификацию кадров и обновлять коллектив по мере необходимости.        Анализ показателей движения рабочей силы позволяет отслеживать тенденции в кадровом составе туристской организации для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Пути эффективного использования трудовых ресурсов на предприятии

Следует указать  основные принципы эффективного использования  персонала на предприятии:

  • соответствие численности работников объему выполняемых работ;
  • использование персонала в соответствии с его профессией и квалификацией;
  • равномерная и полная загрузка всех работников организации;
  • взаимозаменяемость работников на основе овладения ими смежными профессиями;
  • согласованность работника со степенью сложности его трудовых функций;
  • обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;
  • максимальная эффективность использования рабочего времени;
  • полная ответственность каждого работника организации за выполнение своей работы;
  • создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.    Эффективность использования трудовых ресурсов измеряется производительностью труда, т.е. степенью эффективности целесообразной деятельности людей или способностью производить за единицу рабочего времени определенный объем туристских услуг. Производительность труда может быть часовой, сменной, месячной, квартальной, годовой.   Уровень производительности труда измеряется двумя способами: прямым и обратным.           Прямой способ показывает выработку туристских услуг на одного работника. Результативность труда здесь определяется количеством услуг, произведенных и реализованных в единицу времени. Выработка сотрудников туристских организаций измеряется отношением объема реализации услуг (в натуральном или стоимостном выражении) к среднесписочной численности работающих по формуле

Информация о работе Трудовые ресурсы предприятия гостиницы