Шпаргалка по "Теории организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:46, шпаргалка

Описание работы

Сущность и функции планирования в управлении.
Понятие, задачи планирования.
Основные принципы планирования.
Методы планирования.
Плановые расчеты и показатели

Работа содержит 1 файл

ОП.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

 «Организация  производства на предприятиях отрасли».

  1. Сущность и функции планирования в управлении.
  2. Понятие, задачи планирования.
  3. Основные принципы планирования.
  4. Методы планирования.
  5. Плановые расчеты и показатели.
  6. Система планов предприятия, их взаимосвязь.
  7. Стратегическое планирование предприятия.
  8. Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития).
  9. Планирование производства и сбыта продукции.
  10. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия.
  11. Планирование издержек и результатов.
  12. Финансовое планирование.
  13. Организация планирования на предприятии.
  14. Программные продукты и их использование в планировании.
  15. Методы планирования производственных возможностей.
  16. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности.
  17. Этапы развития теории организации производства.
  18. Научные основы организации производства.
  19. Система категорий, основные элементы и принципы эффективной организации производства.
  20. Производственные системы и их виды.
  21. Предприятие как производственная система.
  22. Особенности отраслевого производства как объекта организации.
  23. Основные тенденции и закономерности развития организации производства на предприятиях отрасли.
  24. Оценка и анализ уровня организации производства в отрасли.
  25. Структура производственных систем в отрасли.
  26. Содержание и порядок проектирование организации основных производств на предприятиях отрасли.
  27. Организационное проектирование вспомогательных процессов и обслуживающих производств.
  28. Организационно-производственная структура на предприятиях отрасли и факторы ее определяющие.
  29. Цели и задачи организации производства на предприятиях отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и функции планирования в управлении

Планирование  деят-ти п/п позволяет повысить эффективность процесса приобретения ресурсов, их переработки и реализации готовой продукции посредством снижения затрат и ↑ прибыли за счет эффективной сбытовой деят-ти.

В процессе планирования деят-ти обесп-ся необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг.

В усл-ях рынка функция планирования состоит не только в том, чтобы определить во времени и в пространстве те действия, которые позволят предложить рынку востребуемую продукцию. В числе функций современного планирования выделяют:

-Обеспечение деят-ти организации всеми необходимыми ресурсами (производственными, материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) с заданными характеристиками и при максимальном снижении затрат на их закупку;

-Организация максимально эффективного сбыта продукции путем выявления наиболее перспективных рынков и использования современных методов управления товарными потоками для сокращения затрат на сбыт;

-Обеспечение максимально полной и эффективной занятости и использования всех имеющихся у организации ресурсов (трудовых, производственных, финансовых, информационных и др.);

-Обеспечение бесперебойности производственного процесса путем согласования во времени и в пространстве различных составляющих производственной деят-ти.

Сущность  планирования на предприятии состоит  в:

-Обосновании поставленных целей и определяемых задач для их достижения;

-Учете потребностей рынка при разработке производственной и коммерческой деят-ти;

-Определении видов, объемов и сроков производства продукции и услуг;

-Определении средств и наилучших путей достижения поставленных целей;

-Оценке степени достижения поставленных целей на промежуточных этапах и корректировке производственной деят-ти при необходимости.

  • Планирование в организации охватывает не только производственный процесс. Планирование деят-ти проводится и во всех остальных функциональных сферах деят-ти организации: финансах, маркетинге, трудовых ресурсах, научных исследованиях (НИОКР). 
    Объектом планирования в организации явл-ся его деят-сть состоящая из трех основных функций: Хозяйственная деят-ть, Социальная деят-ть, Эк..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие,  задачи планирования

Планирование - это определение целей и задач п/п на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основная задача планирования - разработать программу действий для получения п/п максимально возможной прибыли как результата согласованного осущ-ния его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, соц. и др. Кроме того, многие п/п видят в планировании средство для преодоления возникающих диспропорций, для эффективного и рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности производственного процесса, устранения неопределенности, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения интересов п/п факторы.

Решение указанных задач может быть обеспечено следующим образом:

- предвидение вероятных  рыночных тенденций и соответствующая  им корректировка производственной  программы п/п;

- целенаправленное повышение контролируемой п/п доли рынка;

- исследование требований  потребителей, формирование производственной  программы, ориентированной на  их запросы;

- точный учет условий  конкуренции, выпуск конкурентоспособной  продукции;

- применение более  эффективных (экономичных) технологий и оборудования;

- поддержание высокой  репутации фирмы у потребителей;

- материальное и моральное  стимулирование трудового коллектива, повышение его заинтересованности  в коммерческом результате.

Для обеспечения максимальной прибыльности п/п планирует конкретные направления работы:

- улучшения конечных  показателей деят-ти (прежде всего  финансовых);

- ↓ издержек;

- расширение производства  и ↑ объемов продаж по ассортиментным  группам продукции;

- технологическое развитие (повышение производительности труда);

- социальное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные принципы планирования.

1) Принцип  обоснованности целей и задач  п/п.

При этом выделяют цели: 

- хозяйственно-эк., обеспечивающие эффективность производства;

- производственно-технологические, опред-щие функциональное назначение п/п; 

- научно-технические,  обеспечивающие НТП; 

- социальные, обесп-щие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников п/п;

- экологические, обесп-щие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип  системности.  Он означает, что планирование предс-т целую систему планов и охватывает все сферы деят-ти п/п; 

3) Принцип  научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов; 

4) Принцип  непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 

5) Принцип  сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием; 

6) Принцип  директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем п/п. 

Важнейшими целями, которые  преследуются в планировании на п/п, как правило, явл-ся: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 

В зависимости от продолжительности  планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное  планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию п/п в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и ↓ издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план п/п по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  4.Методы планирования.

1. Нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов. Суть метода заключается в том, что на п/п в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).

Этот метод целесообразно  использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная  нормативная база, т. е. когда нормы  и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.

2. Балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов.

При использовании этого  метода составляют различного рода балансы:

- материальные (балансы  топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.);

- трудовые (баланс рабочей  силы, баланс рабочего времени);

- финансовые (баланс денежных  доходов и расходов, бухгалтерский  баланс, кассовый план и др.);

- комплексные (баланс  производственной мощности).

3. Метод планирования  по технико-эк. факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана п/п (например, план по труду и кадрам).

При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:

- технические (внедрение  новой техники и технологии, новых  материалов, реконструкция и техническое  перевооружение п/п и др.);

- совершенствование организации  производства и труда;

- изменение объема  производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- рыночные (инфляция);

- особые факторы, связанные  со спецификой п/п, производства, региона.

4. Экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития п/п распространяются на будущий период;

5. Интерполяции – п/п устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, опред-т промежуточные плановые показатели;

6. Факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

7. Матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         5.Плановые расчеты и показатели.

В условиях рынка на п/п действует система взаимосвязанных планово-эк. показателей и механизмов, опред-щих конечный результат любой производственной, финансовой, трудовой и других видов деят-ти. Они выполняют важную регулирующую роль в производстве и предпринимательстве.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"