Аппликация. Работа по аппликации в младшей группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходствам техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Содержание

1. Понятие об аппликации, история её возникновения и развития.
2. Виды, формы аппликации.
3. Материалы и оборудование для аппликации.
4. Значение аппликации в развитие дошкольников.
5. Аппликация в младшей группе: задачи, содержание, методика работы.
6. Применение аппликации в детском саду.
7. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ИЗО.docx

— 21.95 Кб (Скачать)

ГБОУ  СПО  НСО

"Новосибирский  педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко" 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по изодеятельности 
 
 
 
 
 
 
 

Делеске Татьяны  Васильевны

Специальность 0313

"Дошкольное  образование"

Курс IV, группа 404

форма обучения: заочная 

2011 

Вариант № 4 

Тема: Аппликация. Работа по аппликации в младшей  группе. 

План

  1. Понятие об аппликации, история её возникновения и развития.
  2. Виды, формы аппликации.
  3. Материалы и оборудование для аппликации.
  4. Значение аппликации в развитие дошкольников.
  5. Аппликация в младшей группе: задачи, содержание, методика работы.
  6. Применение аппликации в детском саду.
  7. Список литературы.
 
 

1. Понятие об аппликации, история её возникновения  и развития.

      Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходствам техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа,  однородность  цветового  пятна.   Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства  древних цивилизаций, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам разных времен и народов. Со временем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов. Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. На смену аппликациям из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. 

2. Виды, формы аппликации.

      Аппликация  может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры. Наиболее молодым видом аппликации считались силуэты, вырезанные из бумаги. Издавна славились на Украине в, Белоруссии бумажные узорчатые вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто графические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Сравнительно недавно родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликаций материал - засушенные растения, солому, тополиный пух, мох, оболочки от чеснока, репчатого лука и др.  

3. Материалы и оборудование  для аппликации.

      Основным  материалом для аппликации в детском саду является бумага, известно более 600 видов бумаги, различной по цвету и фактуре.

  • Глянцевая бумага - ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается.
  • Настольная бумага - плотная, окрашена в мягкие тона, используется для вырезания изображений и для фона.
  • Мраморная бумага - тонкая, блестящая, разводы её окраски напоминают мрамор.
  • Тисненая бумага - плотная, прочная, с рельефным рисунком.
  • Бархатная бумага отличается насыщенностью и глубиной тона, плотностью, имеет бархатистую поверхность. Она с трудом режется, на сгибах ломается, любые механические воздействия на лицевую поверхность портят её.

      Для изготовления аппликации необходимым  материалам является клей. От его свойств  во многом зависят качество аппликации, её прочность, внешний вид. Клей должен отвечать определенным требованиям: хорошо склеивать поверхности и быстро высыхать, не оставлять пятен и не обесцвечивать бумагу.

      Оборудование, которое потребуется для выполнения аппликаций, несложно: ножницы (большие  и маленькие), кисти для клея (несколько  разных размеров и форм), простой  карандаш для рисования контуров. Нужно также иметь коробку  для обрезков и тряпочки сухие  и влажные. 

4. Значение аппликации  в развитии дошкольников.

      Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет  возможность передать свои впечатления  об окружающей действительности с помощью  карандаша, красок, пластилина, бумаги. Занятия направлены на развитие у  дошкольников творчества. Понятие "творчество" определяется как деятельность, в  результате которой ребенок создает  новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

        Все виды изобразительного искусства  объединяет образное отражение  окружающей действительности: рисование,  аппликация позволяют отразить  предметы и явления на плоскости,  в цвете, в пространстве; лепка  дает объемное изображение предмета.

      На  занятиях рисованием, лепкой, аппликацией  дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них  формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. При  выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества.

      К концу дошкольного возраста дети могут овладеть разными видами аппликации: они могут создать декоративный узор, изобразить предмет или сюжет. Дошкольники используют  разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья, траву, цветы, семена, плоды. Им доступна различная техника: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание, плетение. Ребенку необходимо овладеть не только специальными, но и общими трудовыми умениями: ставить задачу, отбирать необходимые материалы и средства для её реализации, планировать ход работы, контролировать и оценивать результаты. 

5. Аппликация в младшей  группе: задачи, содержание, методика работы.

      Занятия аппликацией начинаются со второй младшей  группы. Учитывая особенности детей  данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все фигуры или их части они  получают в готовом виде. на занятиях аппликацией воспитатель учит детей  различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Помимо данных фигур можно использовать также  овал, трапецию. Дети учатся находить большие  и маленькие части, одинаковые. Задача ознакомления детей с основными  цветами решается в рисовании  и в аппликации параллельно. Дети должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Основные программные задачи включают обучение приемам выкладывания и наклеивания элементов на бумагу.

      Предметная  аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения  на основе кругов, квадратов. Затем  темы усложняются. Несложные декоративные аппликации проводятся с детьми на основе использования полосы, четырехугольника и круга. Для закрепления программного материала можно давать несложные  сюжеты из готовых фигур и силуэтов.

      При определении методов обучения следует  выделить два основных направления  работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии. При  подготовке к занятию важно развивать  восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Можно рассматривать  с детьми также иллюстрации, картинки, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту.

      На  занятиях иногда используются образцы; но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать. Важным моментом на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы нужно демонстрировать так, чтобы все действия воспитателя были хорошо видны детям. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах, это повышает интерес детей к занятию. Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызвать у детей положительные эмоции. Постепенно внимание детей нужно направлять на изобразительные стороны работ, на красивое цветовое решение, на выразительность. В конце года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их. 

6. Применение аппликации  в детском саду.

      Изобразительная деятельность ребенка по своей сути близка к производительному труду  взрослых, в котором создаются  материальные ценности. Перспектива не только созерцать созданные взрослым, но и самому создавать предметы, игрушки, вещи очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т.п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке. Художественный ручной труд - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. 

7. Список литературы.

1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников[текст]: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Г.Г. Григорьева.-М.: Издательский центр "Академия", 1997.-272с.

2. Гусакова, М.А. Аппликация[текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.№ 2002 "Дошк. воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях"/ М.А. Гусакова.- 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987.- 128.: ил.

3. Казакова, Т.Г. Развивайте  у дошкольников  творчество: (Конспекты  занятий рисованием, лепкой, аппликацией). [текст]: Пособие для воспитателя дет. сада./ Т.Г. Казакова.- М.: Просвещение, 1985.- 192 с., ил.

4. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание"/ Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.; Под ред. Т.С. Комаровой.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1985.- 271 с., ил.

Информация о работе Аппликация. Работа по аппликации в младшей группе