Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

      Существует  огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители—ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией [ 30 ].

       В период, когда ребенок начинает ходить в 
школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, привод 
к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает 
новые нюансы.

       Авторитарный  стиль, подразумевающий жесткое руководство подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики физические  наказания   являются типичной  формой,  выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая  может выражаться достаточно экспрессивно, в таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированые люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

       Либерально-попустительский  стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных 
отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!»,  
«Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительству 
приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую 
личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка,- понимание слова «надо». 
В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми 
эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с 
другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой 
семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать 
подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не 
дает возможности нормально овладевать социальным пространством 
человеческих отношений. 

       Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. B такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии, заинтересованность родителей развитием  и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

      Стиль семейных взаимоотношений, конечно, определяет стиль воспитания ребенка. Серьезная социальная проблема - агрессивные отношения в семье, когда агрессия направлена на каждого ее члена. Причина жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями, служебным статусом; просто бескультурье; измены.  Внутрисемейная агрессия влечет за собой формирование агрессивного типа личности ребенка. Он приучается обеспечивать себе место под солнцем нецензурной бранью, кулаками, агрессивными нападениями, садистскими выходками. Такой ребенок не умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения в общественных местах и в школе.

      Ребенок младшего школьного возраста, также находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, от стиля общения учителя с детьми.

  Так, императивный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением. Дети, поведение которых регулируется императивным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

      Либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль снисходительно слаб, допускает вредное для ребенка попустительство. Это стиль непрофессионала. Отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей - нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей. Тем самым формируется жестокое отношение к сверстникам и людям вообще [ 26 ].

      Школьников  необходимо учить с раннего возраста критически воспринимать материал, содержащийся в средствах массовой информации, развивая умение формировать собственные суждения.

           Проблема формирования толерантности актуальна для  начальной школы. На этом жизненном  этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для продуктивного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе ненасильственного, уважительного отношения, гармонизации отношений в классе, доброжелательного стиля общения - это и есть воспитание толерантного отношения у школьников. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны, критически относиться к своим собственным взглядам [17].

      Учитель в своей повседневной работе, конечно, уделяет внимание этому аспекту воспитания, учит детей корректно общаться друг с другом. Но нынешняя ситуация такова, что эту работу нужно строить как целенаправленную, систематическую, опираясь на психологические закономерности, используя психологические методы.

      Чтобы научить детей сотрудничать, взрослый должен решить несколько задач.

      Первая  задача — создать у детей мотивацию взаимодействия, направленность на совместную работу. Многие дети просто не представляют возможности для себя такой формы деятельности; они в ней не заинтересованы. Учитель должен показать детям, что делать что-то вместе — это хорошо. Это приятно, весело, интересно. Это дает массу положительных эмоций. Это выгодно. Потому что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное. Объяснять это словами малоэффективно. Дети должны понять это на собственном опыте, прочувствовать, увидеть.

      Вторая  задача — обучить детей правилам, которые помогут им эффективно взаимодействовать. Таких правил много, но есть основные, которые учитель доводит до детей и на практике показывает их необходимость и эффективность. Детей нужно научить обсуждать с партнерами свои замыслы и планы; соблюдать принцип невмешательства в работу другого без его на то согласия; применять справедливые процедуры и объективные критерии при решении спорных вопросов; доводить до партнеров информацию о своих чувствах и эмоциях в корректных социально-приемлемых формах.

      Третья  задача — обеспечить детям опыт совместной деятельности. Опыт взаимодействия позволит детям не только приобрести мотивацию общения и освоить на практике применение правил, но и «почувствовать» своих партнеров по совместной деятельности и познать самого себя во взаимодействии с другими людьми. В общении людей огромное значение имеет невербальная составляющая. Это — мимика, жесты, поза, интонация, установление дистанции, размещение относительно друг друга и пр. Освоить все эти тонкости так, чтобы они помогали устанавливать взаимодействие, а не мешали этому, ребенок может только в своем непосредственном опыте.

      Решая эти задачи, педагог систематически организует коллективную деятельность детей. Чтобы дети не перессорились, не получили стойкого отвращения друг к другу и к совместной работе, организация их взаимодействия должна осуществляться по определенным правилам. Этим правилам, методике организации коллективной деятельности детей обучают педагогов начальной школы.

      Некоторые особенности организации коллективной деятельности детей, которые прорабатывают учителя Москвы на занятиях с педагогами.

      Наиболее  эффективны для развития навыков  сотрудничества так называемые малые группы. В них каждый ребенок будет включен в работу, поступки и взаимоотношения всех членов группы будут «на виду». Малые группы необходимо формировать так, чтобы они не повторяли уже сложившиеся в классе группировки и были по-настоящему рабочими. При формировании малых групп имеет значение ряд индивидуальных особенностей детей.

      Работать  в малых группах дети могут и на уроках, и во внеурочных мероприятиях.

      Деятельность, которую дети осуществляют в группе, должна быть творческой. Именно такой вид деятельности создает благоприятные условия для обучения детей взаимодействию и сотрудничеству. В творческой деятельности нет строго заданного образца, которому нужно соответствовать, и нет жесткого алгоритма деятельности.

      Отсутствие  критерия, относительно которого можно определять, «кто лучше», «кто хуже», позволяет снизить конкуренцию. Вклад каждого ребенка в совместную деятельность самоценен. Отсутствие оценочного момента позволяет детям раскрепоститься, более активно создавать личный продукт, а также свободнее отстраняться от него, обращаться к коллективному, сосредоточиваться на взаимодействии с партнерами.

      Важным  моментом является подбор заданий, которые предлагаются для коллективной работы. Задания должны быть такими, чтобы успех напрямую зависел от дружной и согласованной работы всех членов группы. В противном случае работа не может считаться коллективной, а значит, не соответствует поставленной цели. Степень структурированности задания, большая или меньшая его определенность должны варьироваться в зависимости от уровня сформированных навыков общения у детей. На первых этапах реализации программы целесообразно давать группе такие задания, где у каждого ребенка есть заранее определенный круг работы и необходимость в небольшом объеме сотрудничать со сверстниками. Постепенно задания усложняются в сторону все большего введения компонента «вместе».

      Как вести себя учителю — еще один важный момент. Стиль поведения педагога при организации коллективной творческой деятельности детей должен во многом отличаться от традиционного стиля учителя. Он выступает здесь в нескольких ипостасях. Как «репортер» озвучивает, что происходит в группах. Такой «репортаж» приучает детей обращать внимание на то, что происходит в группе, как ведут себя партнеры, а также выражать в словах свои намерения, пожелания, чувства.

      Вторая  ипостась учителя — «генератор идей». Каракули, случайно или нарочно сделанные на чужой работе, очень легко станут причиной конфликта, если не предложить детям интересное развитие событий. Каракули могут «превратиться» в облако, которое несет долгожданную влагу цветочному лугу, или в огнедышащего дракона, спешащего на помощь крошке динозаврику, или в службу автосервиса на воздушном шаре. Учитель генерирует идеи и в отношении поведения детей: можно не просто ждать, когда освободится красный фломастер, а попробовать, не подойдет ли красная краска, или занять очередь, а пока рисовать синим или посмотреть, не свободен ли красный фломастер у другой группы детей, и попросить его у них. Решение, как поступать, принимают сами дети. Педагог учит их видеть возможные варианты поведения. Более традиционные для учителя роли — «эксперт» и «судья». «Эксперт» определяет, насколько реакция детей соответствует принятым нормам поведения. «Судья» принимает окончательное решение в тех случаях, когда детям не удалось самим прийти к взаимовыгодному решению или когда чье-то поведение начинает угрожать физической или психологической безопасности остальных детей.

      Оптимальное соотношение этих ролей в работе организатора коллективной деятельности детей — важнейший залог ее успешности [ 18 ].

      Сегодня мы вновь задумываемся, какие же задачи должны решаться в начальной  школе в русле обсуждаемой  проблемы. По нашему убеждению, у младших  школьников необходимо воспитывать все качества, которые включает в себя толерантное отношение.  
 

1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками.

     Вся жизнь человека складывается из непрерывного взаимодействия с другими людьми. Как уже говорилось выше, проблема толерантности широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Поэтому очень важно с самого раннего детства обеспечить ребенку условия, способствующие благоприятному психологическому развитию его личности. С самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности.     

       Характер взаимодействия ребенка  с взрослыми и сверстниками  изменяется и усложняется на  протяжении всей жизни, приобретая  форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе. Сформированность этих умений будет предопределять характер межличностных отношений и социальную позицию личности, как в детстве, так и во взрослой жизни. Чем раньше будут выявлены трудности во взаимодействии с другими людьми, тем больше шансов помочь ребенку в усвоении иных, более продуктивных способов общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому, начиная уже с младшего школьного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Так как развитие рефлексии, самоуважения, эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе.[6].

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения