Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

    Иногда учитель упорно добивается в процессе анализа, чтобы дети назвали свои чувства, указали, чем им понравилось художественное произведение. При этом забывает особенность восприятия произведения, что произведение «просветляет чувства», как говорил Л.С. Выготский. Поэтому важно не название чувства - иногда дети и даже взрослые не могут назвать своих чувств или называют те, которых на самом деле не испытывали.

    Анализ  произведения нельзя начинать сразу, надо дать как бы вчувствоваться учеником в него, пусть вчитаются. Не задавать сразу вопросы - это оборвёт мысль  и чувства учеников.

    Методика  анализа художественного произведения в начальных классах не может  не учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.

    При оценке действующих лиц произведения учащиеся оперируют теми моральными понятиями, которые были в их личном опыте.

    Надо  стремиться пробудить у детей  элементарное эстетическое восприятие художественных произведений, входящих в круг детского чтения, учить видению морального облика героев и богатства языка поэта или писателя.

    Важно учить детей «обдумывающему»  восприятию, умению размышлять над  книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным раздумьем вслух, что со временем позволит развиваться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.

    Анализ  художественного произведения ведётся  по логически законченным частям. Части эти определит учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. После завершения чтения осуществляется обучение «думанью во время чтения», то есть производится анализ прочитанной части. Аналитическая деятельность, организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуществляется по трём уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому.

    Самый распространённый приём анализа - постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, то есть понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

      Метод побуждения к сопереживанию и  метод конструктивного диалога  в процессе восприятия искусства  способствуют сотворчеству слушателя и автора произведения, положительному принятию и оцениванию школьниками действий автора или героя произведения как своих собственных; на основе принятия другого человека в искусстве слова происходит процесс глубокого сопереживания герою произведения или его автору и рождается желание оказать ему помощь и поддержку. Эти методы, используемые в процессе создания школьниками художественного продукта, способствуют равноправному внесению каждым ребенком своей идеи, основанной на

положительном оценивании ее другими детьми. Кроме  того, они способствуют принятию и  развитию детьми идеи сверстника, формируют желание оказать помощь друг другу. Перенос таких толерантных отношений, возникших в ходе восприятия произведения и создания художественного продукта, в реальную жизнь формирует у них толерантное отношение друг к другу.

    Все методы работы, все вопросы и задания  надо повернуть так, чтобы дети жили на уроке, чтобы вопросы и задания вызывали работу души ребёнка - его ума и чувств, тогда сама установка на многочтение отпадает [24]

    Учитель должен обратить внимание на содержание произведения, методику чтения и приемы работы с художественным произведением с целью формирования у детей чувств и представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

    Кроме постановки вопросов, в ходе анализа  могут быть использованы и другие приёмы, такие, как выборочное чтение, словесное рисование, в некоторых случаях чтение по ролям, а в старших классах начальной школы- постановка вопросов к тексту самими учащимися. Последний приём может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

    Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям [25].

    В силу того, что основной элемент  художественной литературы - образ, анализ художественного произведения - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащихся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.)- и смысл этого образа, то есть нагрузку, которую он несёт в общей структуре произведения. Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.

    Перечислим  некоторые приёмы, которые помогают организовать работу над характеристикой персонами:

    • Учитель   называет   качества   персонажей    и   просит   учащихся   привести примеры, их подтверждающие;
    • Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя (если персонаж имеет не более двух- трёх качеств характера и показан в действии);
    • Сопоставляются   герои   одного   произведения   или   близких   по   тематике произведений.  Наиболее  лёгкий  вид  сравнения -  противопоставление. При сравнении уточняется авторское отношение к героям.

    Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?»; «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?»; «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?

    Осознание идеи произведения - это понимание основной мысли автора, ради которой он создал своё творение. Очевидно, основными вопросами, возникающими в душе уже сформировавшегося читателя, будут такие: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?»

    Начинающие  читатели только учатся этому. И не нужно в конце анализа каждого  произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своём произведении?»

    Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием  отношений ребенка к читаемому, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. Читательское отношение выражается в эмоциональных проявлениях читателя - жестах, мимике, словесной окраске чтения. По этим параметрам можно судить о воздействии произведения на маленького читателя.

    Формирование  полноценного восприятия литературы имеет  место на каждом этапе урока, правда в разной степени. Особенно интенсивно это происходит на этапах анализа и вторичного синтеза. На уроке необходимо не противопоставлять их друг другу, а органично сливать.

    V. Вторичный синтез - этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

    В обобщении предусматриваются уточнение  идеи произведения и помощь детям  в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приёмы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

    Ставя вопросы обобщающего характера, мы исходим из следующих соображений:

    Во - первых, из того, что художественное произведение воздействует на ум и  чувства и воспринимается как гармония целого;

    Во- вторых, из способности самих детей на этом этапе их развития к нерасчлененному восприятию явления, из слитности у них мышления и эмоций;

    В- третьих, от поставленной задачи развития.

    Вопросы и задания должны идти впереди  развития ребёнка.

    Перечитывание - это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувство читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своём воображении отдельные эпизоды, перечитывать поправившиеся отрывки. У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание ещё раз «пережить» произведение. Однако учителю следует помнить, что бесцельное перечитывание текста не может увлечь младшего школьника. Обращение к тексту должно быть оправдано какой- либо новой поставленной задачей, например, подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению, отбором материала для характеристики главных героев. В последнем задании может быть предложена определённая система: внешний вид; поступки; прямая речь героя; высказывание других персонажей о герое; его собственные мысли.

    На  этом   этапе  изучения  произведения  проводятся  и  работы  творческого характера. Творческие работы учащихся по следам прочитанного предполагают деятельность детей с произведением, которая показывает их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность организовывается вне урока (тогда она имеет свою специфику).

    Перечислим  виды творческих работ проводимых на уроке:

    • Выразительное чтение производится с последующим обсуждением вариантов прочтения;
  • Графическое иллюстрирование:
  • Словесное рисование картин;
  • Творческий пересказ;
  • Чтение по ролям:

• Драматизация; 
Рассмотрим некоторые приёмы:

    Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах:

    а)словесное; б) графическое.

    Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования - приблизить к ребёнку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:

    1. Что будет нарисовано? (содержание)
      1. Как мы расположим объекты на карте (что на переднем,   плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие позы выберем для людей? и т.п.) (композиция).
    1. Какие краски используют для картины? (цветовое решение)

    В процессе словесного рисования проявляется  эмоциональное отношение юных читателей к прочитанному, описание события и образам произведения.

    Графическое рисование чаще всего учащиеся выполняют дома. Выбирают отрывок, который будет иллюстрировать чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

    Более сложным видом графического рисования  по тексту является экранизация. Это  творческая работа, сочетающая рисунок с текстом (рисуют картину и подписывают её). Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определённой последовательности, соответствующей развития сюжета произведения.

    Для более сознательного и глубокого  понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает учащемуся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планами развивает речь и мышление учащихся; школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратно и чётко формулировать главную мысль в виде заголовка части текста или пункта простого плана.

    Работа, подготавливающая детей к составлению  плана, выборочное чтение. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Вторым видом работы, подготавливающими детей к составлению плана, является установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов.

    Работать  над формированием толерантного отношения на уроках чтения помогает такие виды работ, как драматизация и творческий пересказ.

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения