Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

      3. Литература захватывает человека, доставляет ему удовольствие и эстетическое наслаждение, значит, всё внимание в обучении развитию эмоциональной сферы учащихся.

    Истина, как всегда, лежит посередине. Она заключается в том, что литература, как и всякое искусство, многофункционально. По мнению Г.И. Белинского, «Познание жизни, эстетическое освоение мира средствами художественной литературы органично связано с ее воспитательной функцией, с решением мировоззренческих вопросов и предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической сферы читателя»[22]. Очевидно, что все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках чтения, которые всё больше приобретают форму литературного чтения. Однако и здесь необходимо соблюдать меру, учитывая предшествующий опыт обучения детей, в котором было и познавательное (энциклопедическое) чтение, чтение воспитательное и эстетическое.

      Определенную роль на формирование толерантных отношений  играет бытовая культура, сказки различных народов,  песни и сказания. Так как дети учатся в обычной общеобразовательной школе, где изучается родная литература, музыка, изобразительное искусство и т.д., то национальный элемент присутствует в эстетическом воспитании, осуществляемом в школе. Национальный колорит сохраняется и в организации художественной самодеятельности, различных кружков и тому подобное. Однако определенная часть детей, проживающих в районах со смешанным национальным составом жителей, подвергается   систематическому воздействию своей национальной художественной культуры, получая первоначальные сведения о ней в семье. Особенно сложным в этом отношении является положение детей тех культур, которые в данной школе и данном классе представлены единицами. Так как они лишены возможности приобщаться к национальной культуре; народа, к которому принадлежит, то происходит процесс обогащения сведениями из культуры других народов, что в определенной степени компенсирует культурный дефицит, однако происходят процессы ассимиляции культур. При внимательном    изучении    оказывается, что культурное развитие некоторых учащихся ущемляется не только потому, что они до обучения  в школе владели элементами только своей национальной культурой, но и из-за слабого владения русским языком. Они оказываются   неподготовленными воспринимать содержание образования. Особенно ослабленным оказывается воспитательное воздействие занятий по литературе, которая здесь изучается, как правило, по программам и учебникам для русских школ. Учащиеся не получают ожидаемого эмоционального   воздействия   на   сознание   и чувства. Это приводит к ущемлению процесса эстетического развития учащихся в той части, которая не подвергается систематическому воздействию своей национальной культуры, родного языка и отраженной в нем культуры. Выросшие в такой обстановке, зачастую удовлетворяют свои эстетические потребности современной  западной  художественной литературой. Их не задевают мелодии своего родного народа, стихи своих национальных поэтов и находящийся в них глубокий философский к духовный смысл, национальные орнаменты, веками украшавшие жилища и одежду соплеменников, изделия декоративно-прикладного искусства, являющиеся украшением и источником жизни. Все это негативно сказывается не только на эстетическом, но и на общем духовном развитии личности [6].

    Поднимая  проблему формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками, современная методическая наука указывает учителю следующие направления работы для её решения:

  • через содержание произведения:
  • через эмоциональный фактор восприятия;

    - через выбор методов и приёмов работы над художественным произведением и форм организации учебной деятельности на уроках чтения.

    Итак, на уроках литературного чтения перед педагогами стоит очень сложная задача - донести до ребенка сущность литературного произведения. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, нравственных качеств личности: добра и справедливости, отзывчивости, всего того, что включает в себя понятие толерантности. Это возможно только на основе тщательного отбора высокохудожественных текстов с большим потенциалом, полноценного их восприятия, грамотно организованного анализа художественного произведения и разработанного методического аппарата [29].  

     Одним из путей предупреждения и преодоления подобных негативных явлений следует признать совершенствование содержания учебных предметов эстетического цикла, в частности курса литературного чтения. Совершенствование содержания и методики преподавания литературы в начальной школе будет способствовать не только успешному решению проблемы достижения гармонии национальных, этических, нравственных черт в развивающейся личности учащегося, но и поможет противопоставить духовную силу национальной и мировой художественной классики нормам и образам распространившейся и внедряющейся в сознание молодежи «массовой культуры» [15]. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Методические приемы, способствующие формированию  толерантных отношений  младших школьников  со сверстниками  через уроки литературного  чтения.

    Рассмотрим  какие приемы работы над художественными произведениями в процессе их изучения на уроках начального литературного образования применяются, и каковы возможности их в формировании толерантного отношения младших школьников к сверстникам. Современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным произведением:

  • первичный синтез,
  • анализ.
  • вторичный синтез.

    Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя в процессе изучения художественного  произведения является его анализ. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия (или первичного анализа). Рассмотрим эти этапы.

    I. Подготовка к восприятию текста.

    Она имеет целью ввести учащихся в  обстановку, в которой будет развиваться  события, описанные в рассказе: мобилизовать жизненный опыт маленького читателя для опоры на него при последующем чтении: дать необходимые сведения об авторе, что обычно повышает интерес к писателю и его произведению.

      Эта подготовка носит характер предварительной  ориентировки учащихся в тексте (заголовок, автор, иллюстрации, беглый просмотр текста произведения).

    Важным дидактическим условием, обеспечивающим эффективность подготовки учащихся к восприятию художественного произведения, является активное участие детей, заинтересованность их в коллективном обсуждении вопроса.

    Нa данном этапе применяются следующие методы и приёмы предварительной работы:

  • экскурсия;
  • демонстрация фильмов;
  • рассказ учителя;
  • беседа.

    Создание  благоприятных условий для первичного восприятия произведения требует учитывать тот факт, что в художественном произведении автор передаёт не только свои мысли, но и чувства. Художественное произведение должно быть не только понято, но и прочувствовано, сопережито. Нужно стремиться создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения.

    Если  при создании текста говорящий выражает собственные мысли, то при восприятии цель - понять мысль другого, извлечь их из воспринимаемого текста. Эта задача не менее сложная, чем формулирование собственных суждений.

    То, в какой мере слушающему удаётся «вычерпывать» смысл из звучащей речи, зависит от его внутренней установки, а она в свою очередь, определяется потребностью человека. Если у слушающего есть желание понять то, что говорит собеседник, то оно рождает соответствующую установку, благодаря которой создаётся внутреннее состояние сосредоточенности, как бы готовность к приёму информации. Стремление слушающего понять высказывание собеседника может сочетаться не с одной, а с разными установками, например: понять и определить своё отношение к информации, запомнить, сделать вывод, проверить, дополнить. Восприятие при таких установках будет неодинаковым.

    Младшие школьники ещё не умеют установкой регулировать своё восприятие текста: поэтому велика опасность того, что на уроке они могут оказаться теми пассивными слушателями, которые слышат, но не слушают или слушают недостаточно эффективно.

    II. Важное значение при работе над художественным  произведением имеет первичное восприятие текста. Для правильного восприятия содержания, а также яркого эмоционального воздействия текста на читателя большое значение играет первое впечатление.

    Образная  форма художественного произведения обуславливает необходимость его  целостного восприятия учащимися. В связи с этим начинать работу над произведением необходимо с чтения его целиком.

    Первичное восприятие текста, как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителя вслух. Детям даётся установка на прослушивание: например, перед чтением рассказа Н.Носова «На горке» можно предложить детям подумать, весёлое это произведение или грустное. Во время чтения книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживания учителю - чтецу. Выбор такого приема для первичного воспроизведения аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения чтению (третий- четвёртый классы) могут быть использованы и другие приёмы:

  • чтение текста специально подготовленными детьми;
  • чтение текста детьми по цепочке;
  • комбинированное чтение;
  • когда учитель и вызванные ученики читают по переменке. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: диалоги; описательные отрывки; начало произведения; заключительные строки произведения (концовку).

    Иногда  для первичного восприятия может  быть использована грамзапись чтения текста мастером художественного слова. Однако, прибегая к этому приёму, учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств.

    III. Проверка первичного восприятия - это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение или понимания общего смысла произведения. Самый удобный приём для этого - беседа. Однако, число вопросов, обращенных к детям, должно быть невелико: 3-4. не более. При этом в беседе не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа после первичного восприятия прежде всего должна пояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.

    Формирование  толерантного отношения детей осуществляется особенно успешно, если они способны эмоционально воспринять произведение, осознать идею художественного произведения, авторскую позицию и мотивировать поступки героев.

  Обязательным  элементом урока можно считать обращение к личному опыту детей и  размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру и в собственные силы, положительное отношение к себе,  демонстрирует внимание коллектива к его мнению. Художественные произведения способствуют возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героя, персонажам произведений, к окружающим людям, к действительности»[ 24 ].

    Например, можно  обратиться к детям с вопросами:

Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось? Когда было страшно? Что вызывало смех? Когда героя было жалко? А было ли стыдно вам за главного героя? и т.д.

    Ответы  должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть, ориентиром при анализе произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом.

    Например, после первичного восприятия рассказа. Н.Носова «На горке» в беседе может прозвучать: Как вы думаете, меняется ли Котька в конце рассказа? Ответы детей на проблемные вопросы могут быть разными, по именно этот факт и повлечёт за собой чтение и обдуманные произведения.

    IV. Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ художественного произведения.

    Важнейшая задача школы - формирование личности ученика. На уроках чтения средством её решения является общение школьников с искусством слова, достижение через художественную литературу духовного опыта человечества. Поэтому важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественные произведения, понимать их идейное содержание. Путь к полноценному понятию текста лежит через анализ текста.

    Анализ  - это умственная, логическая деятельность, но она должна пробуждать и чувства, причём чувства, соответствующие содержанию произведению. Поэтому в аналитической работе, организуемой учителем, огромное значение приобретает его умение создать необходимую «эмоциональную атмосферу». Это зависит от многих факторов, но решающий среди них - эмоциональный настрой учителя, верный учёт возможностей детей, уровня их восприятия, соответствия аналитических задач тем проблемам, которые в действительности выдвигает данное произведение.

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения