Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

      Образование играет ведущую роль в противодействии нетерпимости на уровне индивидуального сознания. Корни нетерпимости уходят в невежество и страх перед неизвестным – культурами, нациями, религиями, представления о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме.

     Приходится  признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности.

       Работа по формированию толерантности  у детей отличается от любой  другой коррекционно-развивающей  работы тем, что ее успешность в большей степени зависит от тех социальных условий, в которых живет ребенок (в широком и узком смыслах). Личность авторитетного взрослого, общественные и семейные ценности, нормы – все это имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Кроме того, «нетолерантные» взрослые не способны воспитать толерантную личность. Поэтому, требования, предъявляемые к подрастающему поколению каждый взрослый должен предъявлять к себе. Ведь именно учителя и родители являются ближайшим социальным взрослым окружением детей, которое оказывает на них непосредственное влияние.[17].  

     Формирование  толерантной личности — такой  же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Человек не может сразу же стать мультикультурным, прочитав одну книгу по этому вопросу, если до этого он долгое время был монокультурным. В ходе своего многокультурного становления ученик проходит несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.

     1. Обучение толерантности — первый, начальный и очень важный уровень в становлении ученика. Этот уровень предполагает развитие у индивида  терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности. Па этом уровне вряд ли можно ожидать, что толерантный   ученик будет радоваться  или  восхищаться  культурными различиями своих одноклассников. Более того, то, к чему он толерантен сегодня, завтра им может быть отвергнуто: иногда терпимость, как и терпение, тоже может   «лопнуть».   Подчас терпимость воспринимается как вынужденная и досадная необходимость, которую человек старается отбросить при первой же возможности [20].  

       В своей книге «Творческое  разрешение конфликтов» (1984) американский  специалист в области конфликтологии  Б. Крайдлер пишет, что дети  зачастую бываю нетолерантными  потому, что не знают, как воспринимать культурные различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, инаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной, не скучной.

      Для развития  толерантности учителю  порой нужно очень немного  — дать ученикам совет: молчи, не обращай  внимание, терпи, не пререкайся, игнорируй, контролируй свои эмоции. Важно помнить и о возрасте школьников. 

     2. Понимание и принятие другой культуры — второй уровень в становлении индивида многокультурной  личностью — предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу.  Если школьник принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что никто не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять ее.

     Младшим школьникам важно знать, что учебная  культура у них разная и она зависит от исходных учебных стилей. Эффективное восприятие содержания учебного материала идет разными путями, при разных условиях, методах и в разных видах деятельности [33].

     Таким образом, овладев умением понимать и принимать различия, ученики переходят на следующий уровень многокультурности — уважение культурных различий.

     3. Уважение культурных различий  — предполагает восхищение и  высокую оценку культурных  различий.   Например,   ученик,   увидев   школьницу  со  множеством косичек, не станет смеяться над ней, признавая  ее  право  делать  такую  прическу,  какую  она желает; не будет делать вид, что не замечает ее неординарности, а, наоборот, захочет узнать  происхождение этой традиции.

     4. Утверждение культурных различий  Его труднее всего достичь.  На этой стадии ученик понимает, что толерантности, понимания,  принятия и уважения культурных  различий уже недостаточно: необходима  активная позиция [20].

      В процессе обучения происходит активное общение детей. С первого дня обучения в школе они сообща выполняют разные виды деятельности, а в процессе выполнения совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным явлениям, фактам, процессам, событиям. Очень важно отметить, что в учебном процессе, в ходе коллективной творческой деятельности у учащихся возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка. Систематическое общение и разных сферах жизни и деятельности детей совместно обучающихся в одном классе, часто формирует и развивает общие и близкие интересы, потребности и идеалы. Их сближает адекватное восприятие сказочных и художественных героев, имеющих похожую судьбу, отраженную в разных произведениях художественной культуры [14].

     Итак, индивидуальные   особенности  детей младшего школьного возраста  значимы   при  формировании   толерантного   отношения   к сверстникам. Они проявляются  в различном отношении разных младших школьников к сверстникам даже в одном возрастном периоде.

     Изучение  и анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного  возраста показали, что толерантность  как качество личности у школьников имеет свои особенности. По мнению ученых (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.), у младших школьников расширяются социальные связи с миром, обогащается опыт общения с близкими взрослыми и ровесниками, то есть они открыты для познания нового и для общения с другими людьми. Но с другой стороны, исследователи (Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Р.С. Буре, В.Г. Нечаева) подчеркивают избирательность детских отношений к другим людям. Ребенку присуще также справедливое отношение к другому ребенку, основанное на равноправии каждого из детей. Но также отношения между детьми могут строиться как на основе равноправия, так и на основе авторитаризма. Исследователи выделяют различные принципы построения отношений между детьми: равенство, реализующее гуманистические тенденции поведения   по   отношению   к   сверстникам,    господство-подчинение   и завуалированное руководство. Равенство детей означает равноправие в играх, общении, в распределении ролей и обязанностей. Равенство основано на восприятии одним ребенком другого как себя и положительном оценивании его действий [11].

     Младшие школьники часто проявляют заботу о другом человеке, выражающуюся в  сочувствии и желании оказать  помощь другому ребенку. Многие школьники  проявляют бескорыстное желание  помочь сверстнику, подарить или уступить ему какой-либо предмет. Также есть дети , которые могут проявлять полнейшее игнорирование к затруднениям сверстников. Отмечается также, что одной из особенностей толерантных отношений младших школьников со сверстниками является выражение сочувствия и желание оказать помощь другому ребенку.

      Дружеские и товарищеские отношения детей  в процессе совместного обучения в одном и том же классе или  в одной и той же школе оказывают благотворное влияние на процесс формирования их личности. Довольно часто можно встретиться с фактом, когда на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. А такие отношения часто способствуют тому, что друзья перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения. Стало быть, такая дружба имеет благотворные социальные последствия, она способствует развитию толерантных отношений между людьми.

      Большое значение в решении задачи по формированию толерантных отношений младших  школьников со сверстниками могут иметь начальные классы, где должно происходить начальное становление личности ребенка, развитие его интеллектуальных и художественных способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой,  нравственной и эстетической  воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности. При целенаправленных усилиях школы здесь наряду с другими могут быть успешно решены задачи по формированию основ толерантного отношения и соответствующего ему поведения, общения, закладываются основы умений, навыков и привычек определять свое отношение к окружающим людям по их исконно культурным качествам и социальной ценности.[3]

      Позитивное  понимание толерантных отношений  достигается через уяснение её противоположности  – нетерпимого отношения. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе.[19]

      Основными формами проявления нетерпимости являются: 

- оскорбления,  насмешки, выражение пренебрежения; 

- негативные  стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных  характеристиках; 

- поиск  врага, то есть перенос вины  за несчастья и проблемы на  другие группы, на другого человека;

- преследование,  запугивание, угрозы;

- дискриминация  по признаку пола и других  различий (лишение социальных благ, изоляция в обществе, лишение  или ограничение прав человека).

      Самые разные источники порождают сегодня  в нашем обществе эти формы  интолерантного отношения. В связи с этим мы приведем примеры толерантного и нетерпимого отношения в классе.

      Интолерантный класс: перебивание, неумение слушать  друг друга; игнорирование, нежелание  воспринимать услышанное; отстранение, отказ; обзывание, «навешивание ярлыков», обвинение, упреки; осуждение, критика; морализирование; угрозы, предостережение, предупреждение; приказ, указание.

      Толерантный класс: умение внимательно слушать  и слышать; стремление разобраться, расспрашивание; совет, предложение; похвала, согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; сочувствие, сопереживание; поддержка [8].

      Опираясь  на все вышеизложенное, мы выделили показатели сформированности толерантного отношения у младших школьников:

- единство  с другими как принятие сверстника;

- равноправие  между детьми  - восприятие сверстника  как самого себя и положительное  оценивание его действий;

- готовность  оказывать вербальное или практическое  содействие сверстнику как выражение  сочувствия и оказание вербальной  или практической помощи сверстнику при его затруднениях.  
 

    II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.

      2.1 Роль  художественной  литературы в формировании  личности младшего  школьника.

      Образование имеет самое непосредственное отношение  к такой важной мировоззренческой  категории, как толерантность. Более  того, именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать  соответствующие ментальные качества и человека, и социума. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача образования в ХХI веке [5].

      Гуманитарные  дисциплины как культурно-формирующие  становятся в настоящее время приоритетными в образовании. Обусловлено это как новыми запросами, предъявляемыми к школе, так и общей стратегией современной российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, то есть личности проявляющей толерантное отношение к окружающим людям [14].

      Школьные  предметы художественного цикла  отличаются от других предметов тем, что именно перед ними, в основном, стоит  и общая задача гуманитарного  развития личности, и более частная  задача развития эстетического сознания.

      Именно  с помощью предметов художественного  цикла формируются представления  о главных гуманитарных ценностях: о красоте и хрупкости окружающего  мира, о правде каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном  законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной ограниченности этой свободы законами природы и общества[29].

    Искусство близко природе детского сознания, ибо оперирует не отвлечёнными понятиями, а конкретно- чувственными образами, доступными детям, оперирует не к холодному рассудку, а к горячим эмоциям, опирается не на неразвитое у младшего школьника произвольное внимание, а на непроизвольное и так далее. В процессе взаимодействия ребёнка с произведениями искусства формируются все психические функции ребёнка, его личность в целом. Сам по себе процесс чтения художественной литературы обладает высоким воспитательным потенциалом, оказывая на формирования личности человека значительное по своей силе влияние.

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения