Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить методы и приемы формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения.
Объект исследования: формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования толерантного отношения младшего школьника со сверстниками.

Содержание

Введение ………………………………..…………………………………..….3
I. Психолого-педагогические основы формирования толерантного
отношения младших школьников к сверстникам.
1.1 Понятие толерантности в научной литературе. …………………...7
1.2 Состояние проблемы формирования толерантности в
современной школе……………………………………………………………14
1.3 Особенности формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками…………………………………………………23
II.Организация работы по формированию толерантного отношения младших школьников в курсе литературного чтения начальной школы.
2.1 Роль художественной литературы в формировании
личности младшего школьника………………………………………….…30
2.2 Методические приемы, способствующие формированию толерантных отношений младших школьников со сверстниками через уроки литературного чтения………………………………………………….……41
2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой )………………………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….62
Библиографический список ………………………………………………64
Приложение……………………………………………………...…………67

Работа содержит 1 файл

Курсовая Куликова.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

    Творческий  пересказ- это трансформация текста с целью его переосмысления. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими- либо изменениями:

  • добавить,   что   могло   предшествовать   той   ситуации,   которая   изображена   в произведении;
  • с дополнением содержания текста;
  • передача содержания о лица героя произведения; от своего лица;
  • придумать, как могли разворачиваться события дальше.

    Самым трудным, но и самым интересным приёмом  организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех её формах: чтение по ролям; пантомима; постановка живых картин; собственно драматизация.

    Пантомима помогает через движение уяснить и объяснить содержание и формы произведения. Например, читая вторую часть рассказа Н.Носова «На горке», учитель не объясняет лексическое значение словосочетания «выскочил во двор», а предлагает кому-то из ребят показать, как он себе представляет.

    Живая картина даёт возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа рассказа «На горке» можно предложить детям изобразить в застывшем движении (позе) немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку:

  • кто-то развел руками;
  • кто-то схватился за голову и т.д.

    Все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

    Итак, для правильной организации литературного чтения учителю необходимо учитывать специфику художественного произведения, особенности его восприятия в зависимости от усвоения содержания, формы и языка младшими школьниками. Все это необходимо для того, чтобы ребёнок мог научиться лучше разбираться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались герои и персонажи художественного произведения, понять и принять нравственные ценности, заключённые в произведении [24].

    Обобщая вышеизложенное, попробуем соотнести  этапы работы над произведением, приёмы, используемые на каждом этапе с работой над формированием толерантного отношения младших школьников со сверстниками.(Приложение 1) 

      Таким образом, очевидно, что на начальных этапах работы над художественным произведением преобладают приёмы по развитию чувств младших школьников, на основном этапе (анализ) происходит формирование толерантного отношения, и на последнем (вторичный синтез) - все компоненты воспитания сливаются воедино, как бы подводится итог, предшествующий работе формируется опыт толерантного поведения младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ учебно-методического комплекса по программе «школа 2100» («Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева н Е.В.Бунеевой)

    Проблема формирования толерантного отношения младших школьников со сверстниками на уроках начального литературного образования остаётся актуальной и слаборазработанной с учётом произошедших социально- политических преобразований. Мы попытались определить 
возможности учебно-методического комплекса «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой (образовательная программа «Школа 2100») по формированию толерантного отношения.

    По  следующим направлениям мы решили проанализировать данное УМК:

      1)наличие     задач     формирования толерантности     в     процессе     начального литературного образования в общеобразовательной программе;

      2) наличие методических предложений в пособиях для учителей по: 
      - созданию специальных уроков толерантного воспитания;

      - использование  специальных методов и приемов  в работе с произведениями  искусства слова в аспекте развития толерантности.

      3)набор самих произведений с потенциалом для формирования  толерантных отношений , чувств, выработки адекватной оценки,  опыта толерантного поведения.

    Прежде  чем приступить к анализу учебно-методического  комплекса, необходимо проследить, какие требования к воспитанию толерантности учащихся заложены в учебном стандарте.

    В образовательной области «Человек» в разделе «Культура нравственного поведения» мы находим требования к нравственному поведению младшего школьника:

  • различать противоположные нравственные понятия (добро- зло, справедливость- несправедливость, вежливость- грубость); (Приложение 2)
  • применять знания (уметь)- управлять своими чувствами (проявлять сдержанность, доброжелательность);
  • оценивать своё и чужое поведение;
  • одобрять проявление - эмпатии;
  • осуждать эгоизм, чёрствость, невнимание;
  • проявлять инициативу при оказании помощи, поддержки;
  • сопереживание сверстниками, взрослым людям».

    Требования  стандарта образования начальной  школы в норме должны быть отражены в учебных программах по каждой дисциплине (в данном случае – литературное чтение).

    Авторы  программы «Чтение и начальное  литературное образование ставят следующую цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, одной из которых является; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

    Нa начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере её совершенствования всё больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приёмов понимания прочитанного на уровне смысла.

    Для достижения целей обучения чтению и  решения поставленных задач подготовлена, апробирована и издана серия книг для чтения «Свободный ум»:

  1. класс - «Капельки солнца»;
  2. класс- «Маленькая дверь в большой мир», в 2ч.;
  3. класс - «В одном счастливом детстве», в 2ч.;
  4. класс - «В океане света», в 2ч.

    В этих учебниках за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

    Первоклассник познаёт себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природы; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нём - через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

    Во 2 классе мир, который открывают для  себя дети, расширяются. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в тоже время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло ... Для этого в книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир» специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

    В 3 классе дети, которые уже знакомы  с двумя интереснейшими источниками  чтения - фольклором и современной детской литературой. Они открывают для себя мир литературы во всём её многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» самых разных жанров; рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принципы оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в книгу для чтения «В одном счастливом детстве», позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения: современная детская литература.

      В 4 классе дети получают целостное представление  об истории русской детской литературы, о писателях и их героях. О темах и жанрах. Книга «В океане света»- это курс русской детской литературы- XVII-XX вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого факторов. Содержание книги «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать всё прочитанное в 1-4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так. например, в 1 классе дети читают стихи С.Я.Маршака для малышей, во 2 классе - его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 классе- пьесу, в 4 классе- статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Берне). Иными словами, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является многографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В.Берестова, Ю.Владимирова. А.Волкова. О.Григорьева. В.Драгунского, Б.Заходера, Ю.Коваля. С.Козлова. Ю.Коринца. С.Маршака. Н.Матвеевой, В.Маяковского, Ю.Мориц, Г.Остера, А.Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.

    Такова  внутренняя логика системы чтения в  данной программе. Далее в программе Р.Н.Бунеевым и Е.В. Бунеевой рассматривается еще один путь решения поставленных задач.

    По  мнению авторов, реализация принципа идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, системы уроков чтения в форме эвристической беседы.

    В 1 классе героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идёт учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники «помогают» ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в книгу, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: герой и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?» «Помогите малышу и расскажите...» и т.д.

    Во 2 классе «сквозные герои» книги для чтения «Маленькая дверь в большой мир» - второклассник Саша и сказочный персонаж- младший домовой Афанасий. Афанасий-знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказку. Саша задаёт Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков чтения во 2 классе - это игра путешествие в сказки.

    В 3 классе последовательность текстов  и тем, в которые они объединены, связаны с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает книгу для чтения «В одном счастливом детстве», размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

      В книге для 3 класса в большей мере, чем в остальных наблюдается учёт принципа актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения, выстроенная авторами, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах.

    В 4 классе форма подачи текстов - диалоги  постоянно действующих героев - профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов- четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далёкое и не очень далёкое прошлое, видят не только реалии былого, но и «живых» писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В книге для чтения «В океане света» содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, открытки из писем и дневников.

Информация о работе Формирование толерантных отношений младших школьников со сверстниками на уроках литературного чтения