Формирования словаря детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.45 Кб (Скачать)

     Для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно  подчеркнуть, что значение слова  можно определить на основе установления трех сторон:

  • Соотнесенности слова с предметом;
  • Связи слова с определенным понятием;
  • Соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексического системы языка [31, с.38].

         Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.

     1) Расширение объёма словаря.

     2) Уточнение значения слова.

     3) Развитие структуры значения  слова.

     4) Формирование семантических полей  и лексической системности.

     5) Расширение связей между словами  в лексиконе. [27,с.8-9]

           Основными источниками развития словаря явля- 
ются:     

  - наблюдения над окружающей действительностью  (природой, общественной жизнью, трудовой  деятельностью людей, игровой  деятельностью детей и т.д.);

  • общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность);
  • речь взрослых — дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат;
  • художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения [22, c.128]

         У старшего дошкольника появляется  интерес к речи, как особому  объекту познания. Его интересует  звучание и значение слова,  звуковая форма, сочетание и  согласование слов в речи. Работа  по развитию лексико-грамматических  форм строится для того, чтобы  подготовить детей к школе,  научить их связно строить  свои высказывания, составлять интересные  рассказы.

     Роль  словарной работы в обучении родному  языку старших дошкольников была раскрыта М. М. Кониной. Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря  как главные задачи словарной  работы, она писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей».[22,c.75]

          Ребенок старшего дошкольного  возраста активно владеет бытовым  словарем. Словарная работа осуществляется  через ознакомление детей с  окружающим. Одно из главных направлений  в работе воспитателя - это  упражнение детей в правильном  использовании основных грамматических  форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.

     Углубленно  работая над развитием словаря  детей подготовительной группы и  формированием грамматического  строя речи, решает следующие задачи [5, с.35]:

     - точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов  быта и природы; их свойства  и качества, строение; осознанно  использовать слова, обозначающих  видовые и родовые обобщения;  уметь сравнивать предметы, находить  существенные признаки, объединять  на их основе предметы;

     - замечать грамматические ошибки  в речи и исправлять их; самостоятельно  активно использовать различные  грамматические формы; употреблять  разные типы предложений в  соответствии с содержанием своего  высказывания;

     - самостоятельно осуществлять звуковой  анализ слов; понимать и использовать  в речи термин «предложение»;  составлять предложение из 3-4 слов.

     В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и  другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы  окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения  к своему высказыванию у ребенка  появляется и более критическое  отношение к речи сверстников. При  описании предметов и явлений  он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение.

     Обогащение  и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также  суффиксов и приставок, которые  дети начинают широко употреблять. Все  чаще в речи ребенка появляются собирательные  существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается  на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу  шестого года ребенок более тонко  дифференцирует собирательные существительные. Дети используют в своей речи отвлеченные  существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь [18, с.38].

          В старшем дошкольном возрасте  работа над смысловой стороной  слова является ведущей задачей.

     Несмотря  на значительное расширение лексики, ребенок  еще далек от свободного пользования  словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) - существительные (вход - выход), прилагательные (хороший - плохой), наречия (быстро - медленно), глаголы (говорит - молчит).  [23, с.18].

         Работа по сопоставлению слов-антонимов  чрезвычайно полезна для интеллектуального  развития детей. Она помогает  детям усваивать смысл отвлеченных  слов (поскольку большинство антонимов  — понятия отвлеченные), запоминать  эти слова, т. е. обогащать  индивидуальный словарь каждого  ребенка, укреплять способность  сравнивать на уровне абстракции, т. е. без опоры на реальные  предметы. Само по себе сопоставление  слов-антонимов чрезвычайно увлекает  детей, почти не требуется никаких особых приемов, чтобы детям было интересно учиться. Но возможны и специальные лексические упражнения. [28, с.15]

         Также учим подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? - Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? - Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); близкие но смыслу слова - синонимы (ходить - идти, шагать, топать, вышагивать и др.) [23, с.18].

          В старших и подготовительной к школе группах детей приучают диф -ференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло - сладкий, кислый - кислый, кислующий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознаком- лению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

          Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, ро- димая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему вы- ражения из народно - разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно уево- ить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т . п.). Поэтому воспита- тель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастера на все руки, уши вянут, во- дой не разольешь, держать себя в руках и т. п. Педагогам необходимо систе- матически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка. [18, с.99]

          Обогащение лексики осуществляется  в основном за счёт знакомства  детей с социальной действительностью:  с профессиональной деятельностью  людей, нравственными нормами  в быту, трудовой деятельности, сложных  жизненных ситуациях [20, c.42].

          На шестом году жизни словарь пополняется названиями более широкого круга профессий работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т. д. Здесь же в словарь широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, полотер, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т. п.). Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т. п.

          В словарь детей седьмого года жизни включаются названия широкого круга профессий, распространенных в данной местности: профессии в сельском хозяйстве (доярка, тракторист, комбайнер и др.), на транспорте (машинист, диспетчер и др.), на стройке (каменщик, монтажник, крановщик, маляр и др.), на заводах, шахтах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения, и другие. Знания дошкольников о труде обобщаются: их знакомят с общественной направленностью всех видов труда, отношением к людям труда. На этой основе формируются обобщенные представления о труде в нашем обществе и вводится соответствующий словарь: труд почетное, нужное дело; трудятся на пользу всех; Почетная грамота; доска Почета; премия, медаль, орден и т. д. [18, с.89-90]

          В старшем дошкольном возрасте  дети овладевают оценочной лексикой. Однако для большинства из них (около 73 %) характерно непонимание значения слов: вместо объяснения одни дети дают описание явления и объекта, а другие ориентируются на звуковую форму слова. Но даже те слова, которым дошкольники дают правильное толкование, редко встречаются в их активной речи [20, c.42].

          Достаточно богатый и разнообразный  словарь – основа развития  связной речи, состоящей из правильно  составленных предложений. Исходя  из единства формы и содержания  предложения как грамматической  категории, лингвисты определяют  предложение как слово или  группу слов, выражающих относительно  законченную мысль и грамматически  оформленных.

          Это обусловливает и работу  воспитателя по формированию  умения детей строить предложения:

  1. вырабатывать умение детей достаточно полно и точно излагать свои мысли;
  2. развивать интонационную выразительность как «грамматическое средство оформления предложения в устной речи»;
  3. вырабатывать умение детей подбирать при составлении предложения наиболее точные по смыслу слова. [4, с.45]

          Преобладают в словаре существительные,  глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных  по сравнению с отвлеченными  довольно высок - 85%. Это объясняется  тем, что «ребенок мыслит конкретными  категориями, опираясь при этом  на наглядные свойства конкретных  предметов и явлений» Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания». [9, с.23]

        В количественном и качественном  отношении словарь ребенка 7 лет  достигает такого уровня, что  он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось) [24, с.46].

     У детей складываются представления  о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и  использует в своей речи слова  с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать  синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно  подбирать слова при сравнении  предметов или явлений, метко  подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет  причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном  высказывании является одним из показателей  словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста