Формирования словаря детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.45 Кб (Скачать)

          Ознакомление с техникой, машинами  и механизмами, доступными дошкольнику разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Важно обеспечить условия для накопления и обобщения знаний о предметном и рукотворном мире в целях развития разнообразных видов детской деятельности. Это дает возможность интегрировать разные виды детской   деятельности в едином педагогическом процессе, что обеспечивает его целостность.

          Основная задача  педагога — помочь  ребенку обрести  целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности взрослых; ненавязчиво подвести к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех. [16, с.189]

          Программа «Детство» предлагает познакомить детей с такими профессиями как строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, портной, пекарь, художник, няня, дворник, прачка, повар, врач, фермер, артист, менеджер, рекламный агент, продавец,  шофёр и т. д.

          Важно отметить что:

    1. разделе «Труд взрослых» очень подробно  представлены задачи  по ознакомлению детей с трудом взрослых;
    2. четко определены те преставления и умения, которыми должны овладеть дети;
    3. определены уровни усвоения программы по разделу «Труд взрослых»;
    4. предлагается широкий выбор профессий для ознакомления с трудом взрослых;

          Следует отметить, что всё же  в программах представлен маленький  выбор современных профессий.

В целом  же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают  ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно  и в ограниченном масштабе. При  всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование  возможностей.[1,c.15]

          Исходя из анализа перечисленных  недостатков программ, была составлена  порциальная игровая  образовательная программа ДОУ "Мир профессий", включающая в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.  

          Целями и задачами такой программы  должны являться [1, с.76]:

  • формирование и выявление профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований;
  • психолого-социальная ориентация детей;
  • развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;
  • формирование мотивации и интересов детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

     Программа «Мир профессий» может предусматривать  ознакомление детей более чем  с 50 профессиями (при 7-12 - по традиционной программе).   Она должна учитывать  соответствие возрастной динамики развития детей и смысловое содержание сюжетно-ролевых игр. Каждая игра должна предусматривать для каждой роли полный цикл «профессиональных действий» (Н.Е. Веракса) и их логическую завершенность. Игры группируется как с учетом требований основной программы, так и с учетом сезонного труда взрослых и пр. В программу должны быть введены игры, отражающие современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики [3с.136].

          Сейчас распространение получили идеи непрерывной профессиональной ориентации: открываются профильные школы для старшеклассников, апробируется сетевая модель предпрофильной подготовки учащихся среднего звена, отдельные элементы формирования ранних профориентационных склонностей реализуются в школе 1ступени и в дошкольных учреждениях.

          Коллективом детского сада «Олененок» (г. Муравленко) разработана программа развития, основные задачи которой - формирование социальной компетенции дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых. Педагоги считают, что знакомство дошкольников с многообразием мира профессий в обществе не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».

         Работу начали со знакомства  детей с предметно-пространственной  средой, поиска новых подходов к организации педагогического процесса на основе свободы детского выбора, обеспечивающего развитие самостоятельности, целеустремленности, произвольности поведения ребенка. Предметная среда в детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.

          Предметная среда в группах  организуется с учетом полоролевой специфики используемого дидактического и игрового материала, так чтобы дети могли найти для себя то, что больше всего их интересует. Имеются игровые центры для мальчиков и девочек, приспособленные для сюжетно-ролевых игр профессионально ориентированного характера, «Мастерские умелых ручек» для конструирования и ручного труда, шитья и вышивания, «Уголки почемучек» для элементарного экспериментирования и многое другое.

           Педагоги стараются рационально использовать помещения детского сада и познавательный потенциал окружающих предметов: в музыкальном зале есть возможность познакомиться с профессиями музыканта, дирижера, артиста эстрады; в экологическом кабинете - агронома, садовода, эколога; в физкультурном зале - спортсмена, тренера, спортивного врача; в театральной студии - актера, режиссера, писателя; в картинной галерее - музейного работника, художника и т.п.

          Оборудован развивающий кабинет «Город мастеров» для знакомства с ремеслами, существовавшими издревле (пекарь, сапожник, гончар), современными профессиями (милиционер, библиотекарь, банкир и др.). Мини-музеи народных ремесел, позволяют познакомить с  трудом народных умельцев, рассказать о трудовой деятельности людей в прошлом. Вместе с родителями созданы центры «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», музей кукол «Кем быть?», проводятся совместные выставки творчества «Сделаем сами своими руками», «Вместе с мамой, вместе с папой» и многое другое.

           Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированной направленности. Традиционный перечень игр с производственными и бытовыми сюжетами наши воспитатели дополняют значительным количеством профориентационных игр. Игры группируются с учетом времени года, сезонного труда взрослых, профессиональных праздников. Широко используются игры, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии (налоговый инспектор, турагент, программист, бизнесмен), региональные и местные условия (охотник, рыболов, нефтяник, бурильщик). В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей различных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.

          Знакомя детей с миром профессий,  воспитатели устраивают экскурсии на предприятия и в учреждения. Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются родители как профессионалы - пожарные, учителя, нефтяники, водители. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии. [29, с.24] 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА. 
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

  «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ  В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ». 

2.1 Организация и  методика исследования. 

       Практическое исследование проводилось на базе ДОУ № 234 и ДОУ № 231 города Барнаула Администрации Индустриального района. В эксперименте участвовали 30 детей (15 девочек и 15 мальчиков) двух подготовительных групп.

       Нами был разработан опросник  « Мир профессий» (см. Приложение). Вопросы были разбиты по пяти сериям:

1.  Знание профессий  ближайших родственников.

2.    Представления  о структуре конкретной профессии.

3.    Знание  профессий (кол-во).

4.    Личные  предпочтения.

5.    Осознание  значимости профессий.

       Серия вопросов на знание профессий  ближайших родственников оценивалась  по следующей шкале:

       Высокий уровень ( называют профессии обоих родителей, а

также профессии  дедушки и бабушки, называют профессиональные

инструменты, знание содержания трудовой деятельности,

знание результата труда) -                                                                            1 балл                                                                    

       Оптимальный уровень  ( называют профессии обоих родителей,

могут рассказать о  профессии бабушки и дедушки, называют

некоторые проф. инструменты, не очень полные сведения о 

содержании трудовой деятельности, знание результата труда) -           2 балла                                                                                                                                         Средний уровень (неточное название профессии одного из

родителей, не очень  точное представление о содержании трудовой деятельности и результате труда) -                                                           3 балла                                                                                     

       Низкий уровень  ( не может назвать профессии родителей, не

знает  трудовые операции, не знает результат труда) -                           4 балла     

       Серия вопросов на выявление  знаний о структуре конкретной 

профессии оценивалась  по следующей шкале:

       Высокий уровень (подробное и точное знание трудовых

операций и результата труда) -                                                                    1 балл                                                                                      

       Оптимальный уровень (точное знание трудовых операций и

результата труда) -                                                                                        2 балл                                                                                                        

       Средний уровень  (не точные сведения о некоторых трудовых операциях, знание результата труда) -                                                      3 балла                                  

        Низкий уровень (не знание трудовых операций и результата

труда)-                                                                                                            4балла

       Знание профессий (кол-во) оценивалось по следующей шкале:

      Высокий уровень (8 и более профессий) -                                          1 балл

      Оптимальный уровень (7-6 профессий) -                                        2 балла

      Средний уровень (5-4 профессии) -                                                   3 балла

      Низкий уровень  (менее 4 профессий ) -                                           4 балла

      Серии вопросов направленных на выявление личных предпочтений и на осознание значимости профессии оценивалась по следующей шкале:

Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста