Формирования словаря детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.45 Кб (Скачать)

     На  седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном  отношении, достаточно развернутой, логически  последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность  высказываний. В этом возрасте ребенок  способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам  придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного [23, с.48].

     К моменту поступления ребенка  в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко  и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически  правильную речь: строит различные  по конструкции предложения, согласовывает  слова в роде, числе, надеже, точно  спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

     В дошкольном детстве, естественно, для  ребенка не заканчивается процесс  овладения речью. Да и речь его  в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно  оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование  умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного  произведения будут продолжаться в  школьные годы и на протяжении всей жизни [18, с.58].

     Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам  ещё только на- бирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.  

1.2 Проблема ознакомления  с трудом взрослых  в теории  и  практике трудового  воспитания.

    

          Понятие о предмете и его преобразовании в процессе труда может быть исходным для развертывания, построения содержания ознакомления детей дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых.

         Каким же образом представляется  развертывание содержания знаний о труде. Для того, чтобы ребенок смог оценить предмет как цель труда, необходимо ему показать предмет как средство удовлетворения потребностей человека. Очевидно, программа должна, прежде всего включить это содержание как первый раздел.

          1. Предмет как  средство удовлетворения  потребностей. Этот раздел включает освоение назначения предметов, особенностей их использования и способов употребления.

         Освоение этого содержания дает  возможность показать детям, что  предметы не существуют готовыми, а делаются людьми, то есть  показать предмет как результат  труда, что и может стать  вторым разделом программы.

          2. Предмет как  результат труда. В этом разделе нужно показать ребенку, что предметы делают, из чего делают и как делают. В соответствии с этим в данном разделе можно выделить несколько линий.

          а) Как делают  предметы.

          Ознакомление с тем, как делают  предметы, закономерно требует ответа на вопрос из чего их делают. Отсюда возникает еще одна линия содержания работы — ознакомление с материалами.

        б) Ознакомление с материалами. Детям необходимо раскрыть, что существуют различные материалы, из которых люди делают предметы.

          Овладение детьми знаниями о  предмете как средстве удовлетворения  потребностей и предмете как  результате труда позволит раскрыть им сферу потребления и обмена продуктами труда в нашем обществе. Этот материал является содержанием третьего раздела программы.

          3. Результат труда в сфере потребления и обмена. Это со- 
держание также имеет несколько линий.

          а) Обмен продуктами труда в обществе. Предметы, продукты труда поступают в магазины, где каждый может купить всё, что ему нужно. Магазины продают разные товары, для удовлетворения разных потребностей людей. Эти товары сделали люди для всех людей.

           б) Обмен трудом в обществе. Забота общества о людях, производящих предметы: работа транспорта, парикмахерских, ателье, магазинов, почт и школ, поликлиник, детских садов и т. д. Стиль отношений к людям в этой сфере труда: забота и внимание, стремление выполнить дело быстро, хорошо, чтобы людям было удобно, приятно. Отношение общества к труду в сфере обслуживания: стремление оснастить техникой, поощрять и награждать за успехи в этом труде.

          4. Город и село как места, где организуется и реализуется 
производство и обмен.

          Освоение детьми предложенной  программы обеспечит формирование  у них системы знаний о труде  как общественном явлении, обеспечит освоение и понимание и компонентов этого сложного явления, и наиболее существенных связей между ними. Система таких знаний будет способствовать и воспитанию отношений детей к этой области общественной жизни и воспитанию их поведения.

          Овладение детьми выше раскрытым  содержанием, вероятно, поможет им понять сущность и других общественных явлений, с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте. Так, им может стать понятным смысл труда по организации производства и обмена. [13,с.149-152].

          В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются обязательная "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой) и порциальные программы — такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство", "Паутинка", "Страна чудес".  
          В программах при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство" и программе М.А. Васильевой.

      Трудовое воспитание в программе  Васильевой является обязательным  компонентом развития базовых  и творческих способностей ребенка,  важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В программе ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия[15, c.10].

          Эти задачи решаются через  ознакомление детей с трудом  взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. [15, с.17]

          Начиная с первой младшей группы, у детей воспитывают интерес  к труду близких взрослых. Учат  узнавать и называть некоторые  трудовые действия.

          Во второй младшей группе детей  продолжают знакомить с профессиями  (мед. сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учат беречь то, что сделано людьми.

          С четырех лет изменяется содержание  общения ребенка и взрослого.  Оно выходит за пределы конкретной  ситуации, в которой оказывается  ребёнок. Ведущим становится познавательный  мотив. Информация, которую ребёнок  получает в процессе общения,  может быть сложной и трудной  для понимания, но она вызывает  интерес. Поэтому углубляется  и расширяется работа по ознакомлению  с трудом взрослых. Детей учат  интересоваться работой родителей.  Шире становится круг профессий,  с которыми знакомят детей. [ 15, с.20 ]

          В старшей группе программа  предлагает:

- расширять  представления детей о труде  взрослых, учит видеть результаты  труда, его общественную значимость;

-  учить  бережно относиться к тому, что сделано руками человека;

- систематизировать  знания о труде людей в разное  время года;

- объяснить,  что для облегчения труда используется  разнообразная техника (компьютер,  кассовый аппарат, электрическая  швейная машина и т. п.);

- познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства;

- объяснять  детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди  тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

          В подготовительной группе программа  предлагает:    

- познакомить  детей с людьми новых профессий:  менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер;

- рассказывать  о том, что человек должен  творчески относиться к любому  делу;

- знакомить  с профессиями, связанными со  спецификой местных условий.             Во всех возрастные группах ,начиная с младшей, детям прививают уважение к людям труда, учат уважительно относиться к результатам труда.

          Программа Васильевой предлагает  познакомить детей с такими  профессиями как мед. сестра, повар, воспитатель, шофер, продавец, врач, строитель, земледелец, работник транспорта,  связи, швейной промышленности, художник, писатель, композитор, мастер народного декоративно-прикладного искусства.

          Важно отметить что:

  1. программа знакомит детей  творческими профессиями и их результатами труда;
  2. программа знакомит с профессиями, связанными со спецификой местных условий;

       Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.

Более полно  данное направление представлено в программе "Детство".

В игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

      Уже младшем возрасте дети получают свои первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр), из разных материалов (лепка мисочки из глины, куличиков из песка, поделка лодочек из бумаги, шитье одежды для кукол из ткани и т.д.), разными инструментами (ножницы, иголки и пр.). Приобретают свои первые познавательные, речевые, трудовые умения.[16,с.40]

        В среднем дошкольном возрасте  программа «Детство» предлагает  ознакомление с трудом няни, дворника, прачки, повара, шофера, продавца дает  возможность приобщить ребенка  к современному миру, расширить его контакты со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми. Важная задача педагога — познакомить детей с конкретными трудовыми процессами (мытье посуды, приготовление винегрета и т.д.), помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей людей; показать компоненты трудовых процессов (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат); сформировать у детей первое обобщенное представление о некоторых видах труда и  профессиях,  побуждать к отражению  полученных впечатлений в играх. [16, с.107]

          В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Программа ставит перед педагогом задачу — помочь ребенку свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.      Организуя познание, важно раскрыть детям особенности предметов, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда. [16, с.188]

Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста