Формирования словаря детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить оптимальные условия формирования словаря детей дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;
2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.45 Кб (Скачать)
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ результатов  практического исследования.

  

        Анализ, полученных результатов  (таблица №1) на первую и вторую  серию вопросов показал, что  4 из 30 дошкольников не знают названия  профессий обоих родителей, а  также не имеют представления  о структуре этих профессий.  Ещё 2 ребёнка назвали профессии, но отвечая: « Чем занимается человек этой профессии?» - дети говорили: «Ещё не знаю, не спрашивал» или « Денежки зарабатывают». 9 дошкольников не смогли назвать профессию одного из родителей, однако, 5 из них смогли хотя бы коротко рассказать  о трудовой деятельности родителей. Остальные дети дали ответы на вопросы первой и второй серии. Эти дошкольники видят результат труда, этапы его достижения, устанавливают необходимые связи между результатом труда, трудовыми действиями, трудовым оборудованием; результатом труда и удовлетворением определенных потребностей людей.

           Мы подсчитали, какие профессии  дошкольники называют чаще всего.

Дети и  сейчас активно готовятся к поступлению  в школу: и на занятиях в садике, и на подготовительных курсах при  школе, по этому  на первой месте оказалась профессия «учитель». 

      Второе место занял -  «продавец». Думаем это связанно не только с тем , что профессия входит в программу детского сада, но и с нашей современной рыночной  жизнью.

          На третьем месте оказались такие профессии как «воспитатель», «милиционер», «доктор», «пожарник», «повар», «парикмахер», «водитель».

Т.к. данные профессии рекомендованы для  ознакомления в «Программе воспитания детского сада», а также дошкольники  часто в жизни сталкиваются с  людьми этих профессий, дети хорошо знакомы  с ними: называют трудовые действия, трудовое оборудование, имеют представления  об общественной направленности  этого  труда и результате труда. 

         На четвертом месте оказалась  профессия «художник».

          Круг профессий, названный детьми. узок. Мало названо современных профессий.

          66% детей при оценке значимости  профессии, руководствуются внутренними  мотивами. Это отражает понимание  детьми общественной значимости  профессии, требующего высокого  уровня обобщений. 13%  руководствуются  внешними мотивами. 20% детей не  смогли дать ответ на пятую  серию вопросов.

        Мы сравниваем средние показатели  серии вопросов таблицы №2  и №3. Видим что в д./с. №  231 показатели дошкольников выше, что говорит о более планомерной  целенаправленной работе с детьми  по ознакомлению с трудом взрослых. Круг названных профессий был  немного шире у дошкольников  из д./с. № 231.  Дети назвали  профессии «археолог», «актёр», «режиссёр», «клоун», «менеджер». Не было ошибок  на словообразование, тогда как  у ребят из д./с. № 234 ошибки  были. Например,  «подстригатель» -парикмахер, «продавщик» - продавец, «автобусник» - водитель автобуса и т. д. Это говорит о незнании некоторых профессий. А это, в свою очередь, - следствие недостаточного внимания к словарной работе при ознакомлении детей с трудом взрослых.

         Все дошкольники из д./с. №  231 назвали профессии своих родителей,  в то время как многие дошкольники  из д./с. № 234 не могли назвать  профессию либо одного из родителей,  либо обоих. Давались ответы  типа: «профессия -  сам гружу», «профессия -  готовка», «профессия -  доширак», «не знаю».

           Сравниваем таблицы № 4 и №5. Мальчики чаще называли технические профессии такие как «водопроводчик», «электрик», «механик», «таксист», а также «каменщик», «маляр». Это говорит о большом интересе мальчиков к технике, к строительству. Девочки чаще профессии связанные с общением такие как «учитель», «воспитатель», «продавец», «доктор», «парикмахер».

Мальчики  более точно и подробно могли  рассказать о структуре работы отца нежели матери, в то время как у девочек знания о профессии родителей приблизительно одинаковые.

           Итоги показали,  что сложнее  всего дошкольникам было ответить  на вторую серию вопросов, т.к.  для этого необходимы глубокие, точные знания о конкретной  профессии. Не просто поверхностное  представление о профессии, а  умение дифференцировать представления  о процессе труда, иметь высокой  уровень обобщения, что достигается  планомерной последовательной педагогической  работой по ознакомлению детей  с трудом взрослых. А также  необходимо, чтобы родители больше  взаимодействовать с педагогами  в этой работе, т.к. некоторые  дошкольники имеют довольно поверхностное  представление о профессии ближайших  родственников, что показывает  средний балл по первой серии  вопросов. Родители должны, знакомить  детей со своим трудом: какая  профессия, в чём её суть, результат  профессиональной деятельности.

            Итоги показали, что словарь некоторых  дошкольников отстает в развитии  от тех возможностей обогащения  речи ребенка, которое дает  ознакомление с проф. деятельностью  взрослых:

1. Отсутствие  точной лексики в речи  некоторых  детей побуждает использовать  жесты, указательные местоимения,  а также затрудняет участие  дошкольника в беседе, умение  излагать свои мысли о труде  взрослых.

2. Бедность  словаря сказывалась и на эмоциональном  настроении: неспособность ясно  и легко выразить мысль подавляла  детей, некоторые не желали  участвовать в разговоре.

3. У некоторых  дошкольников наблюдалась  узость  обобщения в словаре.

4. Не все дети могли правильно назвать профессию смешивали значения слов «врач» и «скорая помощь», «милиция» и «милиционер», «пожарная» и «пожарник» и т. д.

5. Отсутствуют  навыки в активном использовании  знакомой детям лексики, обозначающей  название предметов, их действий, признаков и количества.

6. Подробные  и полные ответы давали не  все дети, требовались дополнительные  вопросы.

7. Одни дети  оперировали довольно богатым  словарём, другие использовали серьёзные  трудности в подборе слов. Это  говорит о стихийном характере  усвоения представлений и лексике,  об отсутствии целенаправленной  работы со всеми детьми.

           Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию словаря в процессе ознакомления с трудом взрослых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к труду взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. В своих играх старшие дошкольники отображают действие людей той или иной профессии. Но у дошкольников ещё слабые представления об этом.

     Диагностика детей показывает, что уровень знаний детей о современных профессиях невысок, некоторые дети совсем не имеют представлений о различных профессиях, о взаимоотношениях между людьми, другие имеют лишь поверхностные знания. Сюжетно-ролевые игры, отражающие профессии взрослых, – бедные, сюжет не развёрнут, ролевая речь недостаточно развита.

     Целенаправленное  педагогическое воздействие, основывающееся на расширении кругозора детей в  процессе ознакомления с трудом взрослых, обусловливает положительные сдвиги в словаре старших дошкольников и показывает, что знакомство с  профессиями или трудом взрослых – важное средство развития словаря  у детей старшего дошкольного  возраста.

Обогащается словарь в непрерывном изменении  и усложнении содержания непосредственных действий ребёнка и расширении его  представлений о труде взрослых.

       Ребенок, не владеющий словарным запасом, испытывает большие трудности, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Скупость словаря делает речь бесцветной, однообразной, а нередко непонятной для слушателя.

        Учителя отмечают, что дети, у которых богаче словарь а ,следовательно, и запас представлений, лучше решают арифметические задачи, легче овладевают грамматикой, они активнее в умственной работе на уроке. Бедность словаря—характерная черта слабоуспевающего ребенка.

         В программе начальной школы по русскому языку обращено внимание на то, что, развивая речь ребенка, особенно важно заботиться об обогащении его словаря.

        Важность этой проблемы в последние годы подчеркивают исследователи речи детей школьного возраста.

         Особый интерес представляет работа М. И. Омороковой «Активизация словаря школьника на уроках чтения», где рассматривается современное состояние словарной работы в начальной школе, раскрываются ее приемы и методы. М. И. Оморокова отмечает особенности словаря детей: неточное употребление слов, недостаточное их количество для обозначения временных и пространственных представлений, слаборазвитая глагольная синонимика, бедность терминов, обозначающих признаки предметов и действий.

         Эти исследования, особенно анализ ошибок в речи детей, побуждают и, дошкольных работников, по-иному оценить словарную работу, под которой понимается планомерное, систематическое обогащение активного словаря детей незнакомыми или трудными для них словами; воспитание чуткости к смысловым и стилистическим оттенкам; повышение культуры речи. [12, 31]

Поэтому, знакомя детей с профессиями взрослых, мы педагоги имеем богатое поле деятельности для обогащения, активизации словаря дошкольника.

        В основе ознакомления с трудом  взрослых лежит не факт сам  по себе, не явление, представляемое  целостному восприятию ребенка,  а расчленение , дифференцирование компонентов и связей, раскрывающих существенные стороны явления. [11, 25]

        В процессе ознакомления с  трудом взрослых у дошкольников сюжетно-ролевая игра детей становится более содержательной, разнообразной.

        В результате последовательного сообщения детям знаний о труде взрослых, взаимосвязанных с их собственной деятельностью, а также создания устойчивого интереса к трудовым явлениям, у детей происходят существенные изменения в характере и уровне представлений о социальном окружении: целенаправленной становится практическая деятельность детей, развиваются познавательные интересы, становится устойчивым стремление делать полезное и приятное для окружающих. [9, 78]

         Так как труд всегда был основанием для создания благополучия человеческой жизни и культуры. Поэтому он должен быть и основанием воспитательной работы. Прежде всего в труде происходит подготовка гражданина.

        В труде происходит становление  системы отношений личности с  другими людьми, с обществом. Это  и есть нравственная подготовка.

        Труд - важное средство самоопределения  личности, форма проявления личности  таланта.[6, 110]

Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье. [26, 347]

      Систематическое, последовательное использование организованных форм работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в сочетании с предоставлением им возможности использовать полученные сведения в специфических детских видах деятельности, позволяют формировать у старших дошкольников представления о современных профессиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.   Борисова, З.Н. Новые подходы к  проблеме готовности детей к  обучению в школе / З.Н. Борисова // Проблемы формирования ключевых  компетентностей в дошкольном  возрасте: тезисы докладов / Сост. Саввинов В.М. Ситникова Н.В., Колосова Е.Н. – Якутск: МО РС (Я), 2002. С. 75-78

2. Бородач, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородач. - М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

3. Веракса, Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте / Н.Е.Веракса // Вопросы психологии. – 1987. - №4. С. 135-139.

4. Виноградова,  Н. Ф. Умственное воспитание  детей в процессе ознакомления  с природой / Н. Ф. Виноградова.  – М.: Просвещение, 1978.

Информация о работе Формирования словаря детей дошкольного возраста