Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Содержание

. Введение 3
1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
во взаимодействии с семьёй. 4
1.2.Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. 6
2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании
дошкольников 8
3. Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями.docx

— 57.18 Кб (Скачать)

Декабрь

  1. Разработать совместно с родителями статью для журнала «Десяточка», выпускаемого в дошкольном учреждении, на тему «Как научить ребенка защищать природу».
  2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.
  3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).

Январь

  1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
  2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
  3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
  4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Февраль

  1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
  2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
  3. Оформить передвижную папку для родительского уголка«Люби и охраняй окружающую природу».
  4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).

Март

  1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
  2. «Экологический десант» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
  3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.
  4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
  5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»

Апрель

  1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
  2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
  3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
  4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

  1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
  2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
  3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». 
  4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

 

Формы и методы работы с родителями:

  1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
  3. Изготовление фотоальбома.
  4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
  5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
  6. Участие родителей в субботниках.
  7. Сбор пластиковых отходов.
  8. Проведение совместных экологических экскурсий.
  9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место  в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

•  физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о  здоровье;

•  эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

•  условия развития, включая  общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед  педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального  природопользования.

Сотрудничество с семьями  детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия  не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического  процесса, но и вносят в этот процесс  необходимую ребенку особую положительную  эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –  воспитать экологически грамотного человека.

Список использованной литературы

  1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
  8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
  9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для  родителей «Насколько вы компетентны  в вопросах экологии?»

  1. Ф.И.О.
  2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
  3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
  4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
  6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
  7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
  8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя  вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут  травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах   Подмосковья,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить

наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать  им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в  природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных  растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья — насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар — это беда  леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы — земной красы  начало.

13. Первоцветы — вестники  весны.

14. Давайте беречь воду!

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Сбережем родную природу

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям  обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная  среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие  ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу  отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера  можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким  детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок  будет принимать участие в  трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в  уходе за растениями сада, огорода  Ваши дети?

3. Концерт силами детей  «Руская природа».

4. Обсуждение с родителями  увиденного.

• Считают ли они, что  такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного  края, стремлению беречь ее.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями