Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 11:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 188.39 Кб (Скачать)

     Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.

     Педагогический процесс в наиболее полной мере позволяет реализовать программно-целевой подход в планировании работы школы с ориентацией на конечный результат - всестороннее, гармоничное развитие личности. 

8. (см.7 )

     Педагогический процесс имеет свои законы и закономерности, отражающие его целостность.Закон - внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимость. Закон выражает определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, повторяющиеся существенные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других.

     Диалектический путь познания истины состоит в установлении законов. Познать закон, значит понять его действие. Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой круг явлений распространяется их действие. К первой группе принадлежат законы, сфера действий которых сравнительно узкая, так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широкая и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях.

     Научные законы классифицируются и по другим признакам. Например, различают законы, определяющие связи между явлениями во времени и в пространстве, законы динамические и статические и др. 

9.Соотношение понятий социализации и воспитания. Основные факторы социализации личности. 

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1)      интегрирует индивида в общество, а также в различные типы

социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и

ценностей;

2)  способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2)  игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3)  групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию - т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности. 

10.Цели и задачи воспитания человека, особенности их реализации на современном этапе 

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.

     Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Иногда в качестве цели воспитания называют и развитие личности человека как субъекта деятельности, включая развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности и ответственности; мотивации самоактуализации, самосовершенствования и др. Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ.

Основные задачи:

- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

- приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности;

- формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;

- воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;

- развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;

- формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;

- развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;

- усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- организацию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;

- эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков, организации работы по месту жительства и т.п.;

- организацию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, содействие созданию детских и молодежных организаций; 

11.. Образовательная политика РФ на современном этапе. 

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Настоящая   Концепция   представляет   собой   систему  взглядов,

принципов  и  приоритетов  государственной  образовательной  политики,

которые  диктуются  полиэтничным  характером российского общества и ставит   перед  системой  образования  два  рода  проблем.Во-первых, это необходимость организации в структуре всеобщей единой и

целостной      системы     образования     учреждений,     реализующих

общеобразовательные    программы    с    этнокультурным   региональным

(национально-региональным)  компонентом,  с  обучением  в том или ином

объеме   на   родном   (нерусском)  и  русском  (неродном)  языках,  с

содержанием  гуманитарного образования, выстроенном на иной, нерусской

культуре.   Эти   учреждения,  обеспечивающие  равноценную  подготовку

молодежи,    удовлетворение    ее    этнокультурных    образовательных

потребностей,  по  своим  главным  целям,  по  внутреннему содержанию,

структуре  и  организации должны представлять собой интегральную часть

образовательной  системы,  равнозначный  элемент  единого  российского

образовательного пространства.

     Другая  диктуемая  полиэтничностью  российского  социума проблема

задается   необходимостью   включения   в  число  главных  приоритетов

образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели

духовной   консолидации  многонационального  народа  России  в  единую

политическую  нацию.  Это  задача  обеспечения внутренней устойчивости

этнически  разнохарактерного  общества, его сплочения в согражданство,

объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.

Национальная   образовательная   политика   Российской  Федерации

основывается на следующих принципах:

     -признание  исключительной  роли  образования  как стратегического

ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного

фактора   обеспечения   национальной  безопасности  многонационального

государства;

    - единство     федерального    культурного    и    образовательного

пространства, равноправие на сохранение и развитие всех языков народов

России,  защита  и развитие системой образования национальных культур,

региональных   культурных   традиций   и   особенностей,   запрет   на

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"