Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

Работа содержит 1 файл

0868455_AB709_otvety_k_ekzamenu_po_discipline_sovremennye_problemy_nauki_i.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

При этом процесс  обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями  которого являются  преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной  технократической парадигме в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая парадигма.

 Для нее  человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.

Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение  образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все  во имя человека».

  • Педоцентристская и детоцентристская парадигмы

Педоцентристская  парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентристская  парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы  развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

 В рамках  данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания.

При этом личностные качества, интеллектуальные способности  и интересы ребенка учитываются  недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

  • Социетарная и человекоориентированная парадигмы

В основе социетарной  парадигмы лежит принцип государственного управления обществом.

Именно  государство определяет характер и  цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью.

Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и  его родителей, так и педагога.

 Образовательные парадигмы

Компоненты  парадигм

Индустриальное  общество

Постиндустриальное  общество

Ценности 

образование для  общественного производства;

образование для  самореализации человека в жизни, для  личной карьеры;

образование в  интересах общества;

образование для производства

Мотивы 

учение обучающихся  как обязанность;

деятельность  педагога как исполнение профессионального  долга 

заинтересованность  обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов

заинтересованность  педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними

Нормы

- ответственность  за учение обучающихся несет  педагог;

- авторитет  педагога держится за счет  соблюдения дистанции, требуя  от обучающихся дисциплины и  усердия 

- обучающиеся  принимают на себя ответственность  за свое учение;

Цели 

- направленность  учения на приобретение научных  знаний;

- учение в  молодости как «запас на всю  жизнь» 

- направленность  учения на овладение основами  человеческой культуры и, в  т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.);

- учение в  течение всей жизни

Позиции участников учебного процесса

- педагог передает  знания;

- педагог над  обучающимися 

- педагог создает  условия для самостоятельного  учения;

- педагог вместе  с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы

- иерархический  и авторитарный методы;

- стабильная  структура учебных дисциплин;

- стабильные  формы организации учебного процесса;

- акцент на  аудиторные занятия под руководством  педагога 

- демократический  и эгалитарный (построенный на  равенстве) методы;

- динамичная  структура учебных дисциплин;

- динамичные  формы организации учебного процесса;

- акцент на  самостоятельную работу обучающихся

Средства 

- основным средством  обучения является учебная книга 

- учебная книга  дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ

Контроль и  оценка

- контроль и  оценка производятся преимущественно  педагогом 

- смещение акцента  на самоконтроль и самооценку  обучающихся 


 

 
9. Полипарадигмальность как парадигма  современной педагогики.

Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в  его использовании и распространении  принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта  парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

Сегодня в науке  допускается сосуществование различных  парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях обр-я  при определяющей роли одной из парадигм.

Полипарадигмальность  предполагает сосуществование нескольких методол-их систем, в рамках кот. выстраиваются  целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме пед. теорий, технологий, систем ОиВ что признается многими  учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).

Принцип полипарадигмальности хар-ся в пед-ке след. положениями:

* ориентация  пр-в социализации и индивидуализации  личности на различные парадигмальные  установки;

* использ-е разл. парадигм на стратегическом (идеол-м) и оперативном уровнях одним педагогом;

* зависимость  выбора педагогом парадигмы от  уровня сформир-ти мотивации учения  шк-в (пассивной и активной  установки на собственное интелл-ое  развитие);

* сочетание  элементов разл. парадигм в рамках  конкретной технологии образования;

* существование  внутри каждой парадигмы частных  парадигм, каждой из кот. присущ  свой, специфич.набор представл-й  о целях, содержании и пр. ВиО

Сегодня можно  говорить о существовании 2х основных парадигм в совр. образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.

Традиционная парадигма:

Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами

Ориентац-е  ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"

Роль обуч-го: пассивная

Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З 

Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"

Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.

Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный

Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное

Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль

Осн. Форма  пед. д-ти: Монолог

Хар-р обр-й  среды: Жестко структурированная, закрытая

Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом

Характер  управления: Жесткое, однозначное

Личностно ориентир-я парадигма:

Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств

Ориентационные  ценности: Личность и культура

Роль обучаемого: Активная

Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта

Характер  приобретаемых знаний : Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный"

Принципы  обучения: От внутр-го - к внешнему

Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий

Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное

Способы орг-ии УД:Проектные, исследовательские

Основная  форма ПД: Диалог

Хар-р обр-й  среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений

Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв.

Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление

 

Следует отметить факт зависимости  выбора пед. парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.

Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением пед. мудрости. Сформулированный совр. педагогикой  в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет  снять имманентную различным  парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретич. Иссл-х, так и в обр. практике.

 

10.Возникновение научных идей в педагогике.

Преднаука.

Египетская, Шумерская цивилизации. Возникновение первых школ при дворцах  царей и вельмож.

Накопление знаний в области в области математики, химии, медицины, фармакологии.

Шумеры – колесо, цветное  стекло, бронза, длительность года: 365 дней, 6 часов, 15 мин.,41 сек.

Появление систем образования: Греческая, Римская.

Появление известных мыслителей: Пифагор, Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон.

Развитие системы  образования в Древнем Риме и  развитие науки.

Варрон, М.Т. Цицерон, Л.А. Сенека, Квинтилиан.

Их учение формализовало  новую систему знаний о мире.

Формирование  основ научно-педагогического знания в эпоху  Средних веков – это с одной стороны, стремление к постижению подлинного знания, а с другой – исследование текстов святого писания. Это период, где формируется жесткая цензура знания. Развитие церковных школ и церковной культуры. Начало Средневековья – падение Рима (476 г.) IV – X – «Темные века» XI – XIII – «Высокое средневековье»  XIV – XV – «Позднее средневековье»

Наука в этот период сосредоточилась на развитии техники.

Ветряные мельницы, совершенная конная упряжка, доменные печи, огнестрельное оружие, книгопечатание… Развитие науки обеспечивалось системой профессионального обучения

Эпоха Возрождения XIV – XVI вв.

Это период разделения знания и веры. Отличительная черта  эпохи – светский характер культуры и ее антропоцентризм. Развитие науки повлияло на представление людей о мире и месте человека в нем. Н.Коперник, Д.Бруно, Г. Галилей – открытия в области астрономии

Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон – открытия в философии  и естественных науках.

Т. Мор, Т. Компанело, Витторино да Фельтре – новые гуманистические идеи.

Новое время XVI – XIX вв.

Период неклассического  развития науки.

Я.А. Коменский (1592 – 1670) появление педагогической науки

Основные педагогические идеи:

  1. Всеобщее обучение
  2. Система образования (школы)
  3. Классно-урочное обучение
  4. Система дидактических требований

Д. Локк – tabula rasa. о воспитании джентльмена

Из всех людей, с которыми мы встречаемся 9/10 становятся тем, что они есть: добрыми или  злыми, полезными или нет благодаря  воспитанию.

Задача воспитания Воспитание джентльмена – человека, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, не мешая другим.

Условие воспитания Джентльмен должен получить образование дома, а не в школе. Школа – это пестрая толпа дурно воспитанных детей

Ж.Ж. Руссо – свободное воспитание

  • Основные положения теории естественного воспитания Ж. Ж. Руссо

В воспитании ребенка  участвуют три фактора: Природа, люди и вещи

Воспитывать природосообразно – значит следовать естественному  ходу развития ребенка

(У Коменского  – по-другому)

Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды, нравы, правила, а должен предоставить ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе

Теория  элементарного образования  И. Г. Песталоцци

Элементарное  образование это выделение простейших элементов обучения, что позволяет непрерывно двигаться в усвоении знаний («метод Песталоцци»)

Здесь имеют  место три правила

  • Учить смотреть на каждый предмет как на целое
  • Знакомить с формой каждого предмета
  • Знакомить с наименованием наблюдаемых явлений

Элементарное образование должно содействовать переходу от беспорядочных, смутных представлений к четким и ясным понятиям

Элементарное  образование включает умственное, физическое и нравственное воспитание в гармоническом  сочетании

И. Гербарт – приведение обучения в соответствие с законами психической деятельности.

Теория «ступеней  обучения»  И. Гербарта

Ведущая научная  идея: процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют четыре ступени обучения

  1. Ясность – изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано и углубленно рассматривается
  2. Ассоциация – связь нового материала со старыми представлениями
  3. Система – поиски учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний
  4. Метод – применение полученных знаний к новым фактам, явлениям (упражнение)

(здесь имеет  место попытка создать универсальную  схему урока)

 

И. Кант – гипотеза о возникновении космических  тел. В философских произведениях  разрабатывает  теорию критики «чистого разума»

Ч. Дарвин –  раскрыл основные факторы эволюции органического мира и выдвинул гипотезу о происхождении человека.

Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»