Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

Работа содержит 1 файл

0868455_AB709_otvety_k_ekzamenu_po_discipline_sovremennye_problemy_nauki_i.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

2–  ограниченную прямую можно неограниченно продолжать в обе стороны;

3  -  все прямые углы равны  между собой.

 

Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки  характеристикам популяции или  генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько  возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Вали́дность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько  методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.

 

 
12. Способы научных измерений  в педагогике. Количественные и  качественные показатели в педагогике  и психологии.

Количественные методы.

1. Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

2. Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

3. Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:

· Шкалы наименований (или номинальные).

· Шкалы порядка (или ранговые).

· Интервальные шкалы.

· Шкалы отношений.

Шкалы наименований - самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения  в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т.д.

В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т. д.

«Сильные» шкалы - интервальная и шкала  отношений - обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, «сильные».

Качественные  методы исследования

Качественные  исследования направлены на получение  глубокой, развернутой информации о  предмете исследования. В отличие  от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п.

  • ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Глубинное интервью – неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает не заполнение формальной анкеты, а получение от респондента развернутых ответов на вопросы. Беседу проводит квалифицированный специалист, задача которого – понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу. Интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Также осуществляется видео или аудиозапись интервью. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью ("транскрипт"). Видеозапись помогает также учесть при анализе невербальные реакции респондентов.

  • ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Экспертные  интервью  - разновидность глубинного интервью, в котором отбор респондентов осуществляет по уровню компетентности.

Экспертный  опрос  позволяет выявить интерпретации различных явлений и процессов, уточнить гипотезы, разработать прогнозы и т.д.

Интервью проходят в форме беседы по заранее составленному  специалистом-социологом плану, исходя из целей и задач клиента.

В качестве экспертов могут выступать продюсеры, представители прокатных компаний, директора кинотеатров, кинокритики и прочие лица.

Экспертные  интервью могут проводиться при  подготовке бизнес-планов новых проектов, киностудий и проч.; на стадии разработки концепции кинопроекта, в сценарный, монтажно-тонировочный и прокатный периоды работы над фильмом.

  • ФОКУС-ГРУППЫ

Фокус-группу можно  определить как групповое глубинное  интервью, сфокусированное на исследуемой  проблеме или конкретном объекте, направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме или восприятия того или иного объекта, выявления мотивации тех или иных действий потребителей. Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении и может продолжаться от одного до четырех часов. Ведущий дискуссии (модератор) по специально разработанному сценарию (гайду) предлагает участникам выразить свои мнения, отношения, оценки, описать привычки согласно теме исследования. В задачу модератора входит использование групповой динамики с целью получить глубинную, часто неосознанную информацию о продукте, марке, проблемах, предубеждениях, отдельных характеристиках марки и т.п. Обычно количество участников составляет 8-12 человек, не знакомых между собой, не объединенных общими интересами, идеями и т.д. Общее число фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и от степени дифференциации целевых групп.

 

 
13. Роль эксперимента в получении  научного знания.

13. Роль эксперимента  в получении научного знания.

Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.

Экспериме́нт - в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами.

В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.

      В состав эксперимента входят  два элемента: средства познания  и предмет

познания.

 

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.

Специфика эксперимента состоит также в том, что в  обычных условиях процессы крайне сложны и запутанны, не поддаются полному  контролю и управлению. Поэтому возникает  задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.

    

 

Этапы эксперимента:

  • Сбор информации;
  • Наблюдение явления;
  • Анализ;
  • Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление
  • Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

Виды  эксперимента:

В зависимости  от способа организации: лабораторный, естественный и полевой эксперименты. 

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные.

В зависимости  от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. 

Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные и определить способы их контроля.

Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости  от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. 

Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

 

 
14. Получение нового знания как  важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного  исследования. Новое знание в  педагогике.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Научная новизна  – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных. 
Научная новизна характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования - новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации. 
Суть этой оценки результатов исследований состоит в том, чтобы строго, без преуменьшений и преувеличения (к последнему нередко стремятся диссертанты), перечислить те новые положения, которые добыты и сформулированы исследователем.. 
Виды новизны. 

-теоретическая  новизна (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д)

- практическая (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.).

 В зависимости  от типа работы (фундаментальная,  технологическая) на первый план  будет выходить его теоретическая  или практическая новизна или  оба вида одновременно. 
Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:  
- обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития; распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;  
- рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям;  
- вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента - это уже заметная заявка на оригинальность; 

- детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.  
 
Элементы новизны, которые могут быть представлены в научном исследовании:  
- новый объект исследования 
- новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);  
- новый метод решения;  
- новое применение известного решения или метода; 

Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»