Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

Значительная фигура российского  дворянского Просвещения — Радищев. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» рассматривалась как призыв к бунту, революционный манифест: он отличает крепостничество, лицемерие гос власти, указывает на отсталость России в просвещении крестьян, выступал против цензуры. Что предлагал Радищев для изменения положения в обществе:

-он разделяет идею равенства всех людей от рождения

-закон должен быть одним для всех

-за равномерность распределения в обществе собственности

-за умеренность в наказании переступивших закон

-за почитание межи,разделяющей владения.

Все эти идеи вписываются  в рамки реформаторской деятельности. Книга, написанная им в ссылке «О человеке, о его смертности и бессмертности» построена как диалог между материалистическим и идеалистическим подходами к человеку. Он считает, что душа и тело равны. Главным достоинством явл разум. Вся природа свидетельствует о том, что человеческая душа бессмертна. Он считает, что душа есть реальная сила, к-ая не может исчезнуть, по скольку она властвует над телом. Мысль может побороть телесность. Пример:мученики. За пределами жизни душа перейдет в совершенное состояние.

 

12.Социальные отношения и их значение в жизни общества.

Социальные  отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей. Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения: 1)под ним подразумевается определенное состояние или положение  А и Б, т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу (производственные отношения) , 2)это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого (отношения дружбы). Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае  взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей. Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

 

13.Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.

Томас Гоббс  – философ Нового времени. Эмпирик. Гл произведение – «Левиафан».  Гоббс не допускает существование бестелесных духов, но придерживается идеи существования Бога. Он рассматривал Бога как источник начальной “энергии мироздания, как первопричину всего сущего”. Бог не вмешивается в течение земных событий. Геометрия - стержневой научный метод изучения природы. Построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в области политики. Эти методы потому не используются при изучении общества, что их применение может затронуть частные интересы людей.  В центр исследования следует поставить не частные вопросы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни. По Гоббсу если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что существенной частью общества является человек, гражданин, т.е. человек в государстве. Гоббс проводит аналогию между государством и машиной, “искусственным телом”, которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство – это “механическое чудовище”, обладающее страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы. В своем произведении “Левиафан” Гоббс уподобляет этому “земному Богу” государство, поскольку оно не находится в зависимости от воли отдельных людей – оно устанавливается навечно. Он  называет “Левиафан” искусственным человеком. От  деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, общее благо людей, их согласие, что составляет “здоровье государства”; его отсутствие приводит к “болезни”, гражданским войнам и даже смерти государства. Следовательно все люди заинтересованы в совершенном государстве. По Гоббсу государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Наилучшая форма гос правления – абсолютная монархия. Понятие добра и зла различаются только государством. В основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы – стремление к самосохранению. Нравственные ценности носят относительный характер. Естественный закон нравственности совпадает с гражданскими добродетелями в идеальном гос-ве, поскольку величайшим благом для человека является гражданский мир.

 

14.Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

Рациональное  познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: 1)  направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); 2) отвлечение от их единичных свойств; 3)  опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); 4) непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли). К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки предметов, суждение – мысль, отражающая явления в его связях с другими явлениями,  умозаключение – процесс мышления, в результате к-ого из нескольких суждений выводится новое.

 

15.Философия жизни Ницше.

Ф. Ницше – нем философ, представитель конрткультуры и негилизма. В культуре, по Ницше, мировая воля должна увидеть саму себя, произвести человека, породить гения. Античная культура, считает Ницше, была разрушена попытками её познания рациональными и логическими средствами. Сократ положил начало этому разрушению, перейдя к попыткам осмыслить мир логическим способом. По  Ницше, переход к рационализму в культуре и искусстве привёл к разрушению искусства, его художественной целостности. На Ницше большое влияние оказывает естествознание его времени и философия науки того времени - позитивизм. В философию Ницше входят понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек» понимаемый больше в биологическом смысле. У Ницше нет логически связанной и выведенной системы понятий, но определённая логика в его философии была. Ницше стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма.  Центральным понятием философии Ницше выступает понятие «жизнь». Ницше понимает жизнь, как чисто биологическое явление, то, как психологическое переживание.  Основой жизни явл воля к власти, основанная на тяге всего живого к самоутверждению.  Историю. По Ницше, творят высшие классы. А людей он делит на людей массы и аристократов духа. Ницше был атеистом. Он считал, что появление Сверх-человека сдвигает Бога на второй план. Человек есть всё в этом мире. Вводит такие понятия, как: переоценка ценностей, сверх-человек, аристократы духа, люди массы.

 

 

16.Понятие культуры. Типология культур.

Культура – качественная характеристика жизнедеятельности человека и создаваемой им реальности, где приоритетными явл духовные ценности. Духовность – это проявление внутренней свободы личности, разделяющей высшие идеалы добра, красоты и стины.  Гегель назвал культуру второй природой. Культура вкл в себя такие понятия как, ретаулы, обряды, традиции. Это образ жизни в целом. Она вкл в себя язык, мифологию, философию, эстетическое, нравственное и религиозное понимание мира.  Схематические движение культуры можно изобразить как взлет и падение (волнистая линия). Функции культуры : 1)коммуникативная, 2)компенсаторная (религия компенсирует то, чего человек не имеет), 3)аккумулирующая (аккумулирует истор память), 4)познавательная, 5)воспитательная. В культуре выделяется два начала – аполоновское и дионисистское. Аполоновская – выражает рациональное в развитии культуры (причинные связи). Дионисистская – иррациональное, неповторимое, уникальное в культуре. В любой культуре можно выделить два этажа – национально-этнический и общечеловеческий. Гегель видит единую культуру. В ней есть прогресс.  Данилевский и Шпендлер утверждали несводимость различных культур к единой. В культуре существует норма, эталон. Большую роль играет символика. Типы культуры:  1)природно-символическая (первобытно-магическая)-здесь духовное проявляется через природную символику, 2)антропокосмогоническая (античность) – ориентация на космос как совершенство, идеал красоты и гармонии, 3)религиозный (средние века), 4)универсально-гармонический (Возрождение), 5)рационально-нарматичный (классицизм), 6)критико-просветительский (эп Просвещения), 7)романтически-утопическая (Новое время), 8)индивидуально-прагмотический (буржуазия), 9)тоталитарно-бюракратический, 10)демократически-технотронный (постиндустриальная).

 

17.Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.

Психоанализ - комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии. . Основные идеи психоанализа: бессознательное (особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека); cознательное (одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Основатель учения о бессознательном явл З. Фрейд.  Бессознательное выступает в качестве скрытой причины сознательных действий. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия. А структуре человеческого духовного опыта имеется три уровня: 1)бессознательный – ОНО, к-ое управляется либидо (влечение,страсть)-психической энергией сексуальных влечений, 2)Сверх-Я –социально-культурные нормы,усмтановки, образующуе систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтр, переходит в разряд бессознательного, 3)Я-сознание, задачей к-ого явл согласовать требования Сверх-Я и ОНО, необходимо установить между ними компромис. Одна из важнейших категорий психоанализа – это «Эдипов комплекс» - эротическое бессознательное влечение к родителю противоположного пола. По Фрейду каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество  подавляет  эти влечения. Это вызывает враждебное отношение к обществу. Труды Фрейда: «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Недовольство культурой». Учение Фрейда продолжил швейцарский психолог Юнг. Он отверг определяющую роль сексуальных мотивов в формировании психики. Такую роль играет  «коллективное бессознательное» - общее для всех людей первообразы или архетипы, проявляющие себя в снах. Архетипы – результат предшествующего филогенетического развития, опыта предыдущих поколений. «Коллективное бессознательное» - одинаково для всего общества. Фрейд и Юнг отметили опасность, грозящую человеку в случае захвата агрессии им (примитивные формы бессознательного). Архетипы – это не только враждебные установки и цели группового поведения, они вобрали в себя и весь положительный опят совместной жизни людей в окр среде.

Неофрейдизм - направление в психологии, развившееся из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Главой нового направления психоанализа стал Эрих Фром (неофрейдист), к-ый преодолевая ортодоксальный фрейдизм (пансексуализм Фрейда), отказался от учения о либида, сублимации. Основная проблема его исследования – это взаимодействие психоаналитических и социально-эконом факторов в процессе общественного развития. Современное общество вступает в конфликт с человеческими потребностями. Неофрейдисты уже на основе базовых идей  философии Фрейда стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Труды Фрома: «Иметь или быть», «Искусство любить», «Бегство от свободы», «Душа человека».

 

18.Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.

Создателями теории отчуждения личности были французский  просветитель  Руссо и Локк с Гоббсом. Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности , которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Например марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Маркс выделял 4 вида отчуждения:от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. ( в работе «Капитал»). Маркс рассматривал работника как деталь огромной машины, а рабочую силу как товар, покупаемые за счет зарплаты. Работник должен работать на капиталиста, чтобы прожить, тк капиталист имеет средства производства. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям. При появлении свободы у человека формируется ответственность как перед государством в целом (ЗАКОН), так и перед обществом, перед самим собой.

 

19.Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм.

Платон – древнегреческий философ, один из создателей философской мысли. Принимал сторону объективных идеалистов (надприродное сознание). Платон рассматривал мир через призму мира идей и мира вещей. Идея – некая парадигма, первооснова, включается в опред класс предметов. Мир вещей – бледная копия мира идей. Идея не воспринимается чувствами, она только мыслится (существование идеи человека вообще). У Платона Бог-Демиург-Бог Зодчий. По теории познания Платона, природа не явл истинным бытием, учение о ней относится к мнению (вере). К истинному знанию относится учение о душе. Душа – бестелесная сущность, неделимая, неосязаемая. Бессмертная. В диалоге «Тимей» Платон вводит понятие Демиурга. Добрый Демиург создает мир, чтобы перенести из мира идей добро в чувственный мир. Для этого он создает мировую душу, с помощью к-ой формируются 4 стихии и смешение к-ых образует телесную природу. Получается мир, к-ый имеет душу и потому живой, упорядоченный. Знания об идеях сохраняются в душе как воспоминания об увиденной ею в потустороннем мире. Платон был сторонником переселения душ, этим он объяснял существование животных – они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле. Этика Платон – произведения «Федон» и «Гос-во». Он считает, что у человека присутствует три типа души: разумная (философы), аффективная (воины) и                       (обычные люди). Он создал теорию идеального государства, коим управлять будут философы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"