Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

Учение Соловьева о  всеединстве во многом созвучна философия Флоренского. Это софийная философия, имеющая свои особенности. Мир находится в рабстве у пожирающей смерти, и в этих условиях наше сознание видит единственное спасение, чтобы обрести некие абсолютные устои — истину. Работы: «Иконостас», «Философия имени». Путём сложных логических рассуждений, Фларенский приходит к выводу, что Истина - Христианская Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух). Узнать эту Истину можно только через любовь, к-ую дает вера. Бог порождает каждую тварь, и ее предвечный образ присутствует в Боге. Вместе с тем, каждая тварь любит Бога. Фларенский приводит к признанию всеединства, утверждая спасительный путь для каждого через любовь к Богу и его творению — человеку.

По Бердяеву, человек как носитель первоначальной свободы есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра или зла. Свобода человека заключена именно в творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе между ними. Поскольку человек рожден из добытийственной свободы и сам обладает свободой (в этом он равен Богу), то задача философа заключается в том, чтобы обосновать не теодицею (оправдание бытия Бога), а антроподицею (оправдание человека). Для Бердяева «искание смысла первичнее искания спасения».

 

28.Политические отношения. Государство и общество.

Политические отношения  появились с формированием классов  в обществе.Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики: их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют в поступках, действиях, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями. Такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития. Нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения отличаются от экономических отношений, где доминируют частные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей. Отпечаток этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его деятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и общее, интересы личные и общественные или групповые.

 

29.Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире.

Мировоззрение — система представления мира человеком, его взгляды.

Истор типы мировоззрения:

1)Мифологическое мировоззрение — мы (люди) — оно (всё остальное). Сикретическое мировоззрение (нерасчлененное)

2)Религиозное — религия и объединяет и разделяет людей (одной веры — объединяет, разной веры — разделяет). Основные понятия: Политеизм -многобожие, монотеизм — единобожие. Античные религии: 1)анимизм, 2)тотемизм, 3)фетишизм, 4)магия.

3)Философское — каждая конкретная наука в процессе познания мира всегда стремится отрешиться от субъекта. В то время как философия решает вопросы через призму субъекта и объекта. Функции философии: 1)мировоззренческая; 2)методологическая — сост в определение способов достижения какой-либо цели; 3)критическая — расширение критической сферы мышления; 4)аксиологическая — ценностная. Философия пытается понять конечное основание бытия.

В состав мировоззрения входят: мироощущение, миропонимание и мироосмысление.

Сферы познания: 1)эмпирическое, 2)теоретическое, 3)математическое, 4)формально-логическое, 5)философское.

Основания человеческого бытия: Социальная общность — труд — сознание.

Формы духа: мораль — искусство — наука.

Виды  освоения человеком мира: 1)польза (какая польза от внешнего позанния); 2)познание (пытаемся понять окр мир); 3)этика (моралистика); 4)религиозное; 5)художественное.

 

30.Категория «материя»: подходы к истолкованию

Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая; химическая; биологическая; социальная; механическая.  Исторические виды материализма: 1)наивный стихийный материализм древних (Гераклид, Эмпидокль, Ливкин, Димакрид, Лукреций Кар, Эпикур); 2)механический и метафизический материализм (Бэкон, Локк, Гоббс); 3)диалектический (Энгельс на основе работ Гегеля (идеалист)).

Франц материалисты эпохи Просвещения (Гольбах, Гельвеций) — материя — многообразие предметов, к-ые, существую независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств.

Философы  эпохи Просвещения (другие) — материя — субстанция, сонова всего существуюшего в мире.

Атомисты (Демокрит) — Вселенная состоит из первокирпичиков, атомов.

Задача  философии — исследовать всеобщие свойства материи, обеспечивающих единство объектов мира. Любой объект материального мира можно рассматривать как систему — целостность, характеризующаяся наличием элементов и связей между ними. Материю нельзя потрогать, это нечто неощущаемое, невопринемаемое ораганами чувств, только материальне объекты можно ощутить. Свойства материи: несотворимость, неуничтожимость, вечность существования, движение, изменение, саморазвитие, превращение, причинность.

 

31.Теория познания И. Канта.

И. Кант — дуалист. Его философия делится на два периода (критический и докритический). Основные вопросы: 1)что я могу знать (философия); 2)на что я смею надеяться? (религия); 3)что я должен делать? (мораль); 4)что такое человек? (антропология). Периоды: 1)докритический — (материалист). Кант ученный в области географии, физики, астрономии. Кант выступает как стихийный материалист и пишет свою работу «Всеобщая естественная история и теория Неба». 2)критический (идеалист) — возникновение трех великих критик: 1.Критика чистого разума; 2.Критика практического разума; 3.Критика способности суждения. Эти критики явл последними ступенями его трансендентального идеализма.

До Канта в центре познания стоял объект познания, в центре уже Кантовской философии стоит человек, изучающий объект (субъект). Именно субъект, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опят) и трансендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансендентальному — надиндивидуальное начало в человеке.

Кант пытается понять, как  возможно достоверное знание, те объективное  знание. Он считал, что объективность  знания обусловливается надиндивидуальными качествами человека.

Пространство и время  — субъетивные формы материи. Мы рассуждаем о мире субъективно (по Канту). Познающему субъекту по природе  присущи некоторые врожденный (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассуждения. Рассудок — это мышление, опирающееся понятиями и категориями, он упорядочивает восприятие человека. По Канту, когда человек при помощи своего конечного рассудка рассуждает о мире в целом, от к-ого он не имеет опыта, то рассудок впадает в иллюзии, он запутывается в противоречиях. По его мнению, мы можем познать то, от чего имеем опыт. Кант разработал учение учение об антиномиях разума. Антиномия — противоречивые взаимоисключающие положения (пример:мир — конечен и мир — бесконечен;).

Человек, по канту, житель двух миров: мира природы (чувственного мира) и мира свободы (умопостигаемого мира). В  мире свободы действует не теоретический, а практический разум, он руководит поступками человека. Движущей силой разума явл не мышление, а воля, к-ая автономна. Закон практического разума — это нравственный закон. Это опред-ые требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требование (предписание) — поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений. Если поступок одного человека явл примером для других людей — это нравственный поступок.

 

 

32.Интуиция и ее роль в познании.

Интуиция — это способность постижения истины, путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства: чутье, догадка, проницательность. Она моментально находит ответы на вопросы. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция).  Платон утверждал, что созерцание идей есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Р. Декарт утверждал: «Под интуицией я разумею понятие ясного и внимательного ума». Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция) Фейербах Л.  Интуиция понималась как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

Этапы постижения интуиции:

1)накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти;

2)несознательное комбинирование абстракций, переработка накопленных образов и правил в целях решения опред задачи;

3)четкое осознание задачи;

4)неожиданное для человека нахождение решения задачи (доказательство теоремы, создание худ образов, военного решения).

В интуиции весь процесс познания происходит мнгновенно, автоматически, тк благодаря большому опыту и  культуре мышления он перешел из сознания в подсознание.

 

33.Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

В философии Нового времени  выделились два направления: эмпиризм (опыт) и рационализм (разум). Представители:

эмпиризм: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс; рационализм: Р. Декарт, Лейбниц, Спиноза.

Бэкон — знаменитый англ полит деятель, философ. Основное произведение «Новый органон». В нём он заложил основы материалистического понимания природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания, направленного на экспериментальное изучение природы. Этот метод в основе был метафизическим и исходил из того, что изучаемые предметы и явления природы неизменный и существуют изолированно, вне связи друг с другом. Ключом к пониманию природы он считал индуктивный метод, где порядок доказательства — от частного к общему. (его основы заложил СОКРАТ!!!). Ф. Бэкон был метафизическим материалистом. Материю Бэкон характеризовал как первооснову и первопричину всего сущего. Понятие материи мы накладываем на предметы и явления, к-ые мы можем ощутить. Саму материю ощутить мы не сможем. Материя существует только в движении, пространстве и времени. Движение — это способ существования материи, пространство и время — это формы существования материи. Пространство (по Бэкону) — это объективное место, постоянное занимаемое частями материи. Время — объективный измеритель скорости движения материальных объектов. Движение — это перемещение.

По Бэкону природа познаваема, но на пути к ее познанию лежат препятствия. Главное препятствие — засоренность сознания людей идолами — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Бэкон выделяет 4 вида идолов:1)идолы рода; 2)идолы пещеры; 3)идолы рынка; 4)идолы театра.

1)Идолы рода — ложные представления о мире, присущие всему человеческому роду, к-ые явл результатом ограниченности человеческого ума.

2)Идолы пещеры (внутреннего мира) — индивидуальные ошибочные представления. У каждого человека есть свой субъективный внутренний мир. Идолы пещеры зависят от прирожденных св-в, от воспитания и образования и от авторитетов, к-ым он слепо поклоняется.

3)Идолы рынка — это ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенным на рынках и площадях. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, что отвлекает людей от изучения явлений природы.

4)Идолы театра — это ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем.

В основе индуктивного метода лежат: наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент. Для того, чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить большое кол-во плодоностных опытов. Ученных естествоиспытателей Бэкон сравнивает с муравьями — по крупице они собирают знания и опыт. Ученых схоластов (рациональное обоснование Бога) с пауками — создают из самих себя затянутый узор своей паутины. Но лучшими ученными он считал тех, кто подобно пчелам по крупице собирают нектара опыта, чтоб получить из него полезный как мед продукт.

Декарт - «Cogito ergo sum» («Мыслю,следовательно существую). Декарт — франц философ и математик. Главная работа: «Рассуждение о методе». Ренне разработал дедуктивный метод познания — движение мысли от общего к частному. Он задался целью разработать универсальный метод познания, к-ым могли бы руководствоваться ученный всех отраслей знания. Таким методом он считал геометрический метод, к-ый Декарт абсолютизировал. В теории познания (гносиология) Декарт был представителем рационалистов: источник знаний и критерий их истинности он видел не во внешнем мире, а в разуму человека. Интуиция — отправной пункт познания и его источник (интуиция — оторванное от материальной действительности чистое умозрение). Дедукция — выведение. Выведение из истинных общих положений частных. Сформулированы Декартом правила рационально—дедуктивного метода: 1) допускать в качестве истины только такие положения, к-ые представляются ясными и отчетливыми и не могут взывать сомнений; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не допускать никаких пропусков логических звеньев в исследованиях. Дедуктивный метод должен превратить познание в организованную систему, освобождающую от субъективных факторов и случайностей. Декарт считал, что существует два начала: духовное и материальное. Он вошел в историю как дуалист. Он отрицал единство мира, считая, что в его основу вошли два начала — и материальное, и духовное. Атрибутом (неотъемлемое свойство) духовной субстанции считается мышление, а материальной — тело. «Я совсем не то, ч то мое тело. Душа мыслит, а тело простирается».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"