Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

 

В философии Индии выделяют три основных этапа: 1) ведийский период ,2) классический, или брахмано-буддийский 3) период  послеклассический, или индуистский . Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние. священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии. 
Веды подразделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной. 
Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва. 
1) Риг-веда – веда хвалы различных природных Богов. 2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях 
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения. 
4) Атхарва-веда – веда заклинаний в большинстве предназначенные для излечения болезней. 
Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату”, которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя). 
Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия. Боги – подчиняются Рите. 
Анрита – нарушение мирового ритма. Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.

Мир- гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге. 
Буддизм. Четыре благородных истины Будды: 
а)Жизнь-страдание 
б)причина страданий–желания и страсти 
в)от страданий можно избавится путем отказа от желаний 
г) венец всему – освобождение от уз сансары.

 

Древнегреческая философия - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Философия возникла в 6 веке до н. э. , а в Афинах получила классический вид. Греческие философы и мыслители пытались ответить на вопросы, к-ые они называли проблемами.  Гл проблема – проблема соотношения единого и многого. Под единым понималось либо материальное, либо духовное начало (субстанция). Основной вопрос – вопрос первоначала.

Школы:

1) Милетская школа. Представители: Фамс (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух), Гераклит (огонь). Единое – материальная субстанция. Эмпидоколь считал, что в основе мира лежат 4 элемента (огонь, вода,воздух,земля).

2)Элейская школа. Представители: Парминид, Зенон Элейский. По их мнению многое не существует. Своем мнение всегда надо доказывать.

3)Пифагорейская школа. Представители: Пифагор и его ученики. Единое-это число.

4)Школа атомистов. Представители: Левкин, Демокрит (детерминист – все имеет причину), Эпикур, Лукреций Кар. Единое-материя,атом.

5)Школа софистов. Представители: Протагор, Горгий. Центр-человек. Свои знания софисты передавали за деньги.

6)Классический период философии. Представители: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ-майевтика (метод отыскания истины) – «Добродетель есть знание,знание-добро», ф-ия моралистики и этики.  Платон – ученик Сократа – родоначальник Европейской ф-ии, создал объективный идеализм (надприродное сознание) – существует мир идей и мир вещей, мир вещей – бледная копия мира идей. К истинному знанию относится учение о душе, а не о природе. Душа-бессмертная сущность. Вводит понятие Демиурга  - создатель мира, к-ый создает мировую душу, чтобы  добро из мира перешло  идей в мир вещей. Платон – сторонник переселения душ. Платон создал теорию идеального гос-ва, где существует три категории людей – философы (правители), воины (защитники, сильные духом) и ремесленники (земледельцы, физ сильные).  Аристотель – ученик Платона, материалист, считал, что люди от рождения не равны, считал, что мир идей и мир вещей связаны. В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Основа реальных вещей – комбинация 4 элементов. Материя не постижима, а материальные предметы постичь можно. Действительное бытие представляет собой взаимодействие материи и формы. Душа присуща все объектам живой природы. Человек – политическое животное, сторонник естественно-исторической теории образования гос-ва. 

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были в последующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции.

Историю Римской империи  можно трактовать как «борьбу всех против всех»: рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев, императоров и республиканцев. Общефилософская проблематика здесь отходит на второй план. В качестве первоочередных выступают задачи сплочения римского общества.

Римская философия, подобно  философии эллинизма (в эту эпоху от ф-ии стали отпочковываться другие науки), носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага, выработка жизненных правил и пр. Разрабатывая вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах, римская стая стремилась содействовать воспитанию дисциплинированного воина и гражданина. Крупнейшим представителем стоической школы был Сенека - мыслитель, государственный деятель, наставник императора Нерона. Рекомендуя императору придерживаться умеренности и республиканского духа в правлении, Сенека добился лишь того, что ему было «приказано умереть». Следуя своим философским принципам, философ вскрыл себе вены и умер, окруженный почитателями.

Долгое время бытовало мнение, что древнеримские философы несамодостаточны. Но достаточно вспомнить  поэму Лукреция Кара «О природе вещей» и целый ряд других блестящих мыслителей, рассказывать о которых здесь не представляется возможным. Цицерон-др. римский философ, оратор и политик. Он считал вполне правомерным соединять отдельные, с его точки зрения наиболее верные черты различных философских систем. В этом убеждают его трактаты «О природе богов», «О предвидении» и др. Кроме того, Цицерон в своих сочинениях постоянно полемизирует с идеями крупнейших античных философов (Платон). Высмеивал стоицизм и эпикуреизм (элленистическая ф-ия). Он считает своей задачей работать в том направлении, чтобы его сограждане «расширили свое образование».

 

 

8.Движение и его сущность. Движение и развитие.

Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный  с любым изменением моментов объективной  реальности; философская категория, отражающая любые изменения в  мире. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё. Согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Прогресс и регресс тоже явл формами движения.

Виды движения: ( по Энгельсу)

1)механическое

2)физическое

3)химическое

4)биологическое

5)социальная (высшая форма — вкл в себя низшие, но не сводится к ним).

Два основных типа движения:

-Первый — движение, связанное с сохранением устойчивости предмета (любая вещь есть процесс).

-Второй — движение, с изменением качественного состояния предмета (разрушение, распад) - это развитие.

Три блока движения:

Неживой природы - взаимосвязь физ и хим форм движения.

Живой природы — биологические формы движения.

Общества — социальная форма движения.

 

9.Проблемы бытия в истории философии.

Бытие - философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии (учение о бытии). Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия. Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Древнегреческая философия о «бытии»: (1) Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия - вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. (2) Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Идеалистическая философия о «бытии»: В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Материалистическая философия о «бытии»: Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Материалисты считают что таким бытием является природа, материя. Диалектический материализм в целом не отрицает,что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В гносеологии (теория познания) бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Материализм считает объективно реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Экзистенциализм (Экзестенцио - существование) о «бытии»: В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).

 

10.Проблема смысла жизни человека.

Смысл жизни, смысл  бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни. Размышление над этим вопросом часто становится отправным пунктом для дальнейшей деятельности человека. Уклонение от этого пути вызывает угрызения совести, уныние и потерю жизненного курса. У человека появляется ответственность перед собой, обществом, родными и близкими. Эта граница в некотором смысле и есть совесть — что можно делать, а что нет. Этот вопрос возникает только у человека разумного.

 

11. Становление и развитие философии в России XVIII века.

Григорий Саввич Сковорода.

Его художественное и философское  творчество самобытно и не укладывается в рамки строгой классификации: у него есть пантеистические идеи (отождествление природы и Бога), дуалистические идеи, в его высказываниях есть элементы мистицизма, в СССР его причисляли к материалистам. У всех этих философских взглядов есть опред основания.

По его мнению есть два  естества — видимое (материальное) и невидимое (форма), между к-ыми есть скрытые взаимосвязи. Два естества реализуются в трех  мирах:

-макромир (космос)

-микромир (человек)

-символический мир (Библия)

Человек состоит из внешнего ( плоти) и внутреннего (духа) естеств, находящихся в единстве. Мир,с его точки зрения , погряз во зле. Опора человека — это труд, в соответствие со своим сродством (таланты,способности), а зло — от занятий несродными трудами. Целью философии явл открытие человека и его сродства, реализация требования — познание самого себя.

М.В. Ломоносов. - корпускулярная философия.

Зарождение и становление  отечественной науки открыло  перед философией новые перспективы: возможность операется на эмперическую базу, выводы естествознания. Отталкиваясь от атомистической теории, Ломоносов  разработал корпускулярную философию, в которой обосновал возможность познания мира двумя непротиворечущими друг другу путями: - с помощью научных данных, - с помощью Божественных откровений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"