Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

 

55.Человек, природа и общество в философии французского просвещения.

В историю XVIII в. вошел как  эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии (восхваления) Разума. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются .Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

П. Гольбах — французский философ-материалист. Главное его сочинение “Система природы” — “эта библия материализма”. Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела. Добродетель, по Гольбаху, - деятельность, направленная на пользу людей. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Материя - все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. 
Вольтер — один из идейных вождей французского Просвещения. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер требовал свободы мысли, устного и печатного слова. “Осмельтесь мыслить самостоятельно!”. Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: “Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!”. Его собственно философские позиции в основе своей во многом определяются идеями Дж. Локка и И. Ньютона. Резко критикуя злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего Вольтер считал проявлением божественной силы (по Ньютону). Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога. Он призывал к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

Ж.Ж. Руссо — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и частную собственность. “Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!”. Развивая идеи общественного договора, Руссо утверждал, что в “естественном состоянии” в отношениях между людьми явл дружба и гармония. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа. Он различал два вида неравенства: физическое (проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании) и политическое (выражающееся в различных привилегиях). Руссо - сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны. Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом. В своей поэме “Светский человек” Вольтер писал: “Наши предки жили в неведении понятий “мое” и “твое”. А Откуда им было знать это? Они были наги. А когда ничего нет, то нечего и делить”.

Французские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания — такова природная сущность человека, а все природное по определению — хорошо (сенсуалисты).  В защиту человеческой природы выступил Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости — таково убеждение французского философа. Руссо защищал тезис, что люди в «естественном состоянии» живут поодиночке. Человек — есть существо природное.

Человек — сам добр по своей натуре, но неравенства и проблемы в обществе приводят ко злу (Руссо, Мор). Компонело - «Город Солнца» - идея идеального общества. Человек — зол по своей природе (Гоббс «Человек человеку волк», «Война всех против всех», Макиавелли).

 

56.Сознание и язык. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. С помощью сознания человек создает матер-ые и духовные ценности, прогнозирует результаты своей деятельности, а также осваивает и творит мир природы и социума. Сознание изучается различными науками: философия, психология, социология, биология, логика, психиатрия. Каждая из этих наук акцентирует внимание на тех св-вах сознания, к-ые отвечают ее предмету и специфическим задачам.

Большинство ученных и  философов стоят на позиции эволюционного происхождения человека и его сознания, что находит подтверждение в многочисленных фактах действительности и в результате научных исследований. Многие миллионы лет назад материальный мир существовал как мир неживой природы, к-ый  обладал специфическими св-вами, любое взаимодействие материальных систем оставляло следы: механ-ие деформации, изложение химического или физ-ого состояния вещества — все это сохранялось в памяти природы. Св-во предмета, связанное со способностью одного объекта каким-лио образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе из взаимодействия, называют отражением,к-ое присуще всей материи в целом. По мере усложнения организации материи, усложняются и формы отражения, те появляется биологическая форма отражения, к-ая вкл-ет в себя раздражимость и чувствительность, к-ая явл свидетельством возникновения и живых организмов элементарной сенсорной психики. На этой стадии развития у организма появляется дифференциированные органы чувств, способные избирательно реагировать на сигналы биологически значимых раздражителей. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы и психики животного, а затем психики чел-ка.

Процесс возникновения психики человека исследовался ученными Леонтьевым и Фабри. В поведении высших животных и чел-ка обнаружено много общего, например, инстинктивное поведение, приобретение опред навыков — способы поведения, к-ые закрепляются в тех или иных упражнениях. Чем выше уровень развития психики, тем сложнее приобретаемые навыки. Все эти способности присущи животному и человеку и свидетельствуют в пользу эволюционной теории происхождения сознания. Вместе с тем существенное отличие психики чел-ка и животного состоит в предметности и осмысленности: если животное пользуется лишь инфой, полученной с помощью собственного опыта и не способно к интеллектуальным действиям, то сознание человека заключается в том, что оно явл не только психическим, но и социальным феноменом (Энгельс «Диалектика природы»). Дарвин в своей «теории видов» раскрыл движущие силы биологической эволюции, но ставил в стороне причины выделения человека из животного мира. На это акцентировал внимание Энгельс в «Трудовой теории происхождения человека». Он доказал, что в процессе труда появилось прямохождения, совершенствовались руки и речь, появились органы речи и сама речь. Развитие мозга и подчинение ему остальных органов привело к формированию коллективного труда, появилось общественное сознание. Сознание — это не столько продукт природного развития, сколько общественной деятельности.

Несколько определений «сознания»: 1) «вульгарные материалисты» - сводят сознание к материи (Милишот, Бюхнер, Фот).; 2) «объективные идеалисты» - сознание — самостоятельная субстанция, существующая в виде мирового абсолютного разума (Платон, Гегель, космисты (Федоров, Лосев, Вернадский); 3) «субъективные идеалисты» - непосредственная данность субъекту (Кант, Мах, Авенаруис).

Современный вульгарный материализм опирается на достижения в области генетики, физиологии высшей нервной деятельности и на успехи в исследовании искусственного интеллекта. В современной лит-ре встречаются попытки свести сознание к вакуумным полям, супергалограммам и суперкомпьютерам. В связи с гипотизай о квантовой механической природе мозга, высказывается предположение, что мозг представляется как космическая система с двумя каналами: 1) энергетическим и 2) информационным; а сознание чел-ка явл одним из звеньев космического информационно-смыслового поля. Отсюда делается вывод, что на сознание чел-ка непосредственным образом могут воздействовать общемировые информационный поля и даже информационный поля усобщих (парапсихология Дубров и Пушкин «Парапсихология и совершенное естествознание»).

Определение сознания с точки зрения современной  науки: Сознание — связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах. Кроме вербальной формы сознания выступает и образно-символическая форма. Примеры: искусство — рисунок, композиции. Сознание идеально по своей природе, оно активно и целенаправленно. В современной Западной философии феномен сознания активно исследуется с таких точек зрения как:  в феноменологии (Гуссер) и в экзестенциолизме (Хайдоггер). Они обращают внимание на раскрытие смысловых ресурсов «жизненного мира»; в герменевтике (Гадамер), где утверждается, что сознание чел-ка «вплетено» в культурно-исторический контекст, оно не отделено от межкультурного общения.

 

57.Русский космизм как философия.

Русский космизм представлен  разными направлениями: 1) естественное-научное (Вернадский, Умов, Чижевский); 2) философским (Федоров, Соловьев, Лосев); 3) художественно-поэтическим (Сухово-Каболин, Адоевский, Рерих).

Федоров - «Философия общего дела». Представитель русского космизма был создатель теории «общего дела». Все мы получили жизнь и все, что имеем — это все от наших предков. Они умерли, чтобы мы жили вместо них. Невольно мы оказываемся виновными перед ними, наш долг — исправить эту величающую несправедливость — вернуть всех умерших. По существу, все христианство Федоров сводит к единственной идеи — идеи воскрешения и бессмертного существования всех людей на земле. Только в христианстве, в отличие от буддизма и мусульманства, человечество пришло к правильному пониманию своей задачи. В образе Иисуса христианство утверждает неразрывное единство Бога и человека. Человек по своей Божественной сущности, по потенциалу, заложенному ему Богом, явл столь же всемогущий, как и Бог, только в силу своей разобщенности человечество прибывает в состоянии несовершенства и зла.

В учении Федорова происходит «натурализация» основных христианских идей, низведение их до элементарных утверждений наивного сознания. Наука не интересует Федорова сама по себе, он принимает ее как источник технических средств для обеспечения жизнедеятельности человечества и преодоления природного проклятия смерти. Он предлагает «ученому сословию перейти от чистого знания к делу, создав комиссию для выработки общего плана действия». По его мнению, человек — это миниатюрный слепок Космоса, микрокосмос. В Космосе одно явления возникает из другого и ничто не исчезает бесследно. Космос хранит инфу о прошлом, настоящем и будущем. Федоров считал, что с помощью всех сил человечества, через познание и труд, можно вернуть прошлые поколения. Впервые русский космизм стал обосновывать идею объединения людей с помощью экологических, а не социально-полит теорий .В 21 веке освоение Космоса стало «общим делом» всего человечества.

 

58.Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики.

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д. Понятие духовность пришло со средних веков. Человеческая духовность — это индивидуальный мир. Уровни общественного сознания: 1) обыденный уровень (социальная психология); 2)теоретический уровень (идеология). Формы: полит, право, мораль, философия, искусство, наука, религия. Общественное сознание — совокупность духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека.

 

59.Особенности отечественной средневековой философии.

Два главных события оказали решающее влияние на культурное развитие Руси: - создание словянской письменности; - принятие христианства. Приверженность русской нации земной красоте, земному счастью соединилось с религиозным мировоззрением, в к-ом выражалось мистического чувство единства чел-ка и Бога. Жаждой вечной гармонии и абсолютного совершенства, что в православном богословии получило название «обожение».

1.В первой половине 11 века первый глава церкви Киевский митрополит Илларион выступил пред верующими с проповедью, к-ая была названа «Слово о законе и благодати» - называл преимущества христианства перед исламом и иудаизмом. Христианство — человек свободен, здесь ведется диалог между чел-ком и Богом.

2.«Поучение» князя Владимира Мономаха — необходимо каждому чел-ку быть скромным: глаза держать книзу, а душу в высь и не суетиться. Необходимо следовать евангельской морали. Залогом избавления от грехов явл молитва, слёзы, покояние.

3.«Повесть временных лет» - о постепенном овладении философской мысли. История — орена борьбы добра и зла, нашествие половцев — наказание Бога за грехи людей; причина междуусобиц — дьявольский соблазн. Высокая оценка дается книжной мудрости. Книга — река, заполняющая вселенную.

4.Моление Даниила Заточника. - в высокохудожественно форме излагаются жалобы на то, что деятельность творческих людей на Руси не получает должной оценки.

В сознании есть то, чего нет  в материальном. Духовное богаче материального.

 

60.Цивилизация и культура: понятие и соотношение.

Культура – качественная характеристика жизнедеятельности человека и создаваемой им реальности, где приоритетными явл духовные ценности. Культура вкл в себя такие понятия как, ритуалы, обряды, традиции — это образ жизни в целом. Культура вкл в себя язык, мифологию, философию, эстетическое, нравственное и религиозное отношение к миру. Понятия культура и цивилизация стали использоваться в Европейской социальной мысли со второй половины 18 в, но понятия близкие к понятию «культура» в неевропейской цивилизации стали использоваться гараздо раньше ( греч. Пайдйя — воспитанность, кит. Жэнь — человечный, инд. Дхарма — нравственные законы). Понятия культура и цивилизация различаются (в марксистской теории они синонимы). В истории человечества развивались параллельно. Цивилизация (лат — гражданский) — это социальная форма организации и упорядоченности мира. Она имеет прагматическую направленность. Она связана с такими понятиями как власть, политика, соц институты, правовые нормы и тд. Однако культура и цивилизация во многом взаимопроникают и граница между ними условна; в один истор период они развиваются гармоничное (эп Возрождения, в античности), в другие — они расходятся ( капитализм). Власть в различных обществах различна и связана с общими состояниями культуры (например, отмена казни). Схематические движение культуры можно изобразить как взлет и падение (волнистая линия). Функции культуры : 1)коммуникативная, 2)компенсаторная (религия компенсирует то, чего человек не имеет), 3)аккумулирующая (аккумулирует истор память), 4)познавательная, 5)воспитательная. В культуре выделяется два начала – аполоновское и дионисистское. Аполоновская – выражает рациональное в развитии культуры (причинные связи). Дионисистская – иррациональное, неповторимое, уникальное в культуре. В любой культуре можно выделить два этажа – национально-этнический и общечеловеческий. Гегель видит единую культуру. В ней есть прогресс.  Данилевский и Шпендлер утверждали несводимость различных культур к единой. В культуре существует норма, эталон. Большую роль играет символика. Типы культуры:  1)природно-символическая (первобытно-магическая)-здесь духовное проявляется через природную символику, 2)антропокосмогоническая (античность) – ориентация на космос как совершенство, идеал красоты и гармонии, 3)религиозный (средние века), 4)универсально-гармонический (Возрождение), 5)рационально-нарматичный (классицизм), 6)критико-просветительский (эп Просвещения), 7)романтически-утопическая (Новое время), 8)индивидуально-прагмотический (буржуазия), 9)тоталитарно-бюракратический, 10)демократически-технотронный (постиндустриальная)..

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"