Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

Третий  источник — духовная сфера, процесс реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, те управления обществом и гос-вом высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, и сейчас имеет место. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека — выполнить этот промысел, уделяя особое внимание подготовке к вечной жизни.

Сорокин, русский философ, считал, что основное значение в детерминации общества нужно придавать морально-религиозному духовному совершенствованию. Очевидно, что необходимо учитывать все три источника. Приоритет определяется в зависимости от конкретного исторического периода. Их взаимодействие противоречиво и их разрешение тоже противоречиво и подвержено ритмике.

Сорокин считал, что существует три типа функциональных культур: 1) религиозная — движение и ритм истории определяется волей Божьей, бесовской и человеческой; 2) материалистическая — история развивается на основе чувственно-воспринимаемой реальности, изменения к-ой выступают в качестве ведущего фактора истории; 3) промежуточная — переход от одной к другой.

 

47.Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.

Школы: экзестециалисты, фрейдизм, неофрейдизм, позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм.

Позитивизм - философское учение и направление, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические (основанный на опыте, фактах) исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Начало позитивизму было положено французским социологом и философом О. Контом. Последователи: Милль, Спенсер. Основой философских представлений Конта могут служить слова: «долой метафизику. Доздравствует физика». Позитивисты считают, что знания о мире дают позитивные науки (физика, химия и др точные науки), тк они опираются на факты, на эксперимент, такие науки ка социология тоже должны опираться на факты (история — изучение источников). Игнорируя мировоззренческое знание философии, позитивисты утверждали, что «полезная» философия должна заниматься изучением реального процесса познания. Основная работа Конта: «Курс позитивной философии». Он создал учение о классификации наук, о трех стадиях общественного развития, и концепцию «позитивного», как высшего социального и духовного состояния. Социологию он назвал социальной физикой.

Постпозитивизм — объединение нескольких школ. Это один из этапов развития позитивизма. Представители: Кун, Поппер. Представители этой школы не отвергают философию, но понимают под ней аналитическую деятельность: толкование знаний, полученных конкретными науками и расположение этих знаний в логически-стройном порядке. Поппер подверг критике принцип индукции (от частного к общему), указав, что никакое теоретическое знание из опыта не выводится. Поскольку кроме опыта, иных источников знания нет, надежное теоретическое знание невозможно. Это утверждение получило название принципа фаллибилизма. В основе теории лежит догадка, подкрепленная эмпирическими фактами.  Научное исследование, по Куну, строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмой.

Этапы: 1) Позитивизм (Милль, Конт, Спенер); 2) Эмпириокритицизм (Авенариус, Мах); 3) Неопозитивизм (Рассел, Битгенштейн, Рапопорт); 4) Постпозитивизм (Поппер, Кун).

 

48.Человек как личность. Социальная роль личности.

Человек — это единство биологического и социального. Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Атрибуты личности: - воля; - свобода; -разум; - чувства.

У человека в течение всей жизни преобладает то, что свойственно  его природе; этим обусловлена неизменная определенность образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявление надындивидуальной родовой основы - поведенческо-генетической программы, где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех инстинкты выживания, или как строго индивидуальный биологический организм, который не может отрешить себя от своего тела. Теологические принципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие им установки и в определении личности. Для Н. А. Бердяева (русский экзестенциалист) личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью - это быть индивидуальностью, а значит - определять свое особое предназначение в мироздании, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. В этом внутреннем отношении личность черпает силы для свободного отношения к миру, а поэтому она - универсум (высшая ценность). Ничто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности, наделенной правом и долгом защищать свою духовную свободу от других людей, общества, государства.

Представления о человеке в разные эпохи:

Античность — человек микрокосмос в макрокосмосе.

Средние века — человек имеет Божественное значение.

Просвещение — человек не только работник, но и творческая личность.

Новое время — человек разумное и развивающееся существо.

 

49.Русская материалистическая философия XIX века.

Представители: Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Существовало две разновидности материализма: - антропологический (Чернышевский); - утилетарный (Писарев);

Антропологический материализм  исповедовал Чернышевский. В начале он был монархистом и религиозным человеком, а потом перешел на позиции аттеизма и материализма. В понимании общества, он был демократом, социалистом и республиканцем. За революционную деятельность был сослан и вернулся в 1883 году. Труд: «Антропологический принцип в философии». Он был сторонником теории разумного эгоизма, отдающего предпочтения разуму перед волей, просвещению перед нравственном совершенствование. Чернышевский считал, что духовный мир и его поведение не предопределены генетически, а зависят только от обстоятельств и воспитания.

Писарев развил теорию реализма: при изучении природы нужно принимать во внимание только действительно существующие явления, а при анализе общества — реальные потребности человеческого организма. Всегда нужно стремиться к пользе, что приводит к росту умственного капитала, к-ый явл важнейшим условием революции. Главной движущей силой он считал интеллегенцию. Развил естественные науки. Труды: «Схоластика 20 века»; «Физиологические эскизы Мелишота» (Мелишот — вульгарный материалист); «Прогресс жизни»; «Популяризаторы отрицательных доктрин».

 

50.Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.

В основе всех социальных отношений  лежат производственные отношения (экономический базис общества). К. Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, к-ой философы раньше не интересовались.

Производственные  отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Они являются необходимой стороной общественного производства. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство» (Маркс К.).

В истории наблюдаются  разные типы производственных отношений и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношения к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие — нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе иерархию. Эта тенденция наблюдается в производственно-эконом отношениях.  Если средства производства находятся в руках всего общества и тем самым его экономическую основу составляет общественную собственность - как это имеет место при социализме, - то между членами общества складываются производственные отношения. Если средства производства находятся в руках частных собственников, то утверждаются отношения эксплуатации человека человеком.  Люди, лишённые всех или основных средств производства, неизбежно оказываются в экономической зависимости от собственников средств производства, что предопределяет отношения господства и подчинения между ними. Исторически конкретными видами эксплуататорских производственных отношений являются отношения рабовладельческих, феодальных и капиталистических отношений.

Способы производства материальных благ: - Производственная сила: 1)человек (основной элемент); 2)предмет труда; 3)средство труда. - Производственные отношения: 1)формы собственности (частная, общественная); 2)отношения между классами общества; 3)способы распределения полученных материальных благ. Производственная сила — это более динамическая сторона, тк здесь присутствует человек, его мотивации. Смена формаций — это изменения либо эволюционным путем (по приказу сверху), либо революционным путем (инициатива народа).

 

51.Философия Сократа.

Сокарт -один из представителей классической философии Греции. Философия Сократа — философии морали нравственности. Заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ отказывается от претензий на обладание достоверным знанием (« Я знаю, что я ничего не знаю, но многие не знают и этого»). Сократ применял повивальное искусство, именуемое майевтикой - искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Сократ поставил в центр своего философствования человека, его сущность. Сократ возвел в философский принцип изречение: “Познай самого себя!”. Главная цель его философии - восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Политические воззрения Сократа - власть в государстве должна принадлежать “лучшим”, т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он выступал против демократии. С его точки зрения: “Худшее - это большинство!”.

В центре внимания Сократа  всегда стоял человек. Философия им понималась как познание того, что такое добро и зло. Философия может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе уже есть добро — этический рационализм Сократа. Безнравственный поступок — плод незнания истины. Дурной поступок — это заблуждение. Знание — источник нравственного совершенства. Философия — средство формирования добросовестного человека. Только добродетельный человек может быть счастливым.

 

52.Законы и категории диалектики.

Диалектика (искусство вести беседу) – теория и метод действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика – форма категориального развития мысли через противоречия. Она способствует стягиванию всех разделений, связей, переходов, противоречий в единую систему категорий. Категории, считал Гегель, не только по форме, но и по своему содержанию не нуждаются в чувственном познании. Они как чистые мысли. Категории диалектики (- форма мышления, выход человека из животной среды): -единичное и общее; -сущность и явление; -содержание и форма; -причина и следствие; -необходимость и случайность; -возможность и действие; -часть и целое. Законы диалектики сформировал Гегель на идеалестической основе, а Энгельс переписал их на материалистическую основу. Законы (- основные закономерности мира, выражающие отношения между всеобщим, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи) -закон единства и борьбы противоположностей (закон указывает источники развития); -закон перехода количественных изменений в качественные (механизм развития, раскрывается через категории кол-ва и кач-ва); -закон отрицания отрицания (направление развития, развитие идет не по кругу, а по спирали). Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий диалектики. Само понятие закон есть категория. Некоторые категории есть сами законы.

 

53.Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Фейербах — немецкий философ, последователь Гегеля. Увлекаясь философией Гегеля, лекции к-ого Фейербах слушал в Берлине, и по началу он примыкал к левой радикальной группе его сторонников - «младогегельянцев». Позднее он подверг критике систему Гегеля. В работе «К критике философии Гегеля» он объявляет о переходе на позиции материалистов и аттеистов. Гл произведение: «Сущность христианства», где он выступает с критикой христианской идеологии и обосновывает материалистическое мировоззрение. По мнению Фейербаха, религия и близкая к ней идеалистическая философия Гегеля имеет общие понятия: разум бессмертен, могущество, благо, к-ые возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формы существования. Бог — это объективная

абстракция, существующая лишь в головах людей, тк в сознании совершается переворачивание действительных отношений, а подлинным творцом Бога явл человек. В своей философии вместо слова «материализм» Фейербах старается больше использовать понятие «натура» (природа). По Фейербаху, природа существует вечно, независимо от какого-либо сознания. В системе Фейербаха натурализм носит антропологический характер: в центре философии должен находится человек, важнейшей характеристикой к-ого должна быть чувственность. Чувственность — это опосредованное общение с другим человеком: в результате межличностного общения и осуществляется, по мнению философа, реализация человеком своей родовой сущности. В теории познания Фейербах — сенсуалист - источник ощущения в самом объективном мире (природе). На базе ощущений у человека возникает мышление, к-ое по содержанию не дает людям ничего нового по сравнению с тем, что содержалось в чувствах. Критерием истины тех или иных научных суждений он считал согласие с ним большинства. Этика Фейербаха — эвдемонизм (- учение, обосновывающее нравственность стремления к счастью). Каждый индивид имеет право на счастье и стремится к нему, хотя всеобщих образцов счастья нет, оно индивидуально. Гл работа: «Эвдемонизм».

 

54.Общество как социум. Понятие, основные черты.

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. В самом слове “общество” наличествует корень “общ-”, выражающий именно единение. Обществу исторически предшествовало “сообщество”, характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит вглубь дремучей старины, во времена стадного существования наших предков. Слово “сообщество” употребляется и применительно к животным. В обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объединения какого-то количества людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множества, составляющего целое государство. Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты, труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество — самоорганизованная система поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество. Общество на любой ступени его развития - это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"