Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

 

20.Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.

Картина мира - совокупность мировоззренческих знаний о мире, как "совокупность предметного содержания, которым обладает человек".  Уровни картины мира: 1)чувственно-пространствееный,2)духовно-культурный,3)метафизический. Мифологическая картина мира: все объекты живые, все они обладают душой. Все миры (мир животных,природы, мир мертвых) и населяющие их существа подчиняются и живут по поределенным законам, нарушение к-ых чревато серьезными последствиями. Пример:прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения, нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он полетел точно в цель. Здесь большое кол-во миров объединено в один огромный, эти миры имеют свое время, пространство, законы и явления. Мир – поле битвы, на к-ом пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ. Человеческая жизнь – выживание среди странных,страшных, неподвластных ему сил. Смысл существования – подчинение своей судьбе или достижение более высоких целей. Религиозная картина мира: появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном , наделенном абсолютной властью Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека. Понимание природы Бога выходит за пределы человеческого разума, требуется только вера. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Все законы в мире – выражение воли Бога. Человек создан по образу и подобию Его, он (чел-к) находится в центре мироздания, но есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Смысл жизни – спокойно принять Божественную волю. В каждой религии картина мира имеет свои особенности. Философская:  она опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное цело, тк философия вкл-ет в себя множество школ, картины мира к-ых отличаются друг от друга, выделяют идеалистическую и материалестическую, эмпирическую и рациональную, космоцентрическую и теоцентрическую картины мира. Научная:  - это система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Смысл жизни чел-ка – познание мира с научной точки зрения, вера в себя, в свои силы и возможности.

 

21.Предмет философии, её основные функции.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия органично связана с мировоззрением. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы.  Функции  философии: 1)мировоззренческая, 2)методологическая – сост в определении способов достижения какой-либо цели, 3)критическая – расширение критической сферы мышления (следует все критиковать, иначе пойдешь по ложному следу), 4)аксиологическая  - ценностная функция.  С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

 

22.Философские концепции пространства и времени.

Пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени –длительность, однородность, необратимость, единомерность; всеобщие свойства пространства – протяженность, трехмерность, однородность, изотропность.  Пространство и время – это формы бытия материи. Форма явл внутренней организаций содержания.  Концепции пространства и времени: субстанциональная концепция – рассматривает пространство и время как особые сущности, к-ые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Ньютон);реляционная концепция – пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существует (Лейбниц). Три основных сферы материального мира – неживая природа (в масштабах Галактики и Метагалактики важную роль играет искривление пространства и времени), жизнь (биологическая; формирование специфического типа пространственно-временной организации, особое биологическое пространство и время), общество (пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому. Это пространство и время обладает специфическими свойствами и время индивидуального бытия человека тоже выделяется).

 

23.Марксистское понимание истории и общества.

Марксизм – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное  К. Марксом в середине 19 века. С гегельянских позиций Маркс переходит на фейербахианские, разочаровавшись в идеалах демократических общественных реформ, которые исповедовали младогегельянцы. В философии Фейербаха Маркс увидел обоснование идеи человека как высшего существа и требование ниспровергнуть все отношения, в которых человек предстает униженным, порабощенным, презренным, беспомощным существом. По Марксу, производственные отношения формируют классовую структуру общества, где одни классы господствуют, а другие подчиняются, этим отношениям (которые Маркс характеризует как «экономический базис» общества) должны соответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего юридические и политические, а также определенные формы общественного сознания, в которых все это так или иначе осознается. Господствующий класс в том или ином обществе заинтересован в сохранении и укреплении своего господства, и он добивается этого с помощью права и государства, а также посредством распространения определенных взглядов, которые Маркс и Энгельс называют идеологией. Основная задача идеологии — представить соответствующий классовый строй как «нормальный», «естественный», «цивилизованный», отвечающий разуму или природе человека и т. п.  Основная цель работы – разработка и обоснование идеи отчуждения человека в обществе частной собственности и преодоление этого отчуждения в коммунистическом обществе. Маркс показывает, что отчужденный труд превращает человека в механизм, человек не может быть свободным и ответственным, это работа производства. Это отчуждение в труде порождает и другие форма в обществе: полит, нравственное, правовое, эконом. Ранний марксизм – в центре внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом. Поздний Марксизм – в центре внимания его стоит вскрытие эконом-их  механизмов («базисов») всемирной истории, над к-ми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

 

24.Деятельность как специфический способ существования человека.

Деятельность – способ существования человека в социуме. Это вид активности, направленный на изменение окр мира.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно  в известной степени судить о  внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Виды деятельности: практика, духовно-производственная, непродуктивность.

 

25.Античная философия, её специфические особенности.

Античные мыслители пытались ответить на значимые вопросы, к-ые они  называли проблемами. Философия вообще носит проблемный характер. Гл проблема: проблема соотношения единого и  многого. Под единым понималось либо материальное, либо духовное начало (субстанция). Основной вопрос – вопрос первоначала.

Школы:

1) Милетская школа. Представители: Фамс (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух), Гераклит (огонь). Единое – материальная субстанция. Эмпидоколь считал, что в основе мира лежат 4 элемента (огонь, вода,воздух,земля).

2)Элейская школа. Представители: Парминид, Зенон Элейский. По их мнению многое не существует. Своем мнение всегда надо доказывать.

3)Пифагорейская школа. Представители: Пифагор и его ученики. Единое-это число.

4)Школа атомистов. Представители: Левкин, Демокрит (детерминист – все имеет причину), Эпикур, Лукреций Кар. Единое-материя,атом.

5)Школа софистов. Представители: Протагор, Горгий. Центр-человек. Свои знания софисты передавали за деньги.

6)Классический период философии. Представители: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ-майевтика (метод отыскания истины) – «Добродетель есть знание,знание-добро», ф-ия моралистики и этики.  Платон – ученик Сократа – родоначальник Европейской ф-ии, создал объективный идеализм (надприродное сознание) – существует мир идей и мир вещей, мир вещей – бледная копия мира идей. К истинному знанию относится учение о душе, а не о природе. Душа-бессмертная сущность. Вводит понятие Демиурга  - создатель мира, к-ый создает мировую душу, чтобы  добро из мира перешло  идей в мир вещей. Платон – сторонник переселения душ. Платон создал теорию идеального гос-ва, где существует три категории людей – философы (правители), воины (защитники, сильные духом) и ремесленники (земледельцы, физ сильные).  Аристотель – ученик Платона, материалист, считал, что люди от рождения не равны, считал, что мир идей и мир вещей связаны. В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Основа реальных вещей – комбинация 4 элементов. Материя не постижима, а материальные предметы постичь можно. Действительное бытие представляет собой взаимодействие материи и формы. Душа присуща все объектам живой природы. Человек – политическое животное, сторонник естественно-исторической теории образования гос-ва.

Античность считала, что  люди разделены . Раб – это тело. Свобода и душа – это лишь для рабовладельца. Раб не способен мыслить творчески. Эллиада Гомера – соединив в единый миф рассказал жизнь Богов.  Школы: -милейская (наивное представление древних);-гелозоизм (наделение псих свойствами неживых предметов;-Пифагора (число архэ);-эллейская школа (критики, бытие – вечно, неизменно, неподвижно. Путь правды – разум, чувства обманчивы (Парминид));-атомисты (атом составляют весь мир, пустота – площадь для атомов, миры разрушаются и состовляют основу новых миров, душа состоит из атомов, нот мельчайших, она не бессмертна);-софисты (красноречивые учителя мудрости Протагор –«Человек – мера всех вещей», любое суждение имеет противоречие. Горгий – «нет однозначности, все критично», с софистов начинается философская лингвистика). Особенности натурфилософии – 1) 4 школы – натурфилософские; 2)проблемы этики, мышления – софисты;  3)Сократ,Платон,Аристотель – классическая философия; 4)элленестическая философия – эпикуризм,стоицизс, скептицизм, неоплатонизм, в эту эпоху от философии стали отпочковываться другие науки. Античные философы все космисты. Космос – порядок, гармония. Поиск архэ. Критичность, противопоставление всего: субъективное – объективное, единичное – общее, духовное – материальное. Сейчас мы мыслим греческой философией.

 

26. Диалектика как теория развития и как метод познания.

Диалектика (искусство вести беседу) – теория и метод действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. До возникновения диалектики существовал другой метод познания – метафизика (Аристотель). Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные взаимосвязи, существующие между объектами материального мира,  породила в свое время немало трудностей в научном познании.

Диалектика  как теория развития. Гегель установил, что истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие. Все общественные порядки представляю собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, к-ым она обязана своим происхождением.

Диалектика – форма категориального развития мысли через противоречия. Она способствует стягиванию всех разделений, связей, переходов, противоречий в единую систему категорий. Категории диалектики (-форма мышления, выход человека из животной среды): -единичное и общее; -сущность и явление; -содержание и форма; -причина и следствие; -необходимость и случайность; -возможность и действие; -часть и целое. Сократ: диалектика ведет происхождение от спора, диалога, имеет субъективный характер. По средствам диалектики приходим к истине. Объективная диалектика восходит к Гегелю. Законы диалектики сформировал Гегель на идеалестической основе, а Энгельс переписал их на материалистическую основу. Законы (- основные закономерности мира, выражающие отношения между всеобщим, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи) -закон единства и борьбы противоположностей (закон указывает источники развития); -закон перехода количественных изменений в качественные (механизм развития, раскрывается через категории кол-ва и кач-ва); -закон отрицания отрицания (направление развития, развитие идет не по кругу, а по спирали). Диалектика как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеческим обществом. Мера диалектичности человеческого мышления зависит от уровня развития общественной практики.

 

27.Русская религиозная философия XIX-XX вв.

Русская религиозная  философия (метафизика) в первой четверти 20 века представлена именами: Булгакова, Бердяева, Флоренского, Мережсковского, Франка, Эрна и Соловьева. Их творчество опреалось на ряд подходов, разработанных Соловьевым, в частности идеи «концепции всеединства». В век наступающего технократизма, культура приходит в кризисное состояние, когда Бог умертвляется, а на его месте воцаряется человек, духовное начало в человеке невилируется (утончается) и заменяется нигилизмом. В начале 20 в издаются сборники: «Верхи», «из глубины», где вышесказанные философы занимаются поиском истины смысла жизни и истории, а так же существования и значения человека. Конец 19 века — это момент перехода от золотого к серебряному веку русской философии, обращенной к глубинам человеческого бытия. Эта философия ориентирована на православие, основывающиеся на категориях добро, истина, любовь, красота. Эта философия соборности, под к-ой понимается единство людей на основе любви к Бону и друг к другу. Это также софийная философия. Под категорией Софии понимается изначальная Божественная премудрость, по к-ой сотворен мир, по этому каждая вещь и явление софийны, те несут в себе Божественную идею. Божественная премудрость — это сама гармония, поэтому и развитие в мире вещей и явлений должно вести к установлению всеобщей гармонии, универсальной связи, противостоящей хаосу и распаду. Виднейший представитель софийной философии был Соловьев, учение к-ого называется философией всеединства, в -ой речь идет о единении Бога и человечества, единого и множественного. Принцип единства в гносеологическом смысле (теория познания) реализуется через концепцию цельного знания — неразрывная взаимосвязь 3-х разновидностей знания: 1)эмпирического (научного), 2)рационального (философия), 3)мистического (созерцательно-религиозного). Бог объединяет все эти три знания и без него их не существует. Цельное знание предполагает существование абсолютного начала — Бога. Для постижения цельного знания имеет непосредственное значение интуиция (для проникновения в сокровенные глубины бытия необходима, по мнению Соловьева, особая познавательная способность. Это состояние он называет экстазом, эросом, вдохновением).

Всеединство, считает Соловьев, уже есть в основе нашего мира, к-ое Соловьев называет сущим. Сущее — это абсолютное первоначальное или Бог. Целью и смыслом всего истор процесса явл одухотворение человечества, соединени5 человека с Богом через посредство Божественного слова. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности и создал условия для его нравственного совершенствования. Совершенное общественное устройство предполагает «единство вселенской церкви» и монархического гос-ва, слияние к-ых должно привести к образованию свободной теократии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"