Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

Аквинский выделяет 4 вида бытийности вещей: 1) низшая ступень — лишь внешняя определенность вещей (стихии, минерал); 2) форма представляет как конечная причина («растительная душа», как бы формирующая телоизнутри); 3) животные — форма есть действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движение; 4) форма предстает сама по себе, независимо от материи (дух, ум, разумная душа).

Основные  принципы схоластики: -откровение (передача Божественных истин человеку); -криоцеанизм (створение Богом мира из ничего).

 

42.Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании

Практика - общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер. К основным видам практической деятельности человека можно отнести: 1) материальное производство; 2) социально-политическую деятельность; 3) научный эксперимент. Практика - база, фундамент, основание познавательного процесса и, одновременно, критерий истинности его результатов.

Практическая  деятельность — прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ (по Марксу). Всю практическую деятельность по изменению и преобразованию природы, социума и собственной жизни человек осуществляет в сотрудничестве, в кооперации с другими людьми. Саморазвитие человека в процессе практики связано с развитием соответствующих навыков отношения к другим людям, культуры общения. Практика всегда связана с познанием и сознанием.

Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практика - источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания. Практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит в использовании полученных знаний в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности. Практика и преобразовательная деятельность сыграли очень важную роль в становлении человеческой психики, формировании сознания, памяти, мышления, воли. Специфические человеческие св-ва  во многом определяются  в процессе производительной деятельности.

Практика  вкл в себя: 1) реальное преобразование; 2) общение людей в процессе и по поводу преобразования; 3) совокупность норм и ценностей, к-ые существуют в виде образов сознания.

Примеры духовной практики: процесс самосовершенствования, совершенствование природы, чтение книг, образование.

 

43.Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.

Гегель — немецкий философ, объективный идеалист. Считал, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта, эту тождественность Гегель называет словом «идея», как и Платон. По Гегелю, философия — постижение мира в идеях. Он считал, что идеи существуют на трех уровнях: 1. Идеи сами по себе (идеи существования, качества, кол-ва, сущность, противоречие, понятие); 2. Идеи в природе (идеи пространства, времени, материи, движения); 3. Идеи в духе (идеи души, сознания, права, моральности, нравственности).

По Гегелю в основе мира лежит абсолют, как сложная субстанция, система, этот абсолют духовен. Логика — философская система Гегеля. Основное произведение: «Наука логики». Гегель — объективный идеалист, как Платон. Первичным он считал мировую идею, безличный, оторванный от человека разум, а вторичным — все материальное, как воплощение и конкретное выражение этой идеи. Мировая идея существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все возможные явления природы и общества, представляя собой их источник и движущую силу. Идея в процессе саморазвития проходит различные стадии, все полнее раскрывая свое внутренне содержание. В начале она развивается в самой себе, затем принимает форму природы и человека, а далее проявляется в форме гос-ва, религии и философии.

По мнению Гегеля в диалектике проявляется противоречивого развитие категорий как первичных по отношению к явлениям природы духовных сущностей. Категории, считает Гегель, не только по форме, но и по содержанию не нуждаются в чувственно-воспринемаемом материале. Они как чистые мысли и ступени развития идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Категории диалектики (-форма мышления, выход человека из животной среды): -единичное и общее; -сущность и явление; -содержание и форма; -причина и следствие; -необходимость и случайность; -возможность и действие; -часть и целое. Законы диалектики: -закон единства и борьбы противоположностей (закон указывает источники развития); -закон перехода количественных изменений в качественные (механизм развития, раскрывается через категории кол-ва и кач-ва); -закон отрицания отрицания (направление развития, развитие идет не по кругу, а по спирали). Последователи Гегеля: Фейрбах, Маркс и Энгельс.

 

44.Формы и методы естественно-научного познания.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы.

Функции науки: отражающая, эмпирическая, собирательная, описательная, информационная.

Методы  естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это, скорее, общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета. (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент)

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Виды экспериментов: -производительный (совершенствование производства); -социальный (совершенствование методов управления).

Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

Проблема (греч. - преграда, трудность, задача) - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Гипотеза - (греч. - основа, предположение), представляет собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

Теория - (греч. - рассмотрение, исследование в широком смысле) понимается наиболее развитый вид духовной деятельности, направленной на приобретение знаний, теоретическое познание. В этом смысле теоретическая деятельность сопоставляется с деятельностью практической.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью (могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения), а объект исследования — оригиналом. Виды моделирования: -материальное (натурное, физическое,кибернетическое); -мыслимое (наглядное, математическое).

Методы  познания:

1)Общенаучные методы — абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, аналогия.

2)Эмпирические (опыт, измерения, наблюдение, эксперимент) и теоретические (идеализация, формализация, дедукция).

3)Специальных наук — социология (анкетирование, статистика), биология (анотомирование, метод рефлексов), химия (метод меченных атомов, спектрального анализа).

 

45.Диалектика природы Ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики. Философские взгляды Ф. Энгельса

Диалектика (греч. - искусство вести беседу) — теория и метод познания, действительности, наука о наиболее общих законах развития природы и общества. Первым диалектический метод как основной метод познания обосновал Гегель. Он считал, что истина заключается в самом процессе познания, в длительном истор развитии. Он развил эту идею в идеалистическом ключе, а его ученик Энгельс — в материалистическом. Энгельсом была предпринята попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление. Позже это было названо диалектическим материализмом. Эта философия излагается в его работах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».  Энгельс задался вопросом: действуют ли в природе те же общие диалектические закономерности, которые им и Марксом были зафиксированы в обществе? Он предложил свою интерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод. Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу — построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не может завершиться. Требовать от философии разрешения всех противоречий — значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в его поступательном развитии. С диалектической точки зрения как нет абсолютной истины, так и нет абсолютного заблуждения. В прошлой философии немало поучительного, считает Энгельс, и это особенно касается такого великого творения, как «гегелевская философия, которая имела огромное влияние на духовное развитие нации. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» определили обозначил три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей (закон указывает источники развития); 2) закон перехода количественных изменений в качественные (механизм развития, раскрывается через категории кол-ва и кач-ва); 3) закон отрицания отрицания (направление развития, развитие идет не по кругу, а по спирали). В целом диалектика представлена как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Энгельс стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания. При этом он исходил из того, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. Для подтверждения этого вывода Энгельс стремился показать, что само развитие наук идет в направлении все большей их диалектизации или, иначе, что науки открывают в природе и обществе все больше таких закономерностей, которые могут быть охарактеризованы как диалектические. Именно диалектика явл для естествознания наиболее важной формой мышления; только диалектический подход способен объяснить происходящие в природе процессы развития. По убеждению Энгельса, марксистский материализм является по существу диалектическим.  На примере естествознания Энгельс тем самым дал пример универсалистского толкования диалектики как ключа ко всем проблемам теории и практики. В его работах просматривался замысел построить путем обобщения некоторых данных конкретных наук общую картину развития природы от низших и простейших форм до высших и сложнейших, включая затем переход к человеку и обществу. Однако этот замысел остался неосуществленным

В 80-х гг. XIX столетия идеи марксизма стали основой многих политических проектов в социалистических и социал-демократических партиях. Превратившись в инструмент пропаганды и политической борьбы. Они стали  объектом вульгаризации. Энгельс негативно  оценил эти тенденции. Его тревоги  выразились в многочисленных письмах. Энгельс протестовал против сведения марксистского учения об обществе к  одностороннему «экономическому материализму» и подчеркнул значение идеи о взаимовлиянии экономической основы, базиса общества и всех надстроечных форм (идеологии, права, религии, морали, политики и пр.). Впервые в марксизме отчетливо прозвучали аргументы в защиту концепции многофакторности исторического процесса, многомерности влияния элементов жизни общества на социальную эволюцию.

Дарвин в своей «теории видов» раскрыл движущие силы биологической эволюции, но ставил в стороне причины выделения человека из животного мира. На это акцентировал внимание Энгельс в «Трудовой теории происхождения человека». Он доказал, что в процессе труда появилось прямохождения, совершенствовались руки и речь, появились органы речи и сама речь. Развитие мозга и подчинение ему остальных органов привело к формированию коллективного труда, появилось общественное сознание. Сознание — это не столько продукт природного развития, сколько общественной деятельности.  Также Энгельс выделил виды движения: 1)механическое; 2)физическое; 3)химическое; 4)биологическое; 5)социальное (высшая форма). Высшая форма вкл в себя нижние форма, но не сводится к ним. Движение, по Энгельсу, - это движение вообще. Оно абсолютно, а покой — относителен.

 

46.Общество как саморазвивающаяся система.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей. Источником саморазвития общества можно назвать взаимодействие трех миров,не сводимых друг к другу: 1) природы и вещей, существующих независимо от воли и сознания человека; 2) мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктами человеческой деятельности, прежде всего труда; 3) человеческая субъективность, духовные сущности, идеи.

Первый  источник развития общества находится в мире природы, являющийся основанием его существование. Современный этап взаимоотношения человека и природы характеризуется экологическим кризисом, причиной к-ого явл установка человечества на покорение природы.

Второй  источник связан с психологическими детерминантами, с ролью техники и процесса разделения труда в общественном устройстве. Вопрос о приоритете экономики и труда напоминает вопрос о том, что появилось раньше — курица или яйцо. То же относится и к характеру труда человека, к-ый определяет систему общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"