Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

 

      Вместе  с тем, несмотря на известный релятивизм, в западной политологии все же сложился ряд устойчивых позиций  по отношению к идеологии. Так, принципиальной позицией является бескомпромиссное разведение идеологии и науки, отрицание за идеологией познавательных функций. Еще М.Вебер относил идеологию, как и иные мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая, тем самым, саму постановку вопроса о ее научности. Признанный авторитет в этой области К.Манегейм, вслед за Вебером, рассматривал любую идеологию как неадекватное отображение действительности, как совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей. Весьма распространенным является также и сугубо функциональное толкование идеологии как инструмента интеграции общности (О.Лемберг, Т.Парсонс и др.), оставляющее в тени ее социально-исторические источники и детерминанты. Нередко идеология сводится и к психологии отдельных групп и индивидов (Р.Пайпс, В.Старк, Л.Браун и др.).

 

 

    1. Основные идеологическте течения современности

Либерализм и неолиберализм

Либерализм  как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей  Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, А. Смита  в конце XVII–XVIII в. Связав свободу  личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм заложил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности. В соответствии с этими приоритетами ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими».

В то же время  усиление государственного управления экономикой и возрастание роли социальных целей породили и другую историческую форму – неолиберализм, адаптировавший традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в. Важнейшим достоинством политической системы в нем провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений

Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм (термин впервые употребил Ф. Шатобриан  в конце XVIII в.)

Консерваторы  исходили из полного приоритета общества над человеком: «люди проходят, как  тени, но вечно общее благо» (Бёрк). По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к его требованиям. Политические же проблемы они рассматривали как религиозные и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохранение же прошлого в настоящем способно, как они полагали, снять все напряжение и потому должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями. Понятно, что такие принципы, как индивидуализм, равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ рассудка, представляли для них антиценности, разрушающие целостность человеческого сообщества. Таким образом, система воззрений консерваторов базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

В первой половине 70-х гг. XX в. консерватизм в основном стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его наиболее известные представители  И. Кристол, Н. Подгорец, Д. Белл, 3. Бжезинский и другие сформировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.

Коммунистическая  и социалистическая идеология

 

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование  и идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Так, В. И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, взяв в этом учении его наиболее агрессивные черты, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной  машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения. В идеологии социализма государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление – над эволюционным ходом развития общества, политика – над экономикой.

Наибольшее  влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских  странах) оказала социал-демократическая идеология, явившаяся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего своего существования она отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы на принципах «свободы, солидарности и справедливости») в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. В доктрине социал-демократии большое место уделялось нравственно-этическим факторам общественного развития. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией идеи «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и другие факторы негативно сказались на восприятии доктрины социал-демократии в мире.

Фашистская  идеология, возникшая в 20-х гг. XIX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия.

Родоначальником фашизма был лидер левого крыла  итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

 

    1. Политические кризисы и конфликты, их причины и источники. Разрешение конфликтов и управление ими.

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Причины политических конфликтов:

В качестве основной, универсальной причины конфликта  можно назвать  несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются:

·        Вопросы власти.

·        Нехватка средств к существованию..

·        Следствие непродуманной политики.

·        Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

·        Различие намерений и поступков  отдельных личностей, социальныхгрупп, партий.

·        Зависть.

·        Ненависть.

·        Расовая, национальная и религиозная  неприязнь и др.

     Основные  пути разрешения политических  конфликтов:

• мирный

 • революционный

 Мирные способы  урегулирования политических конфликтов:

1. “Избегание”

2. Откладывание  разрешения

3. Сближение сторон через посредника

4. Третейское  разбирательство (”арбитраж”)

5. Переговоры  сторон на основе баланса интересов

 Конфликтная  ситуация не обязательно перерастает  в конфликт, если противоречия  ликвидируются удовлетворением  сторон.

Стадии разрешения конфликтов:

1. Подготовительная (ведётся детальный анализ ситуации  самими участниками, закладывается  основа её урегулирования)

2. Переговоры 

3. Выход из  конфликта 

Источники:

      1. С позиции ресурсного подхода  источник конфликтов кроется  в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий. Неравный доступ людей и групп к общественным благам есть проявление социального неравенства.

      2. Согласно другому подходу, в основе конфликтов лежит неудовлетворенность универсальных человеческих потребностей. Современные ученые, продолжая это направление, к числу базовых относят также и потребность экономической безопасности (желание сохранить свою работу и заинтересованность в увеличении заработной платы), а также потребность в идентичности, иными словами - принадлежности к определенной группе. Но конфликты порождаются не самими потребностями, а неадекватностью средств их удовлетворения, что вновь позволяет поставить вопрос о социальной организации общества и отношениях неравенства.

      3. Согласно ценностному подходу  природу конфликта следует искать  во взаимоисключающих системах  верований, убеждений, культурных  стереотипах и несовпадениях  представлений о справедливости, присущих разным социальным группам. Источником конфликтов могут быть процессы самоидентификации людей, т.е. осознания ими своей принадлежности к социальным, религиозным, этническим, идеологическим и прочим группам, со стремлением защитить культурную целостность и самобытность.

     4. Существуют биологические подходы  в объяснении конфликтов. Сторонники  этого подхода видят в конфликтах  проявление присущего человеку  инстинкта агрессивности, аналогичного  инстинкту животных. Так, К. Лоренц рассматривал агрессивность как постоянное внутреннее напряжение, которое требует разрядки и всегда находит внешнее выражение невзирая на то, есть для этого подходящий раздражитель или нет.

      5. Социо-биологический подход при  рассмотрении конфликтов опирается на дарвинистскую теорию естественного отбора. Войны, конфликты есть проявление закона борьбы за выживание в обществе. Так, для социал-дарвиниста Л. Гумпловича причина конфликтов кроется в природной враждебности людей друг к другу, к другим расам и в несовместимости культур этих народов.

      6. Психологические подходы видят  причины агрессивности в свойствах  психики личности. Согласно психоаналитической  трактовке З. Фрейда, насильственные  формы проявления конфликтов  в обществе неизбежны. 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"