Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

Исполнительная  власть – это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона. Высший орган исполнительной власти — правительство.

Ключевые функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства; представительство государственных интересов в системе международных отношений.

Исполнительная  власть подразделяется на 2 вида:

1) центральная  – на всю территорию

2) местная

Судебная  власть – одна из ветвей госвласти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава6). Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля

Судебную  власть осуществляют:

1) суды общей  компетенции (верховный суд возглавляет,  ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

2) Специальные  суды

• Хозяйственные  суды – высший хозяйственный суд  возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска.

• Конституционный  суд.

  1. Законодательная власть как одна из ветвей власти. Парламент, структура и полномочия. Развитие парламентаризм в РБ.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи  с изменением Конституции, когда  прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

  • рассматривает и принимает проекты законов;
  • назначает выборы Президента;
  • даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;
  • выражает вотум недоверия правительству;
  • выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

  • одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
  • контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
  • принимает решение об отрешении Президента от должности.

История парламентаризма

    • 1995 — избрание Верховного Совета 13 созыва. В конце 1996 года попытался начать процедуру импичмента президента РБ.
    • 1996 — Верховный Совет заменён новым двухпалатным законодательным органом — Национальным собранием.
    • 2000 — состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания, однако, они были полностью бойкотированы белорусской оппозицией.
    • 17 октября 2004 — состоялись очередные парламентские выборы.
    • 28 сентября 2008 — состоялись очередные парламентские выборы.

 

  1. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества. Правительство, состав, структура, полномочия и функции. Государственный аппарат и государственное управление на местном уровне.

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.

Главой Совета Министров  является Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты Парламента Республики Беларусь.

Совет Министров Беларуси в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Заместителями Премьер-министра являются Первый заместитель Премьер-министра и заместители Премьер-министра

В Совет Министров  Беларуси входят:

  • Премьер-министр Республики Беларусь
  • Заместители Премьер-министра Республики Беларусь
  • Глава Администрации Президента Республики Беларусь
  • Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь
  • министры
  • председатели государственных комитетов
  • Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь
  • Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси
  • Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ
  • иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

. В компетенцию правительства  входят:

    • контроль над национальным бюджетом
    • внутренняя и внешняя политика
    • программы экономического и социального развития
    • национальная безопасностьи оборона

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Система органов местного управления имеет 3 уровня:

  • первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)
  • базовый (городские (городов областного подчинения), районные)
  • областной

Органы местного управления входят в систему исполнительной власти и на местном уровне решают вопросы:

  • местного хозяйства и коммунальной собственности
  • экономического и социального развития
  • местного бюджета
  • создания, реорганизации и ликвидации предприятий
  • создания землеустройства и землепользования
  • защиты прав и удовлетворение законных интересов граждан
  • охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания
  • законности и общественной безопасности на соответствующей территории
  • исполнения законодательства по вопросам военной службы

Органы местного управления принимают решения по вопросам местного уровня в рамках национального законодательства и в пределах своей компетенции.

 

  1. Возникновение и развитие политических партий и партийных систем. Типология политических партий и партийных систем.

Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.

Задача  полит партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, соц. слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.

 Важнейшими функциями принято считать следующие:

  • соц представительства;
  • соц интеграции и социализации;
  • борьба за власть;

 

  • полит рекрутирования, формирования правящей элиты;
  • разработки и осуществления полит курса.

 

Партии имеют  сложную внутреннюю структуру:

  • высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;
  • стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;
  • активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;
  • пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности;
  • лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.

 

Классификация политических партий.

Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования являются членские взносы. Центр партийной власти находится в самой партии.

Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период избирательной кампаний.

Мобилизующие  партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.

Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.

Классово-сословные  партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц слоев или групп.

По отношению  к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.

Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.

По месту  в политической системе - правящие и оппозиционные.

По характеру  полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

По месту  в полит спектре(по полит ориентации) - левые, центристские и правые.

В зависимости  от положения полит партий в полит  системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Итальянский политолог  Дж.Сартори предлагает ступенчатую  классификацию партийных систем:

  • система с одной партией;
  • система с партией, осуществляющей гегемонию;
  • система с преобладающей партией;
  • двухпартийная система;
  • система ограниченного плюрализма;
  • система крайнего плюрализма;
  • система атомизирования.

 

Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии.

Партийные системы:

  • В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних.
  • В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой.
  • Двухпартийная система, есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой.
  • В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

 

  1. Характеристика политических партий в РБ.

Становление и функционирование партийной системы  в Республике Беларусь.В

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"