Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

Психологическая (Представители данного подхода усматривают истоки и основу общества и государства в психике людей (индивидуальной или коллективной).Согласно Габриэлю Тарду, вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. Сущностью всякого открытия и изобретения в жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Психологический подход развивал и Ф. Гиддинг, согласно которому первичным социальным фактом является сознание породы. Любое существо готово признать любое такое же разумное существо одной с ним породы. Все общественное и политическое развитие определяется сознанием породы, проводящим различие между разными породами и расами в обширном царстве одушевленных существ.)

Общие признаки государства:

  1. территория – составляет физическую, материальную основу. Если в результате войны, распада территория оказывается завоеванной, то государство перестает существовать. Размеры государства могут меняться.
  2. наличие населения – власть государства осуществляется по отношению к людям, проживающим на определенной территории. В свою очередь государство существует потому, что есть люди, которым оно необходимо.
  3. наличие специального государственного аппарата – осуществлять управление государство может только имея специальную систему органов. Однако в государственном аппарате можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы (исполнительно-распорядительные органы; органы прокуратуры; суды; органы контроля; органы охраны общественного порядка; вооруженные силы).
  4. Суверенитет (верховная власть) – суверенное государство действует независимо от внешней политики с чем вынуждены считаться и его партнеры. Государство обладает суверенитетом независимо от территории, количества населения.
  5. Всеобщность – государство распространяет свое влияние на всех жителей этой территории.
  6. Монопольное право на применение принуждения.
  7. Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего насел.
  8. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.
  9. Форма государства: форма правления и тип государственного устройства.

Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Более полное (конкретное) представление о форме государства дает анализ 3-х его составляющих - формы правления, гос. устройства, гос.-правового режима.

Форма правления государством показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

В зависимости  от особенностей формы правления  государства подразделяются на монархические  и республиканские.

1. Монархия –  власть полностью или частично  сосредоточена в монархе и  передается по наследству. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодательной, исполнительной властей, он также контролирует правосудие и местное самоуправление.

 А) Абсолютная – единоличный носитель суверенитета.

Б) Конституционная – ограничение власти парламентом. По степени ограничения:

 а) Парламентская – ограничение во всех сферах,

б) “Дуалистическая” – ограничение в законодательной сфере.

2. Республика- форма правления, при которой гос-ная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному органу избираемому на определенный срок. Республика – высшие органы власти избираются народом.

По распределению  функций между президентом и  парламентом:

а)Парламентская – единственный избирательный орган, формирует правительство, управление страной правительством.

б)Президентская – совмещение главы государства и главы правительства, четкое распределение власти.

в)Смешанная – Сильная президентская власть + жесткий контроль правительства, двойная ответственность правительства.

 

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)

1.Простое –  унитарное государство, не имеет  обособленных гос образований,  пользующихся определенной самостоятельностью.

2.Сложное –  империя, федерация, конфедерация. Федерация – объединение на  добровольной основе, единая конституция,  валюта, вооруженные силы.

 Унитарное государство  -  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

 Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  водно-союзное государство.

Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.   Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация

 

  1. Правовое государство и гражданское общество: понятие и признаки.

Правовое  государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений.  В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им.

Правовое государство  обладает следующими признаками:

  • наличие гражданского общества
  • ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие
  • всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти
  • суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией
  • приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом
  • свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство  в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного самоуправления и др. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Функции гражданского общества:

  • Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
  • На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
  • Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
  • Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

 

  1. Развитие правового государства и гражданского общества в РБ.

 

  1. Конституция – правовая основа политической системы белорусского общества. Политико-правовой статус личности. Основные институты власти.

Конституция РБ- основной закон РБ, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

РБ - унитарное  демократическое социальное правовое государство. РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. РБ защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В РБ устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Гражданину  РБ гарантируется защита и покровительство  государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства РБ или права изменить гражданство. Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ. Религии и вероисповедания равны перед законом.

Институты государственной власти Республики Беларусь.

Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"