Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

Функции политической системы в рамках этого подхода:

  • Нормотворчество  - создание законов, которые определяют режим политической власти
  • Определение целей задач путей развития общества, разработка конкретных программ его деятельности
  • Авторитетное распределение материальных ценностей и ресурсов
  • Политическая коммуникация
  • Политическая социализация  - передача от одного поколения другому накопленной политической культуры
  • Согласование интересов гос и негос образований разных слоев общества

 

  1. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь

Республика  Беларусь с начала 90-х годов прошлого столетия выбрала демократический  путь развития. Вначале это было зафиксировано в Декларации о государственном суверенитете, принятой 27 июля 1990 г. и получившей 25 августа 1991 г. статус конституционного закона, а затем в законе от 27 февраля 1991 г. об основных принципах народовластия в Республике Беларусь. В настоящее время демократизм конституционного строя закреплен в Конституции от 24 ноября 1996 г[5].

В статье 6 Основного  Закона зафиксирован важнейший принцип  организации и деятельности государства - разделение властей: государственная  власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную.

В Конституции  закрепляется принцип верховенства права.

Право - многоаспектное научное понятие. Кант определял  право как совокупность условий, при которых произвол одного может  быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. Таким образом, право можно определять как норму свободы.

Существует  множество научных направлений, формирующих представления о  праве: теория естественного права; историческая школа права; психологическая  теория; материалистическая теория права; нормативистское направление.

В литературе, исходя из множественности взглядов о праве, называют следующие основные его  признаки:

право - это система  правил поведения людей, которая  устанавливается или санкционируется  государством;

в силу того, что  право имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при  необходимости обеспечивается государственным  принуждением; для этих целей может  быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу общеобязательности право отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.);

право выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы).

Спор о праве  существует с момента его зарождения и в нем участвуют не только юристы, но и философы, социологи, представители других наук.

 

  1. Политический режим как функциональный аспект политической системы. Типы политических режимов.

Полити́ческий режи́м — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Выделяют следующие  типы демократии.

  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Протективная демократия
  • Развивающая демократия

Авторитарный режим

Авторитаризм— характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

  • авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.
  • авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический  режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

  • Военно-бюрократический режим
  • Корпоративный авторитаризм
  • Дототалитарный авторитаризм
  • Постколониальный авторитаризм
  • Расовая, или этническая, 
  • квазидемократия
  • Султанисткий режим

 

  1. Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии,

В современной  политологической литературе выделяются следующие пути перехода к демократии:  
а) эволюционный (“трансформация”) - Испания;  
б) революционный (“замена” или крах старого режима)Португалия;  
в) военное завоевание - Германия, Япония.  
С. Хантингтон характеризует три модели перехода от авторитаризма к демократии:  
1) классическая линейная модель демократизации (Великобритания, Швеция) предусматривает постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем права политические и значительно позднее - социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство;  
2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки) предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты; в этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре;  
3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция) как и модель циклическая характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.

 

  1. Характеристика демократического общества в Республике Беларусь.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. 
Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.  
Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс. 
Демократия – это такой тип политической организации общества, при котором власть осуществляется через прямое народовластие (референдум), либо через представителей, избираемых народом, т.е. на основе представительной демократии. 
Целью демократического правления является достижение баланса интересов различных социальных групп.

Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. 
Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. 
Конституция РБ закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения.

Однако демократия как идеальная форма государственного устройства практически невозможна.  
С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит и с принуждением. В лучшем случае демократия представляет собой власть большинства над меньшинством, но чаще всего она оказывается формой правления хорошо организованного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. 
Тем не менее, демократический политический режим признаётся наиболее приемлемой формой государственного устройства. Он характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, возможностью влияния граждан на государственное управление. 
Современный цивилизованный мир в основном представлен демократическими политическими режимами. Демократическим государством является РБ.

 

  1. Понятие «политический институт». Государственные и негосударственные политические институты.

 

  1. Государство, теории происхождения, структура и признаки.

Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией.

Теории происхождения  государства:

Теория  естественного происхождения;  (Еще в античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства. Цель создания государства – общение между семьями и родами ради благой жизни. Государство – высшее достижение человеческой природы. Цель государства – общее благо. Государственная форма организации коренится в самой природе человека. Человек, по мнению Аристотеля, есть «животное политическое», то есть государственное)

Теократическая; (В средневековых концепциях теократического государства, от Августина Блаженного до Фомы Аквинского, ключевыми были идеи града земного стремящегося к граду небесному и, как следствие этого процесса, установление теократического государства, вся полнота власти в котором была бы сосредоточена в руках папы Римского. В теократическом государстве было четкое разделение на светскую власть, которую олицетворял государь, и духовную, главой которой являлся папа Римский.   Государство рассматривалось по аналогии с человеческим организмом. Как в человеке разум должен властвовать над телом, так и в государстве светская власть, а также «тело государства» – экономика – должны подчиняться духовной власти. Души господствуют над телами; соответственно, тот, кто господствует над душами, господствует и над телами. Поэтому земной общественный порядок должен был ориентироваться на небесный, а подлинным правителем должны быть не короли или император, а Церковь в лице папы Римского. Только такое государство является подлинным, поскольку выражает интересы всего общества и интересы эти носят прежде всего духовный, а не материальный (экономический) характер)

Теория  общественного договора (Широкое распространение среди политических мыслителей Нового времени получила договорная концепция, разработанная Т. Гоббсом, Д.Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан. Государство – искусственное образование, создание самих людей.)

Теория  насилия (завоевания) (Представители данного направления трактуют возникновение государства и права как результат насилия (внутреннего или внешнего).Представления о внутреннем насилии в качестве причины возникновения государства и права развивал Е. Дюринг. Насилие одной части первобытного общества над другой - первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают собственность и классы .Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер К. Каутский и др.)

Марксистская (Первыми мыслителями, считавшими, что государство возникло благодаря разделению труда (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), были Конфуций, Платон и Аристотель. Более завершенный вид эта концепция приобрела в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Насилие в возникновении государства они не отрицали, но отводили ему вторичную роль. На первый план ставили разделение труда в обществе, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонистические классы. Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государство. Государство возникает в результате естественного исторического процесса развития первобытнообщинного строя. Марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров. Такое положение сохранится до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отмирает, перерастая в коммунистическое общественное самоуправление.)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"