Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

По данным Министерства юстиции, на 1 декабря 1999 г. в Республике Беларусь было перерегистрировано и  зарегистрировано 17 политических партий и около 1200 общественных объединений. При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений:

    • партии правого толка, неолиберальной, антикоммунистической направленности;
    • демократические партии центристского характера;
    • партии левого крыла политических сил – коммунистической, социалистической ориентации

На территории страны зарегистрировано 15 политических партий.

Партии, поддерживающие политику президента

  • Аграрная партия
  • Белорусская социально-спортивная партия
  • Коммунистическая партия Белоруссии
  • Либерально-демократическая партия
  • Республиканская партия труда и справедливости
  • Белорусская патриотическая партия
  • Республиканская партия

Оппозиционные партии

  • Партия БНФ 
  • Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»
  • Объединённая гражданская партия
  • Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)
  • Консервативно-христианская партия — БНФ
  • Белорусская социал-демократическая партия (Громада)
  • Социал-демократическая партия Народного согласия
  • Белорусская партия «Зелёные»

Незарегистрированные партии и общественные движения, ошибочно причисляемые к партиям

  • Беларускі Народны Рух (новое оппозиционное движение. Начало деятельности — 2011 г.)
  • Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада)
  • Белорусская экологическая партия зелёных «БЭЗ»
  • Партия свободы и прогресса (ПСП)
  • Белорусская партия свободы
  • Над Барьером (правозащитное движение)
  • Молодой фронт (оппозиционное движение)
  • Революционное действие (анархистское движение)
  • Белорусское отделение НБП (национал-большевики)
  • Белорусская христианская демократия (оппозиционная)
  • Белорусская народно-освободительная армия (полувоенная группировка 1997-..)
  • движение Солидарность-Беларусь(правозащитная)

 

  1. Общественные организации и движения: цели, структуры, типы и функции. Новые социальные движения.

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

Общественная  организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

По отношению  к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам  действий – на насильственные и ненасильственные.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п.

2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

5) функция  моделирования новых общественно-политических  структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.

Воздействие общественных объединений на властные структуры  может осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства (через избирательные системы); прямого, функционального представительства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;

- поддержка, в том числе финансовая, на выборах близких политических партий и их кандидатов;

- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;

- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

- забастовки, митинги, демонстрации и др.

Особо следует  указать на такую форму представительства  и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby – кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов. Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.

Переломные  моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным "всплеском" самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах  Запада на смену старым традиционным объединениям пришли многообразные новые социальные движения. Их возникновение было обусловлено обострением глобальных проблем современности, вступлением западных стран в новый этап НТР, изменениями в массовом сознании, в ценностных ориентациях общества, кризисом доверия к государственным структурам и традиционным политическим институтам.

Новые социальные движения представляют собой демократические  движения протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой  и требованиями. Костяк новых социальных движений составили экологические, антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту гражданских прав и др.

Особенностью  новых социальных движений стал поиск  новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и необычность форм и методов  социального протеста. Широкое распространение получили так называемые альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия, школы, клиники и т.п.

Близки к  альтернативным движениям и гражданские инициативы – форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь определенных проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.

  1. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Типология и динамика развития общественных движений.

Общественное  объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

В Республике Беларусь зарегистрировано: физкультурно-спортивных общественных объединений - 579, благотворительных общественных объединений - 390, молодежных общественных объединений - 220, из них детских - 33, просветительских, культурно-досуговых, воспитательных общественных объединений - 206, общественных объединений, объединяющих национальные меньшинства - 110, общественных объединений инвалидов войны и труда, ветеранов - 83, научно-технических общественных объединений-80, общественных объединений сторонников охраны природы, памятников истории, культуры - 67, творческих общественных объединений - 49, женских общественных объединений - 31 и прочих общественных объединений - 544.

В первом полугодии 2011 года Министерством юстиции Республики Беларусь и главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома зарегистрировано 51 новое общественное объединение (6 республиканских и 45 местных), 11 новых фондов (1 международный, 1 республиканский и 9 местных), 1 профессиональный союз в организации и 1 ассоциация. 
За 6 месяцев текущего года зарегистрировано и поставлено на учет 9 новых организационных структур политических партий, 273 новые оргструктуры профессиональных союзов, 999 новых оргструктур иных общественных объединений.

 

  1. Сущность и структура политического процесса, его стадии и субъекты. Виды политических процессов.

Политический  процесс — совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей. Мотивация целей кроется в потребностях и интересах людей. Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являются экономические и материальные потребности. Политические интересы также могут порождаться духовными, культурными, нравственными, экологическими проблемами. Особое место в политических процессах принадлежит государству. Оно одновременно является и объектом, и субъектом политической деятельности.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

- субъекта, носителя  власти;

- объекта, который  должен быть создан или достигнут  как цель процесса;

- средств, методов,  ресурсов, исполнителей процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"