Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

В некоторых  странах сильные партии добились законодательных гарантий от проникновения  в парламент небольших партий. К ним относится «процентный  барьер». Если партия не набирает установленный  законом минимум голосов, то она  не допускается к участию в  распределении мест. Чаще всего это 5% (Россия, Германия), в Швеции это 4%, в Израиле 1%. Партии, преодолевшие барьер, делят и оставшийся процент. Обычно от этого правила освобождаются партии нац. меньшинств (в странах Вост. Европы).

После голосования  начинается распределение мандатов на основе избирательной квоты– количества голосов, необходимых для избрания одного депутата.. каждая партия получает по округу столько депутатских мандатов, сколько вписывается в квоту в зависимости от полученных голосов.

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система существует в двух вариантах:

а) избиратель получает 2 бюллетеня; одним голосует за кандидата по своему округу, а  вторым – за партию (в масштабах  всей страны). Так происходит в России;

б) в ряде стран  голосование за партийные списки считается действительным только тогда, когда хотя бы один кандидат данной партии победил на прямых выборах в избирательном  округе. Такая система существует в Германии.

Безусловно, избирательные  системы влияют на поведение политических партий в период избирательной кампании. Действенность той или иной избирательной системы обусловлена соотношением политических сил в стране и зависит от исторических традиций и реалий сегодняшнего дня.

В современном  мире выборы – это процедура, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании органов власти государства. С выборами связана реализация политических прав граждан.

Выборы – способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важный признак демократического общества. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц.

Выборы являются важной частью политической системы государства, т.к. они влияют на формирование органов власти. Поэтому они являются важнейшей формой политической борьбы.

С выборами тесно  связано избирательное право, регулирующее условия и порядок проведения выборов. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное– это право граждан участников в избирании членов выборных государственных органов, а также в референдумах (плебисцитах). Пассивное– это право избираться, т.е. быть зарегистрированным в качестве кандидата и избранным в представительную структуру.

Принципами  избирательного права являются принципы всеобщего, равного избирательного права, тайного голосования, прямых или косвенных выборов. Эти принципы обычно провозглашаются в конституции.

Осуществление активного избирательного права  может быть прямым(прямые выборы) или  косвенным(непрямые и многоступенчатые выборы). Прямое голосование является наиболее распространенным и демократичным, т.к. избиратели сами избирают своих  представителей в выборные органы.

  1. Избирательный процесс: избирательная процедура и избирательная компания. Абсентеизм и его причины.

Избирательный процесс - регламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов.

Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса): 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

Избирательный процесс включает в себя избирательную  процедуру и избират кампанию.

Избирательная процедура - это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство.

Подготовка  и проведение выборов называется избирательной кампанией. Понятие  «избирательная кампания» употребляется  в 2 значениях: 1) определенный законом период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их подготовку; и 2)совокупность пропагандистских и иных мероприятий, проводимых участниками выборов.

Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов - партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей - проводимые в установленный для этого законом период времени.

Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Во многих странах  абсентеизм – достаточно распространенное явление. Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.

  1. Избирательная система РБ. Электоральное поведение граждан РБ.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются. Избирателями являются граждане РБ, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание РБ – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994.

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность действий (поступков) граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах. Формы Э.п. могут включать так называемое протестное голосование, голосование против всех, конформистское голосование за партию или лидера, которого поддерживает большинство избирателей и т.п. Основными мотивами участия в выборах является стремление людей оказать влияние на власть или продемонстрировать свое отношение к ней, основными мотивами уклонения от участия в выборах служит уверенность, что от участия в выборах ничего не зависит, а также отсутствие интереса к политике. Согласно теории рационального выбора, Э.п. каждого отдельного избирателя определяется прежде всего тем, что каждый из них сознательно стремится к максимальной реализации своих интересов. Между тем многочисленные эмпирические наблюдения показывают, что люди чаще всего голосуют за партию, с которой они себя ассоциируют, а отнюдь не на основании собственного интереса. Характер Э.п. людей в значительной степени определяется спецификой их отношения к политике, уровнем их политических знаний, информированностью и степенью развития навыков политического участия. В современную эпоху значительное влияние на Э.п. оказывают средства массовой информации, которые осуществляют психологическое воздействие на избирателей и формируют образы кандидатов или политических партий.

Абсентеизм  – этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя  обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д.

 

  1. Средства массовой информации и коммуникации: признаки, типы, функции и роль в современном политическом процессе.

СМИ – совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каких-либо материальных носителях. Делятся на:

- печатные.

- электронные.

- интернет-СМИ.

Пресса –  совокупность технических средств  изготовления и распространения информации, а также лица, участвующие в этой деятельности.

Коммуникация – процесс передачи информации от однйо системы к другой, посредством специальных материальных носителей и сигналов. Разделяется на вербальную (речевую) и невербальную (зрительная, мимика и жесты).

Политическая  коммуникация –специфический вид политических отношений, который регулирует производство и распространение в обществе различных идеологических программ.

Функции СМИ:

  1. информационную, которая состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных событиях в стране и в мире;
  2. образовательную - проявляется в сообщении знаний, дополняющих имеющиеся представления о политике и политических процессах;
  3. функцию критики и контроля за деятельностью власти, которая основывается на авторитете общественного мнения;
  4. функцию мобилизации, которая выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям либо сознательному бездействию;
  5. развлекательную функцию. СМИ могут выполнять и негативные функции: провоцировать массовый протест, вселять в людей чувство страха, неуверенности, подрывать общественную мораль.

 Выделяют  шесть типов СМИ:

А) Государственная  СМИ

Б) Государственно-общественые  СМИ

В) СМИ коммерческого  характера

Г) Альтернативные СМИ – не финансируются гос-вом, направлены на формирование общественного мнения и взглядов, отличающих от официально принятых. «Народная воля».

Е) СМИ неполитических структур и организаций – имеющее  узкую специализацию и специфическую  аудиторию (бухгалтерские журналы).

Ж) СМИ организаций и структур гражданского общества.

Виды коммуникации:

  • интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alterego, совестью и т.п.;
  • межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);
  • групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах (chat rooms и forums в интернете; messageboards);
  • массовая коммуникация происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте).

 

    1. Политическая культура, её концепции, структура и функции. Типы политической культуры.

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Термин «политическая  культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение».

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"