Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

 • прогнозирование  и предупреждение возникающих  трудных жизненных ситуаций;

 • активизация  собственных усилий граждан и  семей, создание условий для  самостоятельного решения возникающих проблем.

 Наряду с  государственными органами система  социального обслуживания в Республике  Беларусь включает:

 • центры  социального обслуживания семей  и различных категорий населения,  нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

 • социально-реабилитационные  центры; специальные клиники для  безнадежно больных людей (хосписы);

 • социальные  приюты;

Образование

Период реформирования в белорусской системе образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком. Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Для их решения  предусматривается реализация следующих  направлений:

  • развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;
  • оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • придание университетам функций центров научно–инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;
  • совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью;
  • интеграция профессионального образования, науки и производства;
  • улучшение материально–технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;
  • повышение кадрового потенциала системы образования;
  • увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;
  • интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.

Решение поставленных задач в области образования  позволит поднять престиж профессионально–технических  и средних специальных учебных  заведений, обеспечить органичное вхождение  в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

 

 

    1. Социальное партнёрство. Роль профсоюзов в системе социального партнёрства. Правовые основы социального партнерства в Конституции РБ.

Социальное  партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве.

Вся деятельность Минского городского объединения профсоюзов направлена на реализацию трёхстороннего Соглашения, заключенного между Минским городским исполнительным комитетом, Минским городским объединением профсоюзов и Республиканской ассоциацией предприятий промышленности «БелАПП». В настоящее время уже действует пятое трёхстороннее Соглашение на 2011 - 2013 годы.

В рамках реализации Соглашения Минское городское объединение  профсоюзов участвует в разработке и реализации городских программ, принятых Мингорисполкомом, в том  числе:

  • программа социально-экономического развития г.Минска;
  • программа занятости населения города Минска;
  • программа социальной поддержки пожилых людей и др.

В рамках реализации Соглашения и благодаря совместной, конструктивной работе социальных партнеров  достигнута трехсторонняя договоренность по таким ключевым вопросам, как  соблюдение трудовых прав работников на рабочем месте, обеспечение занятости и социальной защиты населения города Минска, создание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развитие промышленности, сферы услуг и предпринимательства, повышение роста жизненного уровня горожан.

Социальное  партнерство – основа трудовых отношений

Статья 14 Конституции  Республики Беларусь закрепила социальное партнерство в качестве конституционной нормы.

Правовыми основами регулирования коллективных трудовых отношений являются: Трудовой Кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О профессиональных союзах», «О занятости населения Республики Беларусь», Указы Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» от 15.07.1995 № 278, «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» от 05.05.1999 № 252 и ряд других. По определению законодательства, социальное партнерство – это система взаимодействия между работниками, нанимателями, органами государственного управления, направленная на обеспечение интересов работников и нанимателей по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; соблюдение норм законодательства; полномочность принятия обязательств; добровольность принятия обязательств; учет реальных возможностей принятия реальных обязательств; обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. В соответствии с законодательством Республики Беларусь интересы работников представляют профессиональные союзы. Основной формой социального партнерства являются коллективные переговоры, а целью – заключение коллективного договора, соглашения.

На уровне организации, предприятия или структурного подразделения  заключается коллективный договор  – локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические  отношения между нанимателем и работающими у него работниками (ст. 361 ТК РБ).

 

    1. Государственная молодёжная политика РБ: цели, задачи, программы. Политическая социализация молодёжи.

Целями  государственной молодежной политики являются:

  • всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;
  • создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;
  • социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи;
  • расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Основными направлениями государственной  молодежной политики являются:

  • гражданско-патриотическое воспитание молодежи;
  • содействие формированию здорового образа жизни молодежи;
  • государственная поддержка молодых семей;
  • содействие реализации права молодежи на труд;
  • государственная поддержка молодежи в получении образования;
  • государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи;
  • содействие реализации права молодежи на объединение;
  • содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив;
  • международное молодежное сотрудничество.

Основной целью  республиканской программы является развитие потенциала молодых граждан  для их самореализации и участия  в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий.

 В рамках  реализации республиканской программы  предполагается решение следующих  задач: 

1. повышение  образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду;

2.         патриотическое воспитание молодых  граждан, формирование у них  правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному  и активному участию в общественной  жизни страны;

3.         улучшение условий для активного  и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества;

4.         совершенствование позитивных молодежных  инициатив, соответствующих идеологии  и направлениям социально-экономического  развития белорусского государства; 

5.         формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи;

6.         совершенствование системы социальной  защиты молодежи и молодой  семьи; 

7.         развитие молодежного туризма  и международного молодежного  сотрудничества.

 

 

 

    1. Религия и гос-конфессиональные отношения в РБ.

Согласно статье 16 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, «религии и вероисповедания  равны перед законом». Из поликонфессионального состава населения страны наиболее крупная религиозная организация, представленная на территории страны — Русская православная церковь, второй по величине является Римско-католическая церковь. Менее многочисленные конфессии: протестантские деноминации, иудаизм, ислам, индуизм, бахаизм и некоторые другие. Согласно Закону Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2054-XII, «каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».

В Беларуси традиционно  существуют христианские (православие, старообрядчество, католичество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.

В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных  организаций, обеспечения прав граждан  на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога. Религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость.

 

 

    1. Этническая политика в РБ. Национальные общественно-культурные объединения в РБ.

Проблемы обеспечения  прав национальных меньшинств и удовлетворения их этнических  запросов являются одним из основных направлений государственной национальной политики в Республике Беларусь. Особое внимание уделяется  развитию этнокультурного образования, так как для национальных меньшинств важной является задача сохранения и трансляции этнокультурных ценностей подрастающему поколению, особенно родного языка как базиса всей культуры. В Республике Беларусь в 2006 году был принят ряд законодательных актов, направленных на развитие этнокультурного образования национальных меньшинств. Среди них следует назвать Законы «О языках в Республике Беларусь», «О культуре в Республике Беларусь», «Об образовании в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь». В законе «О языках в Республике Беларусь» определено, что граждане всех национальностей, живущие в республике имеют право на воспитание и получение образования на родном языке. Согласно Закону Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», гражданам, относящим себя к национальным меньшинствам,  гарантируется право на получение помощи со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования, а также право изучения и пользования родным языком.

Этнокультурное  образование в Республике Беларусь осуществлялось путём преподавания национальных языков и литератур, истории и культуры в отдельных школах национальных меньшинств, в качестве предметов, факультативно и в кружках в школах и детских садах с государственными языками обучения. Также при государственных учреждениях культуры и образования действовали воскресные школы и курсы, где одновременно изучали родной язык, историю, культуру и традиции своего народа.

Русский язык –  язык самого многочисленной национальной общности Беларуси – на протяжении всего исследуемого периода являлся обязательным для изучения в общеобразовательных школах республики, а в результате республиканского референдума 14 мая 1995 года русскому языку был придан статус государственного.

Второй по численности  этнической группой в республике являлись поляки. Большая их часть (70 %) компактно проживала в Гродненской области, поэтому именно оттуда началось возрождение польскоязычного образования.

Достаточно  активно развивалось литовское  национальное образование, хотя число  представителей этой национальной общности за 10 лет сократилось на 16 %.

Украинский  язык изучается  факультативно и  в кружках в школах Кобринского  и Каменецкого района Брестской  области 

Образовательные структуры с этнокультурным компонентом  обеспечивались учебниками по языкам и литературе национальных общностей частично Министерством образования Республики Беларусь, а также странами исторического происхождения (Польшей, Литвой, Латвией, Украиной, Арменией, Кореей). Но недостаток учебников и учебно-методических материалов оставался одной из проблем, требующих дополнительного разрешения.

Кадры для национального  образования готовились на протяжении всего периода в высших и средних  специальных учебных заведениях Республики Беларусь. Наибольший акцент делался на подготовку учителей польского языка (чаще всего по сдвоенным специальностям).

Одним из важнейших  направлений государственной политики в отношении национальных меньшинств является  удовлетворение их этнообразовательных  потребностей. За изучаемый период была создана законодательная база, обеспечивающая возможность получения представителями национальных меньшинств этнокультурного образования, которое включало в себя изучение родного языка, истории, традиций, обычаев. Участие белорусского государства в процессе создания образовательных структур национальных меньшинств выражалось в преподавании этнокультурного компонента в государственных учреждениях образования; финансировании из государственного бюджета общеобразовательных школ национальных меньшинств; предоставлении помещений государственных учреждений для работы школ выходного дня и кружков национальных культурных объединений; обеспечении методической и учебной литературой; подготовке педагогических кадров для национальных школ.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"