Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

Первая фаза (март 1994 г. - ноябрь 1996 г.) - избрание первого Президента Республики Беларусь, которым стал А.Г. Лукашенко, принятие Конституции  Республики Беларусь, проведение Республиканского референдума (1996 г.) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Данная фаза характеризуется сложной и напряженной политической обстановкой. В состоянии политического противостояния оказались отдельные ветви государственной власти, политические партии и общественные объединения. Со стороны противников референдума была предпринята попытка втянуть в этот конфликт и граждан Республики Беларусь

Кризис легитимности институтов государственной власти на данной фазе принял системный характер. Решительные действия со стороны  Президента Республики Беларусь, направленные на преодоление вакуума власти и получившие всенародную поддержку на Республиканском референдуме 1996 г., способствовали преодолению кризиса легитимности, направлению процессов государственного строительства в мирное русло.

Вторая фаза (ноябрь 1996 г. - по настоящее время) - динамические преобразования во всех сферах общественной жизни, направленные на построение сильной  и процветающей Беларуси, формирование "президентской вертикали", укрепление государственных институтов управления и др.

Принятие Конституции  Республики Беларусь в 1994 г. придало  конституционно-правовой характер развёртыванию  политико-управленческих процессов  в сфере государственного строительства. Их современной формой становится оптимизация  государственного строительства.

 

  1. Политическая элита: концепции, структура, типология, функции и роль в политических процессах. Теория циркуляции элит. Формирование политической элиты белорусского общества

Политическая  элита - структура: люди обладающие позициями  власти, наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, относительно организованное меньшинство, лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы.

Политическая  элита призвана выполнять в обществе ряд важнейших функций: 
• определение стратегических целей развития общества; 
• выработка и реализация государственной политики, защита общенационального интереса; 
• координация деятельности всех ветвей власти; 
• поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества; 
• согласование политических интересов различных социальных групп; 
• назначение аппарата органов управления; 
• защита корпоративного интереса тех социальных групп, на базе которых сформирована элита.

Парето выделял  правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной  элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального  статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита,  претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции 
элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история 
постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, – лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

Процесс формирования политической элиты Республики Беларусь характеризуется рядом особенностей, предопределенных спецификой развития государственности и политических процессов в Беларуси. Во время вхождения страны в состав Советского Союза наиболее талантливые представители белорусской элиты продвигаясь по службе уезжали работать в Москву в центральные органы союзного управления, что весьма негативно влияло на формирование национальной элиты. Вместе с обретением независимости в стране начался процесс формирования новой политической элиты, который продолжается и в настоящее время. Прежние управленцы – партийно-административная номенклатура (формальная элита), привыкшие получать власть по решению вышестоящего начальства, стали оттесняться на второй план наиболее активными представителями новой, нарождающейся политической элиты. Ведущей тенденцией в формировании новой элиты стала региональная структуризация. В политической жизни стали выделяться группы выходцев из западных, восточных областей и из столичного региона. Это во многом обусловлено тем, что с поражением советского строя в Беларуси не оказалось новой мощной силы (класса, социальной группы), которая смогла бы выполнить роль республиканского социального лидера, способного сформировать собственную политическую элиту. Процесс формирования политической элиты также осложняется отсутствием в стране сильных, влиятельных политических партий, пользующихся массовой поддержкой  населения.

 

 

  1. Политическое лидерство и его роль в функционировании политической системы. Теории появления и классификации лидеров.

Политическое  лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или  нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю группу, организацию, общество в целом.

«Теория черт»  исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует  свое внимание на врожденных качествах  лидера. Лидер  может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

 «ситуационная  теория лидерства». В различных  ситуациях групповой жизни выделяются  отдельные члены группы, которые  превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, и это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Системная теория лидерства, согласно которой лидерство  рассматривается как процесс  организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.    

Существуют  разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них.     

По отношению  руководителя к подчиненным:

  • авторитарное - основано на угрозе санкций, применении силы;
  • демократическое - предполагает учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в управлении.

 

    По способу легитимации  власти (М. Вебер):

  • традиционное - вожди племен, монархи
  • рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим путем;
  • харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет "историческую миссию". В качестве примера можно привести Ю. Цезаря, Наполеона, Ленина, Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена, Ф. Кастро.

 

    По "масштабам" лидерства:

  • общенациональные;
  • лидеры региональные;
  • лидеры социальных групп, слоев.

 

    По отношению к существующей политической системе:

  • функциональный;
  • дисфункциональный;
  • конформист (приспособленец);
  • неконформист.

 

 

  1. Лидер как интегратор общества, как легитиматор политического строя. Роль лидера в принятии решений, в установлении связей между народом и властью.

Функции, выполняемые  политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые  они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.

Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

  • аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;
  • функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;
  • функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной  стабильности общества политический лидер  остается новатором, выдвигает новые  идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:

  • новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;
  • коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;
  • организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;
  • координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти; 
    интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом; 
    функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы. 
    Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.

 

  1. Понятие, структура и типы политической системы общества.

Политическая  система имеет 2 основных понятия

1. Искусственно  созданный теоретико-мыслительный  конструкт, т.е.  инструмент, позволяющий  описывать, анализировать системные  свойства политических явлений

2. реально существующий  целостный организм, который находится  в постоянном взаимодействие с окружающим его обществом и управляет им.

Структура политической системы:

  • Регулятивная подсистема – политические и правовые нормы
  • Институциональная подсистема – политические институты, политические организации общества
  • Функционально-комуникативная – политические отношения
  • Духовно-идеологическая – политическая культура, политическое сознание

Типы  политических систем:

По уровню социально  экономического развития общества:

  • Традиционные индустриальные
  • Постиндустриальные

По степени  развитости политических институтов:

  • Традиционные
  • Харизматические
  • Рациональные

По характеру  политической культуры:

  • Англо-американские
  • Континентально-европейские

По типу политического  режима:

  • Тоталитарные
  • Авторитарны
  • Демократические

По степени  открытости со взаимодействием со средой:

  • Открытые
  • Закрытые

 

  1. Институциональный и системный подходы к анализу политической системы. Функции политических систем.

Системный подход:

Согласно этому  подходу политическая система это  интегрированная совокупность государственных  и не государственных социальных институтов, которые осуществляет власть.

Согласно истону можно выделить 5 элементов политической системы: политические нормы, политические отношения, политическая культура, политические институты и политическая власть(в  центре квадрата).

Институциональный подход

Концентрируется на рассмотрении отдельных элементов  политической системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"