Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политологии
2. Роль политологии среди социальных наук. Политология как наука и учебная дисциплина.
....
59. Понятие глобальных проблем и глобализации. Тенденция и факторы международных отношений в условиях глобализации.
60. Геополитическое положение РБ

Работа содержит 1 файл

мммммммм.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

 

  1. Понятие «политика». Функции политики.

Политика – это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономические отношения

Политика выполняет  в общественной жизни следующие  функции:

1. Выражение общественно  значимых интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя: а) осознание интересов; б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.

2. Рационализация возникающих  в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.

3. Руководство и управление  общественными процессами в интересах  тех или иных групп или общества  в целом. Руководство заключается  в определении основных целей  и приоритетов развития, а также  в выработке путей и средств  их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений.

4. Интеграция различных  социальных групп за счет подчинения  их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый  общенародный интерес и определить  место в нем каждой социальной группы.

5. Обеспечение инновационного  характера общественного развития. Это означает, что политика призвана  обеспечить соответствие политических  форм потребностям экономического  и социального развития общества. Другими словами, политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.

6. Наконец, политика  выполняет своеобразную человекотворческую  функцию. Она заключается в  том, что политика представляет  собой специфическую сферу самореализации  личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

 

  1. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью. Нравственные основы политических отношений.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна влиять на эти сферы, проникать в них.

Это связано  с такими сущностными проявлениями политики:

  • политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, выработанных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп; эта особенность политики отражена в широко выраженных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
  • политика присутствует во всех общественных сферах силу присущих ей регулирующие функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и т.д.

Мораль и право.  Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции определены единственными причинами их происхождения и основным назначением - регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально неоднородном обществе именно за недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие нормы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.

 

  1. Гуманизм в политике. Насилие и ненасилие в политике.

Политика издавна связывается  или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важнейшим отличительным признаком является применение организованного насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики: партии, террористические организации, группы или отдельные личности.

Насилие представляет собой  преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение  ему ущерба и осуществляемое вопреки  его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др. Применительно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в виду физическое насилие (или ненасилие) как средство ее осуществления.

Политическое насилие  отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В относительно спокойные, мирные времена его осуществляют специально подготовленные для этого люди, обладающие оружием и другими средствами принуждения, объединенные жесткой организационной дисциплиной и централизованным управлением, хотя в периоды восстаний и гражданских войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов.

Насилие — неотъемлемая сторона всей человеческой истории. В политической и общественной мысли встречаются самые различные, в том числе прямо противоположные оценки роли насилия в истории. Некоторые ученые, например Евгений Дюринг, приписывали ему решающую роль в общественном развитии, сломе старого и утверждении нового.

Суть концепции  ненасилия в политике заключается  в отказе от применения силы при  разрешении конфликтов и в урегулировании спорных вопросов на основе принципов  гуманизма и нравственности. Она  рассчитана на действие более высоких мотивов человеческого поведения, чем страх перед физическим наказанием или экономическими санкциями, — на силу духа, нравственной убежденности, героического примера. Основой насилия, является власть ненависти или, по крайней мере, страха, в отличие от ненасилия, основой которого служит сила бесстрашия и любви.  Ненасилие в политике традиционно служило специфическим средством воздействия на власть снизу. Его обычно применяют люди, не обладающие средствами насилия или крупными экономическими ресурсами влияния. Очень часто ненасильственный метод борьбы используют социальные, национальные и иные меньшинства для того, чтобы обратить внимание властей и общественности на бедственность своего положения. Ненасилие занимает центральное место среди средств влияния экологических движений, например движения “Гринпис”.

Ненасильственные  методы учитывают особенности общественной субстанции — наличие у объектов их воздействия нравственного сознания, совести и разума. Именно к ним  апеллирует ненасилие. Если бы в обществе действовали лишь разумные, но бесчувственные машины, роботы, то всякое ненасилие было бы бессмысленным. Эффективность ненасилия основана на использовании внутренних механизмов мотивации поведения и прежде всего совести, а также общественного мнения, его авторитета и влияния.

 

  1. Политическая власть: понятие, структура, ресурсы способы и инструменты реализации.

Политическая власть: понятие, структура, ресурсы способы  и инструменты реализации.

Власть – способность  и возможность осуществлять определенное влияние на деятельность людей, различных объединений, обществ при помощи боли, авторитета, права и насилия.

Власть – центральная  категория политики, политологии.

Структура власти: субъект  власти, объект, ресурсы власти , процесс  власти (отношения между субъектом и объектом)

Субъект – воплощает  активное направляющее начало иди может  быть отдельным человеком, организацией, государством, общностью людей.

Объекты – явления  и процессы, на которые направлена деятельность субъектов. Власть не возможна без подчинения объектов субъекту.

Ресурсы – средства и  приемы, при помощи которых субъект  воздействует на объект. Выделяют следующие  группы ресурсов:

Материальные – материальные ценности, земля, недвижимость

Социальные – способность  повышения или понижения социального статуса, места в социальной стратификации

Информационные –  знания, информация

Силовые – принудительные, институты физического принуждении (тюрьмы, суды, армия, милиция)

Демографические ресурсы  – люди

Процесс властвования –  характеризуется способами и механизмами властвования. Существует 2 основных способа властвования:

  1. Побуждение объекта к действиям, угодным субъекту
  2. Обеспечение действия объектов, блокирование нежелательных для руководства видов поведения.

 

  1. Государственная власть, ее разновидности. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.

Государственная власть – высшая форма политической власти, которая опирается на специфический  управленческо-руководящий аппарат  и обладает монопольным правом как  на издание законов обязательных для всего населения, так и применением силового принуждения.

Бывает –  законодательная, судебная, исполнительная

Положение, при котором  люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право  приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как  правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем  произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется  закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это  близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это  этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это  юридическая и потому этически нейтральная  характеристика власти.

Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:

1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционного характера,  т.е. основывается на обыденной  вере в святость традиций и  вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,

3) харизматического характера,  т.е. основывается на незаурядных  проявлениях святости или геройской  силы, или образцовости личности  и созданном этими проявлениями  порядке (харизматическое господство).

 

  1. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Современные политико-управленческие процессы в сфере государственного строительства Республики Беларусь анализируют сквозь призму особых режимов  развертывания. Первый - это режим развития. Структуры и механизмы государственной власти выводят политико-управленческие процессы на новый уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования, вызовы времени. Развертывание такого режима означает, что правящие круги, институты государственной власти нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре общества, меняющемся соотношении сил внутри страны и на международной арене (январь 1919 г. - июль 1920 г.)

Второй режим развертывания политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства - это режим функционирования, не выводящий политическую систему, в своей основе, за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политико-управленческие процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и избирателями, органами государственной власти, местного самоуправления и т.д. (июль 1920 г. - март 1994 г.)

И, наконец, третьей разновидностью режима развертывания политико-управленческих процессов в сфере государственного строительства в Республике Беларусь, является режим динамизма. В этом случае политико-управленческие процессы сопровождаются интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, нарастанием сложности построения различных сфер общественной жизни, повышением способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов граждан. Данный режим имеет следующие фазы протекания.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"