Ценообразование в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Специфика банковского ценообразования предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления: Банковский продукт (услуга) – разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы ценообразования
1. Специфика ценообразования в банковской сфере
2. Этапы разработки цен на банковские услуги
3. Особенности ценообразования на кредитном рынке. Сущность «цены» кредита. Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка.

Глава 2. Особенности ценообразования на кредитном рынке( на примере Сбербанка)
1. Анализ стратегии ценообразования. Ценовая политика и анализ спроса
2. Общая стратегия банковского ценообразования
3. Стратегия ценообразования на кредитные продукты

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     4. Высокий удельный вес межбанковского кредита в общем объеме привлеченных ресурсов ведет к удорожанию кредитных ресурсов банка в целом, поскольку это дорогой инструмент. Кроме того, растущая зависимость от крупных межбанковских кредитов не может быть охарактеризована положительно, ибо диверсификация привлекаемых ресурсов укрепляет ликвидность банка, а межбанковский кредит не способствует диверсификации.

     Обобщающим  показателем суммарных затрат банка  является их отношение к количеству обслуживаемых клиентов.

     Успех коммерческого банка определяют три взаимосвязанных фактора:

     1. Высокая доходность (прибыльность) банковского дела, создающая возможность  для выплаты дивидендов акционерам  банка, увеличения его капитала, создания необходимых страховых  резервов, фондов развития.

     2. Ликвидность, то есть возможность быстрого превращения активов банка в платежные средства для своевременного погашения своих долговых обязательств.

     3. Платежеспособность, то есть способность  в необходимые сроки и в  полной сумме отвечать по своим  обязательствам перед кредиторами  – государством, банками, вкладчиками.

     Другой  составляющей анализа затрат являются непроцентные расходы. При анализе  непроцентных расходов необходимо:

     – рассмотреть их структуру;

     – определить динамику каждой статьи;

     – выявить причины изменения удельного веса каждой статьи в общих непроцентных расходах.

     Банку следует уменьшать затраты, имеющие  большой удельный вес в сумме  непроцентных расходов, но делать это  нужно не в ущерб своей деятельности. Так, нецелесообразно сокращать  расходы на содержание аппарата управления. Усилия следует сосредоточить на уменьшении штрафов, пени, неустоек.

     Важное  условие поддержания необходимого уровня ликвидности банков – наличие  у банков достаточной суммы ликвидных (легкореализуемых) активов, которыми являются наличные деньги, золото, остатки средств до востребования на счетах, депозиты сроком до 1 месяца, ценные бумаги и другие легкореализуемые средства банка.

     Выбор метода определения  цен.

     Затратный метод определения  цен.

     Затратный метод прост. В основу цены банковской услуги закладывают себестоимость, и к ней прибавляется прибыль, которая будет достаточна для этой банковской услуги:

 

      Ц = S + П8, 

     где:

     Ц – цена;

     S – себестоимость;

     П – прибыль.

     Важно определить издержки на банковские услуги, или себестоимость. В экономической  литературе себестоимость банковских услуг часто называют внутренней стоимостью банковских операций.

     В банковской сфере материальными  затратами выступают привлеченные средства. Но банк считает только собственные  затраты, связанные с привлечением средств, – проценты по депозитным счетам, вкладам, долговым обязательствам банка, используемым в целях кредитования. Это объясняется тем, что коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование (то есть банк выдает деньги в кредит, и сумма займа с процентами возвращается в банк). Все остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, кассеты, дискеты и т.п.) В банковской практике такую внутреннюю стоимость банковских услуг, или себестоимость, теоретически можно рассчитать по всем банковским операциям в целом исходя из подробного анализа процентных и непроцентных расходов.

     Для того чтобы определить локальные  показатели внутренней стоимости банковских групп делят все расходы (в основном связанные с активными операциями, поскольку банку необходимо определить цену продажи, а не покупки денег) на прямые и косвенные. Прямые расходы – это те, что непосредственно относятся к проведению определенной операции или групп банковских операций; косвенные – это общебанковские расходы, которые включают основную долю непроцентных расходов, включая налоги, относимые на затраты. Практический расчет осуществляется по формулам9: 

     КВС = ((ОРБ – ДД) / (СА – НА)) * 100%, 

     где:

     КВС – совокупный коэффициент внутренней стоимости банковских операций;

     ОРБ – общие расходы банка (операционные и неоперационные);

     ДД  – дополнительные расходы, не связанные  с основной деятельностью банка, идущие на частичное покрытие его  расходов;

     СА  – сумма актива баланса банка за рассматриваемый период;

     НА  – неработающие активы (средства резервного фонда, корреспондентского счета и  в кассе банка).

     Предельное  значение внутренней стоимости банковской услуги вычисляется как: 

     АКВС = (АОРБ / АСА) * 100%, 

     где:

     АОРБ- – приращение общих расходов банка, обусловленное приращением его  суммарных активов;

     СА  – приращение суммарных активов  банка.

     Локальный средний коэффициент внутренней стоимости (КВС) определенных операций рассчитывается по формуле: 

     КВСлок = [(ПРБо + КРБо – ПДо) / (САо – ЗАо)] * 100%,

 

      где:

     ПРБо  – прямые расходы банка на осуществление  данного локального вида операций;

     КРБо  – косвенные расходы банка, связанные  с проведением данной операции;

     САо – суммарный актив данной группы операций;

     ПДо – побочные, дополнительные доходы, которые могут быть отнесены к рассматриваемым операциям;

     ЗАо – замороженные активы, приходящиеся на данный круг операций.

     Прямые  и косвенные расходы банка  распределяются по отдельным банковским операциям пропорционально доле, которую составляет данная операция в общем объеме активных операций банка или пропорционально денежным объемам отдельных операций. Экономический смысл использования приведенных коэффициентов внутренней стоимости продуктов10:

     Первый  показатель (КВС) отвечает на вопрос, какова должна быть средняя минимальная цена денег банка, которые он продает на ссудном рынке, обеспечивающая покрытие всех банковских расходов, не приносящая ему прибыли. В экономической практике широко используется расчет данного нижнего предела цены одновременно с оптимизацией объема реализации продукции и называется это «критической точкой». В банковской практике это также называется «мертвой точкой», или минимальной величиной банковского процента, к которому надо прибавлять банковскую маржу для компенсации уровня риска невыполнения обязательств и ожидаемую прибыль по каждому кредиту, чтобы получить реальную процентную ставку;

     второй  коэффициент (ЛКВС), показывающий предельные маргинальные затраты, связанные с  приращением суммарных активов, дает ответ на вопрос, когда приращение активов становится невыгодным, что очень важно при расширении оборотов банка;

     третий, локальный, коэффициент (КВСлок) позволяет  варьировать банковским портфелем  и включать в него только те банковские операции, которые наиболее выгодны в настоящее время.

     Итак, показатель внутренней стоимости банковских операций как необходимый элемент  определения средних общих затрат банка, а также локальных по отдельным  крупным банковским услугам может  быть положен в основу расчета  затратной модели цены на банковские услуги.

     Метод целевого ценообразования

     Суть  этого метода заключается в построении таблиц, которые отражают зависимость  номинальной прибыльности активов  от темпов «инфляции» и «ROA» при заданной реальной рентабельности.

     Таким образом, метод целевого ценообразования требует от банка анализировать разные варианты процентных ставок за кредит с точки зрения их влияния на оборот, необходимый для преодоления мертвой точки или безубыточности.

     Применение  метода целевого ценообразования показывает, что затраты на проведение банковских операций оказывают влияние и на величину процентной ставки за кредит, так как чем больше у банка объем затратных статей, тем меньше доля прибыли в доходах. Следовательно, чтобы достичь необходимой номинальной прибыльности активов, банк должен зарабатывать все больший валовой доход.

     Договорной  метод ценообразования, используемый на рынке банковских кредитов При заключении кредитного договора оговаривается ставка кредита. Ставка зависит от множества факторов:

     – спроса и предложения на конкретную услугу банка;

     – темпов инфляции (темп инфляции должен быть ниже, чем процентная ставка);

     – динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (накопления уменьшаются – ссудный процент растет);

     – эффективности государственного кредитного регулирования, то есть от ставки рефинансирования (как правило, процент не опускается ниже 2/3 ставки рефинансирования);

     – сезонности производства, которая обусловливает сезонную потребность в кредитных ресурсах.

     – соотношения между размерами предоставляемых государством кредитов и его задолженностью, то есть от внутренней кредитной задолженности (чем она больше, тем выше ссудный процент).

     Договорной  процент за кредит – цена услуги по кредитованию будет складываться из трех элементов: 

     Р = V + NiVi + (-Nj/Vj)11, 

     где:

     Р – договорная ставка за кредит;

     V – основной кредитный процент; это средняя цена кредитных ресурсов для данного коммерческого банка, она зависит от ставки рефинансирования, уровня процента по межбанковским кредитам и от процентов, начисляемых по вкладам;

     NiVi – надбавка по i – параметру от основного процента;

     NjVj – скидка по j – параметру от основного процента, при важности j – параметра.

     Основной  кредитный процент у каждого  банка свой, так как он зависит  от стоимости тех ресурсов, которые привлекает банк.

     К стоимости привлеченных ресурсов надо прибавить процентную маржу. Маржа  рассчитывается по процентной прибыли. Сложив эти составляющие, определяем основной кредитный процент для  данного банка. Маржу можно рассчитать и так:

     М = (общие расходы банка, за исключением расходов по привлечению ресурсов минус прочие доходы, связанные с осуществлением ссудных операций, плюс плановая прибыль)/активы, приносящие доход.

     Как рассчитать общие расходы банка, рассмотрено в разделе, посвященном затратному методу ценообразования. Прочие доходы, связанные с осуществлением ссудных операций, включают дополученные за прошлые годы доходы, штрафы, пени, проценты, комиссии. Плановую прибыль как главный составляющий элемент расчета маржи определяем на основе ежеквартальных отчислений налога на прибыль в бюджет. Просчитав все эти величины, определим, сколько копеек должен приносить каждый рубль работающих активов. К доходности прибавляется основной кредитный процент, в результате чего определим реальную цену кредита для конкретного банка. Разумеется, фактическая цена, которая сложится на рынке ссудных капиталов, будет отличаться от расчетной цены конкретного банка, что вполне закономерно, ибо спрос и предложение кредитных ресурсов, формы их предоставления постоянно меняются. Договорная надбавка или скидка, которую обычно оговаривают при заключении кредитного договора, зависит от вида и срока кредита, кредитоспособности заемщика, продолжительности деловых связей банка с ним и др.

Информация о работе Ценообразование в банке