Ценообразование в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Специфика банковского ценообразования предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления: Банковский продукт (услуга) – разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы ценообразования
1. Специфика ценообразования в банковской сфере
2. Этапы разработки цен на банковские услуги
3. Особенности ценообразования на кредитном рынке. Сущность «цены» кредита. Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка.

Глава 2. Особенности ценообразования на кредитном рынке( на примере Сбербанка)
1. Анализ стратегии ценообразования. Ценовая политика и анализ спроса
2. Общая стратегия банковского ценообразования
3. Стратегия ценообразования на кредитные продукты

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     Через политику «низких» цен проходит проникновение на новые рынки и закрепление на уже завоеванном рынке. Банк не преследует цель получить быструю прибыль и уйти с рынка, напротив, его цель – получение долговременных прибылей. Эту политику проводят банки с прочным финансовым положением, имеющие широкие планы развития на данном рынке. Такие банки завоевывают рынок за счет больших объемов кредитов, предоставляемых большому числу заемщиков.

     Политика  «высоких» ставок проводится банками, не планирующими развитие на данном рынке. Это часто неблагополучные в  финансовом отношении банки, которым важно взять от рынка все, что он дает, и уйти, когда туда начнут внедряться более эффективные банки;

     Стратегия «следования за лидером», при которой  банк руководствуется ставками конкурента, а учет собственной внутренней стоимости банковских услуг и спроса играют подчиненную роль. Следование может означать установление равных, повышенных или пониженных ставок по кредитам и депозитам по отношению к конкурентам. Стратегия довольно популярна в рыночной экономике, и обычно она ведет, как показывает зарубежная практика, к снижению и выравниванию ставок при монополизации рынка.

     При использовании ассортиментной стратегии ценообразования банковские услуги продаются по «прейскуранту». Как правило, предоставляя основную услугу, банк может предоставить консультационные услуги бесплатно или за небольшую плату. Банки широко используют процентные скидки при покупке по кредитным карточкам и другие формы. Ассортиментная стратегия сегодня проявляется и в том, какие банковские операции должны быть основными для прибыльной деятельности банков – расчетно-кассовое обслуживание клиентов по низким тарифам или государственные ценные бумаги с минимальными рисками.

     В заключение данного вопроса о  стратегии ценообразования необходимо подчеркнуть, что рецепта для их использования в банковской практике нет. Банкам важно правильно выбрать и проводить ценовую политику, гибко меняя цены в рамках выбранной стратегии в зависимости от состояния финансового рынка, интенсивности конкуренции в том или ином ее сегменте, уровня инфляции, спроса и предложения клиентов.

3. Особенности ценообразования на кредитном рынке.

     Ценообразование в рыночной экономике обусловлено  тесной взаимосвязью с кредитной системой. Кредит, хотя и выдается большей частью в денежной форме, однако не исключает и других форм, в частности, товарной (натуральной) формы. Цена не только выражает стоимость, но и связана с движением товара, его куплей-продажей и регулируется законом спроса и предложения; движение товара носит двусторонний характер. Этим цена отличается от кредита, при котором движение форм стоимости нередко исключает ее встречное движение.

     Снижение  ставки рефинансирования Центрального банка и уменьшение доходности ценных бумаг обеспечивало понижение нормы ссудного процента, что делало кредит доступным для реального сектора экономики. Однако удешевление кредита в условиях инфляции не в состоянии переориентировать кредитные ресурсы на удовлетворение нужд реального сектора, поскольку этому препятствует сохраняющийся дисбаланс между доходностью в сфере кредита и в сфере материального производства.

     Следовательно, наряду с естественными монополиями, ТЭК и сырьевыми отраслями ведущие коммерческие банки относятся к тем структурам, в пользу которых происходило перераспределение значительной части чистого дохода отраслей производства и конечного потребителя.  

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что дезорганизация цен  на факторы производства осложняется  сохраняющейся высокой степенью монополизации и неразвитости режима конкуренции.

     В связи с низким уровнем инвестиций в экономику, сохранением структурных диспропорций и существенных различий в условиях воспроизводства в разных отраслях (резко возросла доля сырьевых отраслей и топливно-энергетического комплекса при существенном снижении удельного веса обрабатывающей промышленности в общем товарообороте) реальные капиталонакопления использовались в первую очередь для финансирования сферы товарообращения и в целом услуг. Если в 70–80-е годы большая часть кредитов направлялась в сферу производства и меньшая – в сферу обращения, то теперь высокая цена на кредитные ресурсы, сложное финансовое положение большинства промышленных предприятий не позволяют им пользоваться кредитом. В итоге кредиты направляются в сферу обращения и делают высокоприбыльными и без того доходные торгово-посреднические операции.

     Расширение  сферы услуг отразило перелив  в нее значительной части рабочей силы, оказавшейся излишней в других отраслях в условиях кризиса.

     Рост  цен обусловил изменения в  структуре распределения товарной массы. Здесь необходимо учитывать балансирование спроса и предложения на отдельные виды товаров. Если спрос очень жесткий, то цена изменяется взрывным образом, что, с одной стороны, служит ориентиром производителям – они сокращают или нарушают производство, а с другой стороны, способствует перекачке ресурсов, в результате чего объем производства быстро меняется. Следовательно, изменение цены стимулирует, в первую очередь, изменение потребления, а во вторую, – изменение производства продукции.

     Таким образом, с помощью цен объединяются интересы потребителя и производителя и обеспечиваются условия их обоюдного удовлетворения. Для производителя всегда благо, когда цена максимально высока. Но если у производителя нет стимула к сокращению издержек, то это означает, что низкая цена его практически не стимулирует. Диалектика взаимосвязи цены и издержек заключается в том, что только тогда, когда производитель будет заинтересован в снижении издержек, потребитель начнет торговаться о цене. Производителю придется думать, как снизить издержки,

     Таким образом, цена выступает регулятором  отношений между производителями  и потребителями и способствует, как это было показано, переливу капиталов.

     Недостаток  средств в отдельных отраслях может быть восполнен с помощью кредитной и денежной эмиссии. В этом случае государство авансирует в экономику значительную массу денежных ресурсов для поддержания жизненно важных отраслей, производящих продукцию для населения (сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность), а кроме того, осуществляет крупные вложения в топливно-энергетические отрасли (в том числе экспортно-ориентированные), транспорт.

     Финансирование  этих отраслей за счет средств бюджета  имеет инфляционные последствия, поскольку вложенные в них средства, как правило, не возвращаются. Поэтому финансирование осуществляется через коммерческие банки путем кредитования хозяйств. Коммерческие банки, давая деньги в долг, выбирают таких клиентов, которые не только возвратят ссуду в установленный срок, но и обеспечат прибыль. Если кредитные вложения банка не будут вовремя возвращены, выдача ссуд прекратится.

     Рост  цен косвенно способствует развитию кредита. Повышение цен на основные виды продукции производственно-технического назначения, на продукцию сельского хозяйства, на реализуемые через торговлю потребительские товары вызывает резкое увеличение издержек производства и обращения. В результате предприятия оказываются не в состоянии самостоятельно оплачивать приобретаемое сырье, материалы, оборудование и вынуждены обращаться в коммерческие банки для получения ссуды.

     Ограниченность  свободных денежных ресурсов для  кредитования, с одной стороны, обусловливает  развитие кредитных операций, а с  другой – способствует увеличению цены на кредитные ресурсы. Процентные ставки за пользование кредитом возрастают, и одновременно сужается круг объектов кредитования. Повышению цены за кредит способствует также рост числа не возвращенных и не погашенных в срок ссуд, высокий удельный вес просроченных кредитов и другие факторы.

     Используемые  в хозяйстве оборотные средства, приобретаемые за счет подорожавшего кредита, увеличивают себестоимость изготовляемой предприятием продукции. Цена на выпускаемые изделия постоянно повышается, усиливая инфляцию. При этом сами предприятия стремятся предусмотреть в ценах опережающий рост затрат, чтобы компенсировать возможные инфляционные издержки. Таким образом, высокие темпы роста цен способствуют поддержанию постоянного спроса на кредитные ресурсы, а следовательно, и высокой цены на кредит.

     Цена  товаров имеет существенное значение для установления объема предоставляемого кредита. Ссуда выдается на приобретение конкретных товарно-материальных ценностей и осуществление затрат, имеющих вполне определенную цену. Поэтому чем выше цена кредитуемых товарно-материальных ценностей и чем больше затраты, тем больше при прочих равных условиях объем ссуд, предоставляемых хозяйствами или отдельными лицами.

     Обычно  товарно-материальные ценности кредитуются  по цене их приобретения с учетом транспортных расходов (расходов по доставке), производимых заемщиком. Оценка кредитуемых товарно-материальных ценностей неодинакова: она может зависеть от стадии их движения. Например, если речь идет о покупных производственных материалах (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара и пр.), кредитование может производиться по цене их приобретения с добавлением фактических накладных расходов. Готовая продукция, не вывезенная со склада поставщика, обычно оценивается по более высокой цене, поскольку заемщик не произвел дополнительных расходов.

     Цена, которая применяется при оценке кредитуемых затрат, как правило, возмещает издержки заемщика и создает  условия для обеспечения кругооборота его оборотных средств. Объем предоставляемых кредитов в свою очередь оказывает косвенное воздействие на общую цену кредитуемых затрат. Чаще всего ссудный процент является частью прибыли и включается в издержки обращения, которые входят в состав цены приобретаемых ресурсов.

     Постоянное  повышение цен на продукцию отраслей производства придает наиболее рискованный характер кредиту, а следовательно, обусловливает и высокие процентные ставки по нему. В частности, такие ставки устанавливаются для предприятий пищевой промышленности, в которой в результате сильно изношенного оборудования и производственных мощностей себестоимость продукции постоянно возрастает. Неменьший риск невозврата кредита возникает у предприятий металлургии, себестоимость продукции которых резко возрастает из-за недостатка кокса, лома цветных металлов, что обусловливается снижением инвестиций в эти отрасли, сокращением добычи руд.

     В настоящее время осложняется  кредитование отраслей топливно-энергетического  комплекса. Эта отрасль экономики  имеет ярко выраженную экспортную направленность. Практически все нефтяные компании брали кредиты на Западе под будущую выручку. При этом деньги в долг занимали по прошлогодним высоким ценам, а возвращать их нужно по существенно сниженным текущим ценам. Следовательно, чтобы возвратить кредиты, необходимо резко увеличить добычу нефти и отдать ее западным инвесторам ровно на столько больше, на сколько упали цены. В условиях инфляции для того, чтобы купить твердую валюту (долги номинированы в СКВ), требуется печатать и больше рублей, а это ведет к росту инфляции.

     Резкое  увеличение экспортной добычи нефти  способствует уменьшению ее использования для внутренних целей и вызывает неизбежное повышение цен на продукцию топливно-энергетического комплекса для российских предприятий.

     Осложняется сегодня и кредитование аграрного  сектора экономики, пользующегося кредитом из-за сезонности производства. Основная причина этого – существенный рост цен на сельскохозяйственную технику, горюче-смазочные материалы, другие оборотные средства. Цены на них постоянно возрастают, и предприятия вынуждены сокращать объемы выпуска продукции животноводства, уменьшать размеры посевных площадей либо занимать их теми культурами, которые могут приносить стабильный доход, но не всегда выгодны потребителям.

     При сезонных затратах в аграрном секторе  экономики часть кредитных ресурсов используется на создание запасов и оплату труда работников. По мере увеличения этих затрат возрастают кредиты под них и снижается ссудная задолженность под реальные материальные ценности. Одновременно увеличиваются ресурсы кредитования в виде остатков средств на банковских счетах, во вкладах и на руках у населения. При общем снижении объема ссуд под материальные ценности в период роста сезонных затрат увеличиваются кредиты под запасы товаров в торговле. Это происходит потому, что рост кредитов на оплату труда в связи с сезонными затратами вызывает при прочих равных условиях увеличение кредитов под запасы товаров в торговле, предназначенных для обеспечения выпущенных в обращение кредитных денег.

     Источниками погашения кредита в торговле являются средства, поступающие на счета торговых предприятий от реализации продукции. С повышением цен увеличивается доля собственных средств предприятия, а доля кредита в формировании его оборотных средств сокращается.

Информация о работе Ценообразование в банке