Ценообразование в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Специфика банковского ценообразования предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления: Банковский продукт (услуга) – разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы ценообразования
1. Специфика ценообразования в банковской сфере
2. Этапы разработки цен на банковские услуги
3. Особенности ценообразования на кредитном рынке. Сущность «цены» кредита. Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка.

Глава 2. Особенности ценообразования на кредитном рынке( на примере Сбербанка)
1. Анализ стратегии ценообразования. Ценовая политика и анализ спроса
2. Общая стратегия банковского ценообразования
3. Стратегия ценообразования на кредитные продукты

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     Ограничить рост внутренних цен Центральный банк может различными методами, в том числе путем жесткой привязки денежной массы к объему золотовалютных резервов. Тем самым объем золотовалютных резервов страны может стать возможным пределом роста денежной массы. Такая мера позволит уменьшить инфляцию, но государство в этом случае станет весьма чувствительным к любым внешним воздействиям (например, падению цен на нефть или нежеланию стран, чьи валюты обеспечивают рубль, кредитовать Россию). Эта система саморегулируется: падают резервы – повышаются процентные ставки – уменьшается денежная масса; растут резервы – падают ставки – растет денежная масса.

     При такой системе ЦБ теряет свою независимость. Вся финансовая политика проводится правительством и международными организациями, которые должны определять, какое соотношение между рублевой массой и валютными резервами стоит предпочесть (такое соотношение устанавливается, скажем, раз в три года), а также сколько можно напечатать рублей исходя из текущих валютных резервов, прогноза дефицита бюджета и торгового баланса.

     Таким образом, современная экономическая  обстановка диктует необходимость  разработки радикальных мер по снижению остроты финансового кризиса. При  этом особенно желателен выбор оптимальной модели взаимозависимости цен и кредита.

     2. Конкуренция на  рынке кредитных  услуг. Более низкие процентные ставки по кредитам позволяют банкам рассчитывать на привлечение большого числа клиентов и завоевание преимуществ перед конкурентами.

     К внутренним факторам процентных ставок относятся:

     · степень риска непогашения кредита;

     · получение прибыли от ссудных  операций;

     · характер обеспечения своевременного возврата кредита;

     · размер ссуды;

     · срок погашения ссуды;

     · расходы по оформлению ссуды и  ее контролю;

     · характер отношений между банком и заемщиком. В целях максимизации прибыли банк, как правило, устанавливает такой ссудный процент, под который могут брать кредиты, и такой депозитный, под который клиенты захотят вкладывать средства в банк. Иначе говоря, процентная политика не должна приводить к сокращению межбанковского оборота – главного фактора, влияющего на прибыль.

     Размеры процентных ставок зависят от следующих  показателей:

     1. Инфляции. Номинальные процентные  ставки должны быть установлены на уровне, достаточном для покрытия ожидаемых темпов инфляции в течение всего срока инвестирования, и обеспечивать реальную отдачу. Поэтому:  

     

  

     2. Реальной отдачи, которая в свою очередь зависит от инвестиционного риска.

     3. Спроса на ссуды.

     4. Изменения потребности государственного  сектора в заемных средствах.

     5. Обменных курсов валют. Когда  процентные ставки за рубежом  и ставки по инвестициям в  иностранной валюте высоки, процентные ставки по инвестициям в национальной валюте должны быть также высоки во избежание перелива капитала за рубеж и значительного падения курса национальной валюты.

     Влияние роста цен на качество ссудного портфеля выражается в резком повышении доли краткосрочных ссуд при существенном снижении доли долгосрочного кредитования экономики и населения.

     Другой  особенностью ссудного портфеля российских кредитных организаций в условиях роста цен является его резко обозначенная валютная направленность. Из-за высокого финансового риска ссуды экономике и населению предоставляются в иностранной валюте в ущерб рублевым кредитам.

     Закономерным  следствием дестабилизирующего влияния  роста цен на кредитную систему  становится нарастание проблемы просроченной ссудной задолженности на балансах банков и проблемы необеспеченности российской банковской системы необходимым объемом резервов для списания безнадежных долгов. В результате сокращения срочных пассивов и высоколиквидных активов банков ухудшается ликвидность не только отдельных банков, но и всей банковской системы.

     Последствия роста цен в отношении просроченной задолженности на балансах кредитных организаций носят противоречивый характер. С одной стороны, влияние инфляции на структуру кредитного портфеля кредитных организаций проявляется в списывании с балансов их обесценивающихся просроченных ссуд, а с другой стороны, вследствие ухудшения экономической конъюнктуры происходит новый виток увеличения объемов просроченной задолженности в портфелях банков.

     Для списания безнадежных долгов ежемесячные  темпы роста цен должны достигать  двузначных значений. А это, в свою очередь, из-за отрицательных значений процента обесценивает и остальные вложения банков, в том числе вложения, сделанные за счет собственных средств. В целом последствия от инфляционного обесценения банковских активов имеют неизменно отрицательный результат для банка.

     В этих условиях банки объективно вынуждены  перенести большую часть своих  операций на краткосрочный финансовый сектор, который наиболее подвержен процентному, ликвидному и кредитному рискам. Опасная зависимость коммерческих банков России от конъюнктуры краткосрочного финансового рынка выражается в хроническом «предкризисном» состоянии кредитной системы. Последнее характеризуется постоянным ростом числа убыточных и ликвидируемых банков.

     Длительная  стагнация экономики объективно подводит банковский сектор к сохранению и продуцированию инфляционной основы в денежно-кредитной сфере. Таким образом, банки как бы оказываются втянутыми в губительный «инфляционный круг» сложившимися обстоятельствами и не могут быстро покинуть его в силу объективных экономических условий. Решение проблемы резкого обесценения активов и пассивов коммерческих банков в рамках портфельного управления активами подводит российские банки к манипулированию величинами долей активов и пассивов в иностранной валюте в общей сумме банковских активов и пассивов на различных стадиях роста цен и развития инфляции в экономике.

 

 

             Определяя суть взаимодействия цен и кредита, важно рассмотреть зависимость объема валовой прибыли банка от размера ссуженных средств и цены, т.е. процентных ставок. Действие каждого из этих факторов, помимо естественного влияния на банк рыночной конъюнктуры, зависит от специфических требований обеспечения ликвидности. Величина кредитных вложений коммерческого банка определяется объемом собственных и привлеченных средств. Основной задачей в области управления ликвидностью коммерческого банка посредством регулирования активных и пассивных статей баланса является определение объема возможной потери собственного капитала, призванного выполнять функции последнего источника банковской ликвидности, при изменении (по не зависящим от банка обстоятельствам) процентных ставок на рынке ссудных капиталов. Этот метод носит название модифицированной дюрации, заключающейся в исчислении средних сроков полученных и выданных кредитов, их сумм и процентных ставок по ним. Цена кредита и депозита зависит в основном от их величины и срока пользования ими. Соответствия по этим статьям в разрезе привлеченных и размещенных средств практически никогда не достигается, поскольку именно благодаря диверсификации кредитного портфеля банк получает прибыль, складывающуюся из разницы между полученными и уплаченными процентами.

     Процентная  политика в области привлеченных и размещенных ресурсов должна отвечать двум основным требованиям: уровень процентной ставки по депозитам должен быть привлекательным для потенциальных вкладчиков и не должен резко сужать процентную маржу, предусмотренную между активными и пассивными операциями банка.

     В зависимости от чувствительности банка к изменению уровня процентных ставок происходит группировка его активов и пассивов.

     Для этого определяют период, а затем  выделяют активы, чувствительные к изменению процентных ставок (RSA), и пассивы, чувствительные к изменению процентных ставок (RSL). Их разница покажет разрыв GAP = RSA - RSL в портфеле банка между активами и пассивами, чувствительными к изменению уровня процентных ставок. На банковскую ликвидность оказывает влияние процентный риск. Управление ликвидностью банка ограничено ценовой конкуренцией со стороны контрагентов рынка. Для снижения уровня процентного риска необходимо сократить разрыв между активами и пассивами, подверженными влиянию изменения уровня процентных ставок. Но при этом надо иметь в виду, что GAP представляет собой результат предпочтений клиентов банка относительно сроков по активам и пассивам. Следовательно, ограничение GAP может негативно сказаться на результатах работы банка (можно потерять часть клиентов и долю рынка).

     Согласование  активов и пассивов по срокам может осуществляться при помощи тактики «нулевого разрыва» сроков, т.е. срочность привлекаемого пассива и срочность финансирования актива в каждом отдельном случае обязательно совпадут. Однако подобная тактика практически не соответствует действительности и приводит банк к ощутимым потерям в доходах. На практике более целесообразным является установление по каждой группе активов и пассивов лимита разрыва в сроках: например, при ожидании падения уровня процентных ставок банк формирует свои портфели активов за счет пассивов меньшей срочности, чтобы при финансировании активов получить прибыль от снижения цены пассивов. При ожидании роста уровня процентных ставок тактика банка меняется с точностью до наоборот: формирование портфелей активов осуществляется при помощи пассивов большей срочности, чтобы по истечении срока активов получить выгоду от финансирования новых активов за счет имеющихся недорогих пассивов.

     Оперируя  разрывом в сроках, банк может минимизировать и разрыв в суммах привлекаемого пассива и направляемого актива. В случае установления плавающих ставок и по пассивам, и по активам банк может придерживаться следующей политики: при ожидании роста ставок сумма активов может превышать сумму привлекаемого пассива, и наоборот, сумма привлекаемого пассива может преобладать над суммой размещаемого актива при падении ставок. Таким образом, увеличение чистого процентного дохода банка вполне реально. Параллельно с этим не следует забывать о мероприятиях, направленных на снижение взятого на банк риска.

     . Итак, своевременный анализ ценообразующих  факторов в банковской сфере – важное условие успешного функционирования коммерческого банка. В условиях ускорения необеспеченного роста цен для того, чтобы банк выжил, обязательным мероприятием его политики является смещение структуры активов в сторону увеличения краткосрочных спекулятивных финансовых вложений. Однако, чтобы избежать попадания банка в полную зависимость от конъюнктуры финансовых рынков и сохранить автономию в условиях стагнации и неустойчивого роста цен, в его кредитной политике должна разрабатываться стратегия поддержания разумного баланса между краткосрочными финансовыми активами и вложениями в реальный сектор. В этом случае избежать инфляционного обесценения вложений и рисков процентных ставок позволяет тактика формирования активов банка в иностранной валюте.

     Обострение  в условиях роста цен проблемы ликвидности банковской системы на первый план выдвигает необходимость поддержания ликвидности банка либо за счет адекватного изменения структуры активов (прежде всего за счет своевременной конвертации высоколиквидных активов в иностранную валюту), либо за счет создания базы для управления ликвидностью путем использования управляемых пассивов. Однако ориентация политики коммерческого банка по поддержанию ликвидности только на управляемые пассивы делает его уязвимым и полностью зависимым от конъюнктуры дестабилизированного ростом цен финансового рынка. Таким образом, без работы по перестройке структуры портфеля активов серьезного уровня  автономности банка от роста цен в российской экономике достичь не  удастся. Ключевая роль будет принадлежать гибкой политике процентных ставок, обеспечивающей сдерживание инфляционных ожиданий, привлекающей вложения в активы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2  Особенности  ценообразования  на кредитном рынке

     1. Анализ стратегии ценообразования на примере Сбербанка России 

     Сбербанк  является открытым акционерным обществом, он был основан в 1841 году и с этого времени существовал в различных юридических формах. Банк зарегистрирован и имеет юридический адрес на территории Российской Федерации. Основным акционером банка является Банк России, которому по состоянию на 31 декабря 2006 года принадлежало 63,8% обыкновенных акций Банка или 60,6% от всех выпущенных акций Банка.

Информация о работе Ценообразование в банке