Ценообразование в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Специфика банковского ценообразования предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления: Банковский продукт (услуга) – разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы ценообразования
1. Специфика ценообразования в банковской сфере
2. Этапы разработки цен на банковские услуги
3. Особенности ценообразования на кредитном рынке. Сущность «цены» кредита. Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка.

Глава 2. Особенности ценообразования на кредитном рынке( на примере Сбербанка)
1. Анализ стратегии ценообразования. Ценовая политика и анализ спроса
2. Общая стратегия банковского ценообразования
3. Стратегия ценообразования на кредитные продукты

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

     Поэтому движение цен существенно влияет на состояние кредита.

     Известно, что деньги, поступающие на предприятие в качестве оплаты за реализованные товары, затем направляются в банк на погашение кредита. Поэтому закупка торговыми предприятиями товаров, пользующихся спросом у населения в условиях роста цен, содействует одновременно ускорению движения денег и погашению кредита.

     Таким образом, цена может служить экономическим  регулятором отношений предприятие–рынок, а также предприятие–банк. Она  не только учитывает издержки, но и  регулирует их размещение, повышает конкурентоспособность  товара через перелив капитала в различные отрасли. Происходит перераспределение издержек. То же можно сказать и о прибыли. Зная особенности налогообложения, кредитной политики в той или иной отрасли, а также в том или ином регионе, можно определить, где выгодно производить данную продукцию. Следовательно, ценовой механизм регулирования производства более гибок и действенен, чем административный.

     Стимулирующая функция цены заключается в том, что она разрешает противоречия между требованиями рынка и реальной стоимостью товара. Эта функция позволяет найти компромисс между наилучшим использованием имеющихся ресурсов и требованиями покупателя, т.е. между рыночной ценой и рыночной стоимостью.

     Цена  на продукцию отдельных производств  может корректировать спрос и предложения на кредит. Спрос на кредит в отраслях, производящих конкурентную продукцию, не обеспеченную при этом собственными оборотными средствами, определяется складывающейся на рынке ценой на нее. Предприниматель, получая с помощью банковского кредита недостающие ему оборотные средства, решает, что ему производить, и исходит при этом из того, что спрос при прочих равных условиях тем больше, чем ниже цена. Следовательно, цена товаров определяет цену кредита как одного из факторов производства.

     Рост  цен оказывает влияние на состояние  платежеспособного спроса населения на товары массового (личного) потребления и всю систему распределения доходов. Надо отметить, что при общем сокращении потребительского спроса меняется его структура: в ней значительно возрастает доля расходов на продовольствие.

     Изменяется  и структура сбережений. Как известно, сбережения населения являются одним  из источников инвестиций для реального сектора экономики. Накопленные средства используются для вложений в сферу обращения, для финансирования операций на фондовом и валютном рынках, операций внешней торговли, различных спекулятивных операций, но не для инвестирования в отрасли материального производства.

     Это связано, по крайней мере, с двумя причинами. Во-первых, как уже отмечалось, норма прибыли в реальном секторе экономики много ниже доходности в сфере обращения. Во-вторых, современное производство неотделимо от высококвалифицированного менеджмента, тщательного мониторинга рыночной конъюнктуры, оперативного использования достижений науки и техники, обновления товарного ассортимента, повышения его конкурентоспособности. Таким образом, средства населения не становятся источником вложений в рост уровня его квалификации, не затрачиваются на получение им дополнительных знаний, опыта. Это в целом ограничивает возможности для развития производства.

     Кроме того, сбережения населения долгое время не направлялись на покупку  ценных бумаг и не вовлекались  в оборот, что не позволяло снизить платежеспособный спрос на товары и услуги и сократить инфляционное давление на цены. Таким образом, можно сказать, что рост цен в отечественной экономике стал причиной свертывания емкости той части внутреннего рынка, которая представлена платежеспособным спросом на товары массового (личного) потребления, и не позволил использовать сбережения населения в качестве источника инвестиций.

4. Сущность «цены» кредита. Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка.

     Взаимодействие  ценообразования и кредита в  современных условиях проявляется под воздействием спроса и предложения банковских услуг, обострения конъюнктуры на товарном, фондовом и валютном рынках, усиления инфляционных процессов в экономике в связи с девальвацией рубля. Наименьшее воздействие на состояние указанной зависимости оказывает политика самого банка в области определения степени доходности тех или иных его услуг и, в первую очередь, доходности предоставляемых ссуд. Иными словами, важным в деятельности банка является исследование порядка расчета платы за выделенные им ссуды. Эта плата приобретает форму «цены» кредита.

     На  предложение ссудного капитала решающее воздействие оказывает степень развития кредитной системы и объем свободных кредитных ресурсов. Чем больше имеется свободных ресурсов, тем больше у кредитных учреждений возможностей для предоставления заемщикам ссуды по сравнительно низким ставкам. Как правило, такие возможности появляются в условиях проводимой Центральным банком политики кредитной экспансии.

     Однако  существенные объемы свободных ресурсов в экономике вызывают известное  снижение спроса на банковские кредиты. Таким образом, на формирование процентной ставки оказывают влияние рыночные силы и государственное регулирование.

     Банк  как организация, основной целью  которой является получение прибыли, должен так организовать свою деятельность, чтобы проводимые им операции приносили как можно больший доход. Следовательно, интересы банка требуют установления наиболее высокой цены на свой продукт.

     В то же время банк должен соблюдать  интересы клиентуры и устанавливать на свою продукцию доступные и реальные цены, чтобы не отпугнуть возможных клиентов. Таким образом, банку необходимо определить оптимальный уровень платы за свои ресурсы, учитывая при этом необходимость регулирования процентных ставок, обеспечивающих нормальный уровень рентабельности, ликвидности по отдельным операциям банка.

     Наиболее  точным показателем цены основных видов  банковского продукта (в нашем случае ссуд) является норма процента, или процентная ставка. Она определяется следующим образом:   

     

  

     Выступая  в качестве финансовых посредников  между вкладчиками и заемщиками, банки фактически передают средства, полученные у первых, в распоряжение вторых. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики имеют возможность какое-то время пользоваться крупными денежными ссудами, а интерес банка выражается в виде маржи.

     Чаще  всего размер маржи, или процентная ставка, указывается в виде годовых  процентов. Рост процентной ставки свидетельствует об удорожании кредита, падение – о его удешевлении. Изменение стоимости кредита имеет огромное значение не только для банка и клиента, но и для экономики всей страны. Так, в случае увеличения стоимости кредита сокращаются источники расширения производства.

Сказанное позволяет выделить основные принципы построения процентной политики банка: 

     · соблюдение тесной связи с коммерциализацией  деятельности банка;

     · одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям;   

       ·  установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядка их уплаты на договорной основе.

     При анализе изменения цены кредита  необходимо рассмотреть факторы, влияющие на это изменение. Различают внешние и внутренние факторы.

     К внешним факторам изменения цены кредита относятся:

     1. Денежно-кредитная  политика в стране. Центральный банк России с целью контроля объемов предоставляемых кредитов стремится влиять на общий уровень процентных ставок. Изменение процентной ставки позволяет стимулировать или, наоборот, сдерживать предоставление кредитов, делая их более дешевыми или дорогими в зависимости от состояния экономики и денежного обращения. В результате повышения уровня процентной ставки на кредитном рынке растет как официальная учетная ставка (норма процента), взимаемая ЦБ, так и объем операций Центрального банка на денежном рынке.

     Для снижения цен Центральный банк может  проводить политику кредитной рестрикции. Она включает в себя систему мер, направленных на предотвращение чрезмерного роста цен путем уменьшения банковских кредитов и ограничения кредитной эмиссии. Это приводит к общему сокращению выдачи кредитов промышленным и торговым предприятиям, к снижению объемов производства и темпов его роста.

     Основным  элементом политики кредитной рестрикции является высокая цена кредита. Дорогой  кредит способствует целевому использованию средств, повышает ответственность заемщиков за своевременный возврат ссуд, позволяет отсеивать «рисковых» заемщиков. В этих условиях производители товаров вынуждены искать способы вовлечения в оборот собственных ресурсов, не прибегая к банковскому кредиту. Тем самым поддерживается относительно стабильная себестоимость выпускаемой продукции, а значит, и цена на нее.

     Однако  кредитная рестрикция, как отмечалось, ведет к спаду производства, поскольку отсутствуют возможности для мобилизации временно свободных денежных средств и использования их для кредитования. Поэтому одновременно с созданием условий для сдерживания роста цен ухудшаются возможности дальнейшего развития производства.

     Регулирование процентной ставки применяется также  с целью изменения отношений между ЦБ и другими банками. При ее понижении создаются условия для увеличения кредитования банковской сферы. Объем ссуд, выданных банком, возрастает, но это ведет к увеличению средств коммерческих банков на резервных счетах ЦБ. При повышении процентной ставки объемы предоставляемых ссуд сокращаются.

     Официальная (базовая) процентная ставка может подразделяться на два вида:

     · по редисконтированию (переучету ценных бумаг);

     · по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

     Ставка  по рефинансированию, или уровень  платы за кредитные ресурсы, предоставляемые  ЦБ другим банкам, несколько выше, чем  ставки на рынке межбанковских кредитов. Поэтому коммерческие банки прибегают к получению межбанковского кредита только после того, как использованы все возможности по переучету ценных бумаг, за исключением случаев, когда требуется поддержка ликвидности банка в срочном порядке.

     Центральный банк устанавливает несколько официальных  учетных ставок в зависимости от срока их действия, надежности, «классности» и т.д. Регулируя уровни ставок по рефинансированию и редисконтированию, ЦБ влияет на величину денежной массы и способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. При повышении официальных ставок коммерческим банкам труднее получить кредитные ресурсы и в результате уменьшается вероятность расширения масштабов операций с клиентурой.

     Официальные процентные ставки оказывают косвенное  влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими  банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных  ресурсов и не находящиеся под  прямым контролем Центрального банка.

     Величина  процентных ставок Центрального банка  не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Она может отклоняться от них в ту или иную сторону. Однако установление и объявление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных факторов, характеризующих основные направления политики России в области контроля за динамикой денежной массы.

     В условиях финансового кризиса, когда  наблюдается резкое повышение внутренних цен, важно найти пути оздоровления банковской системы, в том числе банковской ликвидности. В частности, Центральный банк может воздействовать на банковскую ликвидность через такой инструмент, как обязательные резервы. Обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке могут стать реальным источником покрытия его обязательств перед клиентами без дополнительного прироста денежной массы. Центральный банк должен будет начислять на резервы банков рыночную процентную ставку. Для того, чтобы эти проценты выплатить, не печатая денег, Центральный банк должен будет их заработать на открытом рынке. Понятно, что, повышая нормы резервирования, ЦБ вынужден больше платить по ним, а значит, и привлекать деньги по более высоким ставкам, если, конечно, его выплаты не будут обеспечены поступлением дополнительных валютных средств в резервы.

     В результате произойдет снижение эффективности  процентной политики ЦБ. Устанавливая процентные ставки, ЦБ определяет, сколько  ему придется заплатить по банковским резервам, которые у него хранятся. Повышая ставку, ЦБ впоследствии должен будет напечатать деньги, которые нужно либо заработать, либо обеспечить валютными резервами. Вполне возможно, что в стабильной экономической ситуации ЦБ удастся задавать рынку уровень ставок. Однако в кризисные моменты он уже не сможет диктовать свои условия: размер ставки будет зависеть исключительно от доверия к рублю со стороны населения, банков и компаний, а также от состояния платежного баланса страны.

Информация о работе Ценообразование в банке