Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций

Описание работы

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Содержание

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения

Работа содержит 1 файл

leccii-cenoobrazovanie.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

Серийная скидка – представляется покупателю при условии заранее согласованного определенно увеличивающегося количества товара. Серийные скидки часто используются крупными производителями машин и оборудования. Они позволяют прогнозировать объем сбыта.

Временные скидки – представляются в зависимости от времени совершения покупок

Скидки за освоение нового продукта – предназначены для привлечения  покупателей.

Сезонные скидки – снижение цены товара по окончанию сезона. Размер скидки может быть максимальным, т.к. товар, не проданный по окончанию  сезона, может надолго остаться на складах продавца.

Скидки за внесезонную закупку  стимулируют приобретение товара до начала сезона. Цель – выровнять  спрос, загрузку мощностей, поступление  денежных средств.

Скидка за возврат ранее купленного товара данной фирмы. Покупатель новой модели может вернуть устаревшую модель товара данной фирмы, купленную ранее, получив при этом скидку в размере 20-30% прейскурантной цены нового товара. Скидки применяются при продаже оборудования, автомобилей, подвижного состава.

Скидки за преданность (бонус) представляются на индивидуальной основе, могут быть оформлены в виде персональных карточек покупателей.

Скидки для престижных покупателей. Продавцы стараются привлечь VIP-клиентов для дополнительной рекламы своего товара, предлагая им особые условия обслуживания, в том числе скидки. Не только размерно и сам факт таких скидок, часто не афишируются.

Клубные скидки.

Скидки за ускорение оплаты и  платеж наличными (сконто) – решают задачу сокращения сроков погашения  дебиторской задолженности и  ускорения оборачиваемости оборотного капитала фирмы.

 

 

13.3. Психологические приемы тактики  ценообразования

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Неокругленные цены – означает установление цен ниже круглых сумм. Покупатель склонен оценивать снижение цены более существенно, чем реально. Например, если экономическая ценность товара составила 200 руб., то цена продаж в 199 руб. будет восприниматься покупателями значительно более низкой, чем в 201. У покупателя также создается впечатление, что фирма тщательно анализирует затраты и цены.

Приятные глазу цифры –2, 3, 6, 8, 9, но не 1, 4, 7.

Порядковые эффекты – все  цены, которые видит покупатель, влияют на его восприятие по-разному  в зависимости от последовательности, в которой эти цены представлены.

Восприятие процентных различий –  восприятие ценовых изменений зависит  от различий в процентном, а не в  абсолютном выражении. Существуют пределы  верхнего и нижнего уровня цены товара, при достижении которых изменения  цен не воспринимаются покупателями. Несколько небольших повышений цены до верхнего уровня будут более эффективным, чем одно большое повышение. Но одно большое снижение цен более привлекательно для покупателей, чем несколько незначительных.

 

Тема 14. Ценообразование на рынке товаров

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

14.1. Основные проблемы ценообразования  на продукцию производственно-технического  назначения

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Факторы, определяющие особенности  ценообразования на продукцию производственно-технического назначения:

 

производный характер спроса на рынке  этой продукции, т.е. спрос определяется конъюнктурой на рынках товаров, для  изготовления которых используется производственно-техническая продукция;

некоторые виды продукции используются длительное время, поэтому покупателю важна не только величина цены, но и  последующие затраты по эксплуатации продукции;

полезность продукции для покупателя обычно можно четко оценить количественно на основе параметров, фиксируемых в технической документации.

С точки зрения особенностей ценообразования  продукцию производственно-технического назначения можно разделить на 2 основные класса:

 

товары, приобретаемые однократно – это элементы основного капитала (машины, оборудование, транспортные средства и т.п.);

товары, приобретаемые многократно  – сырье, т.е. исходное или подвергшееся первичной обработке вещество природы; материалы, т.е. продукция, используемая для изготовления более сложных и комплексных видов товаров либо непосредственно, либо после дополнительной переработки (шарикоподшипники, изоляционные материалы) и комплектующие, т.е. продукция, входящая непосредственно в изделия последующих стадий производства или расходуемая при этом (крепежные изделия).

С точки зрения экономического назначения, т.е. роли в обеспечении деятельности фирм покупателей продукция производственно-технического назначения делится на 3 группы:

 

для непосредственного изготовления на ее основе конечной продукции (комплектующие);

для формирования производственного  капитала (оборудование);

для обеспечения условий производственной деятельности (кондиционеры).

Экономическое назначение продукции  оказывает непосредственное влияние  на эластичность спроса по цене. Она будет наиболее высокой для товаров первой группы, т.к. затраты, связанные с ее использованием непосредственно входят в состав прямых переменных затрат. Несколько ниже будет эластичность к ценам на машины и оборудование, т.к. затраты на их приобретение входят в удельные затраты на изготовление продукции опосредованно – через амортизацию. Минимальной – на товары третьей группы.

 

Методы ценообразования

Сильнейший отпечаток на процесс  формирования цены продукции производственно-технического назначения оказывает оценка ее полезности четко определяемыми количественными параметрами. Эти параметры тщательно исследуются специалистами по закупкам вплоть до проведения формализованных расчетов и сравнений. Это создает основу для применения ценностных методов ценообразования.

 

Параметрическое ценообразование

При покупке средств производства анализируются многочисленные критерии. Доктор Рональд Фицджеральд провел опрос 134 лиц, ответственных за принятие решений, из 27 американских фирм (Бизнес-практикум Маркетинг-Менеджмент, 1993, № 10). Они выделили следующие параметры и распределили их по значимости:

 

риск выхода из строя 

экономичность, рентабельность установки 

зрелость технического решения  продукта

техническое ноу-хау производителя 

надежность осуществления заказа

соответствие современным техническим  требованиям 

техническое обслуживание

удобство в эксплуатации оборудования

насколько оборудование наносит вред окружающей среде 

цена комплекта оборудования

отзывы об оборудовании

возможность получения от производителя технических консультаций

сроки поставок

прочность финансового положения  производителя 

репутация производителя 

условия оплаты и поставки

дизайн оборудования

долгосрочное финансирование.

Виды цен

По источнику информации – публикуемые (на серийно выпускаемую продукцию) и расчетные (на уникальную продукцию)

 

Расчетные цены. При продаже технически сложных изделий цены формируются  при непосредственном контакте продавца и покупателя (без посредника). В  цену могут включаться самые разные составляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис.

 

По форме отражения в контракте  – фиксированные, подвижные и  скользящие. Широко применяются скользящие цены на продукцию с длительными  сроками изготовления.

 

По степени участия государства – регулируемые и свободные. Государственное воздействие на уровень цен осуществляется косвенно (протекционистская таможенная политика).

 

 

14.2. Ценообразование на рынке  потребительских товаров

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Структура рынка потребительских  товаров:

 

товары длительного пользования  – жилье, автомобили, мебель, аудио- и видеотехника и т.п.

товары повседневного спроса –  продукты питания, косметика, бытовая  химия и т.п.

Особенности формирования спроса на нормальные товары и товары низшей категории.

 

Стратегия и тактика ценообразования, наиболее часто используемые на рынке  товаров потребительского назначения.

 

Тема 15. Ценообразование на рынке  услуг

 

15.1. Состав и особенности сферы услуг

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Сфера услуг – это совокупность отраслей, подотраслей и видов  деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного  производства выражается в производстве и реализации материальных и духовных (нематериальных) услуг.

 

В классификации ВТО выделяют более 150 видов услуг. Услуги становятся более  крупной статьей общих производственных издержек фирмы. Уменьшается доля затрат на сырье, материалы, транспорт, увеличивается на информационные, компьютерные, финансовые, консалтинговые, маркетинг, связи с общественностью. В высокотехнологичных отраслях расходы на услуги превратились в самую крупную статью производственных издержек.

 

Состав сферы услуг:

 

сектор социально-культурных услуг (образование, культура, здравоохранение, туризм, развлечения);

сектор материально-бытовых услуг (ЖКХ, бытовое обслуживание, система  рекреационных услуг, общественное питание);

сектор деловых, информационных и  инженерно-технологических услуг (банковское и страховое обслуживание, информационно-сетевые).

Следует отметить, что в прошлом  понятие услуги в основном связывалось  с материально-бытовыми и социально-культурными, а сейчас с наукоинтенсивными (научные  исследования и разработки, компьютерные информационные, маркетинг, аудиторские, консалтинг, рекламные, службы занятости и т.д.). Одна из причин практика аутсоринга. Начиная с 80-х годов, многие крупные фирмы избавляются от непрофильных видов деятельности, которые отделяются в самостоятельные предприятия и сферы деятельности.

 

Отличительные черты услуг:

 

неосязаемость (нематериальный характер). По определению журнала "Экономист": "Услуги – это то, чем все  торгуют, но что не может упасть вам  на ногу". Степень невещественности услуг может быть различной. Наиболее близкое положение к рынку товаров занимают услуги ресторанов, услуги по ремонту и декорированию интерьеров, т.к. их результат носит вещественный характер. Во многих видах деятельности вещный продукт и услуга практически неразделимы (новые технологии). В отраслевых классификациях в североамериканских странах кроме материальной сферы и сферы услуг выделена группа промежуточных отраслей, где услуги и вещный продукт внутренне глубоко интегрированы. Это компьютерные услуги, полиграфия, издательское дело, медиа-бизнес;

неотделимость от лиц, потребляющих услуги (индивидуальный характер потребления);

неспособность к хранению (невозможно накапливать и перевозить). Момент создания и потребления услуги совпадают  во времени, а нереализованная возможность оказания услуги исчезает навсегда (пустые места в поезде сегодня невозможно добавить к местам на следующий день, аналогично непроданные билеты в кинотеатрах, театрах, концертных залах, отсутствие желающих воспользоваться туристическими услугами и т.д.). Неразрывность производства и потребления услуги и нестабильность качества, при оценке которого необходимо учитывать не только результат, но и процесс оказания услуги.

 

15.2. Особенности ценообразования  в сфере услуг

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Особенности сферы услуг определяют особенности формирования цен и  выбор методов их определения, а  также выбор стратегии и политики предприятий в области ценообразования.

 

Особенности спроса и предложения в сфере услуг:

 

Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет  местный характер, практически невзаимозаменяем.

Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ не имеет  ограничений. Потребитель обычно формирует  спрос на услуги нескольких видов (развитая сфера бытовых услуг позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увеличивает спрос на услуги связи, общественного питания и др.).

Высокая общественная значимость социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) определяет наличие льгот, дотаций, бесплатность предоставления отдельных услуг.

Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить  услуги порождает необходимость  регулирования тарифами интенсивности спроса во времени через гибкое ценообразование, дифференцированное ценообразование, использование механизмов скидок и надбавок. (Например, тарифы на услуги связи по времени суток и дням недели).

Дифференциацией тарифов невозможно полностью сгладить колебания интенсивности спроса на них во времени. Это порождает необходимость для организаций сферы услуг нести затраты на удовлетворение спроса в пиковые периоды, а также осуществлять затраты на меры по смещению спроса на внепиковое время. Уровни и структура затрат по удовлетворению спроса в пиковые периоды и в остальное время практически никогда не совпадают. При обосновании тарифа должна закладываться большая из величин прямых затрат.

В сфере услуг своеобразно проявляется  эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных организаций. В принципе, можно оценить качество услуг по пошиву одежды, ремонту обуви, ремонту помещений до их приобретения. Организации долгое время работающие на рынке этих услуг имеют возможность познакомить клиентов с результатами подобных услуг, оказанных ранее. Но оценить качество услуг организаций, предлагающих менее вещественные услуги, можно только после их получения. Поэтому организации, предлагающие подобные услуги обладают большей свободой в ценообразовании. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения (услуги организаций культуры, здравоохранения, образования). Это является причиной следующей особенности ценообразования в сфере услуг.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике