Ценностные ориентации и детей в возрасте 12-13 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:31, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить ценностные ориентиры современных детей.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что ценностные ориентиры мальчиков и девочек 11-12 лет имеют различия.

Объект исследования - группа детей в возрасте 11-12 лет.

Предмет исследования – ценностные ориентиры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2

Теоретическая часть

Глава 1

Подходы к понятию и развитию этики, нравственности и морали…………………4

Глава 2

Теоретические представления о связях этики и психологии. Психологические теории личности и этика……………………………………………………………………………10

Эмпирическая часть………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………………..…22

Работа содержит 1 файл

Московский государственный университет Экономики.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

     Рассматривая  нравственные способности как индивидуально-психологические  особенности сознания личности,  позволяющие  усваивать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления  к выполнению моральных норм.

     Ценностные  ориентации обеспечивают саморегуляцию  деятельности человека, заключающуюся  в  его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те  или иные социально-нравственные ценности. 
     
Выводы по главе 1

     Описанные подходы к понятиям духовность и  нравственность при всем их разнообразии позволяют  выделить  некоторое  ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этих явлений. Духовность  рассматривается  как высшая подструктура  человека.

     Подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция  в  формировании целостности  психического  мира личности; обосновывается основополагающая  роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими  людьми в качестве  важнейших  психологических  характеристик  духовности  выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность  за свои  поступки, нравственные свойства и мотивы поведения. 
 
 
 

     Глава 2

     Теоретические представления о  связях этики и  психологии. Психологические теории личности и этика.

         Существует множество теорий личности, разработанных как иностранными, так и отечественными психологами. Начиная с зарождения психологии как экспериментальной науки и выделения её в самостоятельную область знаний, было предпринято множество попыток интерпретации феномена личности.

        Различные теории отводят разную роль этическому (нравственному, моральному) и антиэтическому (агрессии, насилию) в природе человека, в детерминации его поведения. И нравственное, и безнравственное поведение имеют место в реальной жизни человека, а потому они должны иметь под собой реальные основания, причины, которые и должны находить  своё отражение в различных теориях личности.

         Психодинамическая теория З. Фрейда рассматривает личность как состоящую из трёх уровней: ид (“оно”), эго (“я”) и суперэго (“сверх-я”). Ид — главная структура личности, образуемая бессознательными побуждениями (влечениями, инстинктами, прежде всего, сексуальными и агрессивными) и функционирующая в соответствии с принципом удовольствия. Эго — совокупность осознаваемых познавательных и регуляторных функций психики. Эго призвано обслуживать ид и функционирует по принципу реальности, выступая ареной борьбы между ид и суперэго. Суперэго - структура, содержащая представления о морали, о нормах, ценностях, установках общества, в котором живёт человек.

        Ид, эго и суперэго постоянно борются за ограниченную психическую энергию — либидо. Это приводит к психологическим проблемам, заболеваниям. Ответом на эти проблемы может выступать как собственно сексуальное или агрессивное поведение, так и психологические защиты (вытеснение, замещение, сублимация, рационализация и т.д.). Таким образом, в рамках данной теории внутренними для личности оказываются именно агрессивные моменты, а мораль выводится наружу и рассматривается как нечто навязываемое обществом. Если поведение человека злое, агрессивное, то оно есть проявление заложенных в него инстинктов, а если доброе, нравственное — то это говорит об относительно высокоразвитом суперэго, сдерживающем эти инстинкты.

          Аналитическая теория личности К.Г. Юнга тоже большое внимание уделяет бессознательным мотивам, добавляя понятие коллективного бессознательного, наполненное общими для всех людей образами. Личность в этой теории есть совокупность врождённых и реализованных архетипов, а структура личности определяется индивидуальным своеобразием экстравертированной или интровертированной установок, соотношения отдельных архетипов  и доминирования той или иной психической функции (мышление, интуиция, ощущение, чувства).

         При таком рассмотрении личности безнравственное также переводится в область бессознательного, над чем человек мало может властвовать. Но это бессознательное приобретает глобальные масштабы и затрагивает не отдельные личности, а всё человечество (коллективное бессознательное), тем самым подводя более весомые основания для такого поведения.

        Гуманистическая теория личности (К. Роджерс, А. Маслоу) главным в человеке видит врождённые тенденции к самоактуализации, к полному проявлению своих творческих потенций. В личности главными “элементами” видятся “реальное Я” (совокупность мыслей, переживаний “здесь и сейчас”), “идеальное Я” (то, каким человек хотел бы видеть себя, полностью себя реализовав) и потребность в самоактуализации, являющаяся наивысшей потребностью. Целостность личности достигается при конгруэнтности между “реальным Я” и “идеальным Я”, что достигается через сознательно саморазвитие, целенаправленное самосовершенствование, безусловное позитивное отношение к людям, эмпатию, то есть роль сознания исключительно высока.

         Антиморальное возможно по этой теории оттого, что у человека возникает разлад между “реальным Я” и “идеальным Я”, когда высшие потребности блокируются и ограничиваются низшими. Нормой же, по мнению авторов теории, как раз является неагрессивное, нравственное поведение.

         Когнитивная теория личности подчёркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека, который развиваются как ответ на главный интерес — максимальное предсказание будущих событий. На построении прогнозов строится выработка личностных конструктов, через которые человек воспринимает себя, мир и других людей. Чем больше личностных конструктов, тем когнитивно сложнее личность, а потому она имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, более адаптивна к новым ситуациям.

         В такой структуре личности, в которой её свойства обусловливаются структурой интеллектуально выработанных конструктов, агрессивность или, наоборот, моральность личности ставится в зависимость от системы этих конструктов. В зависимости от личного опыта человек вырабатывают различные структуры личностных конструктов на основе лучшей их прогностической ценности (Психология: Учебник для гуманитарных вузов, 2003.)

         Поведенческая теория личности (бихевиоризм) рассматривает личность как систему, состоящую из социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и из внутренних факторов: самоэффективности, значимости и доступности вознаграждения — с другой. Личность оказывается почти полностью лишённой свободы, так как её поведение видится бихевиористам полностью зависимым от внешних сигналов (стимулов). Социальная среда определяет социальный опыт личности, а та через научение вырабатывает в себе соответствующие свойства. Чем более подкрепляется какое-то поведение, тем более оно становится устойчивым, тем чаще повторяется.

         Такая трактовка личности переводит наружу источник морального или антиморального поведения. Личность есть продукт влияний своего окружения, и потому средой определяется, какие свойства личности станут у человека устойчивыми и какое поведение он будет выбирать, опираясь на оценку ожидаемого подкрепления, его ценности и доступности для себя.

         В деятельностной теории личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) главным источником развития личности признаётся деятельность, то есть её целенаправленная практическая и теоретическая активность. Важнейшим качеством человека видится его субъектность: человек сам является носителем свой активности, собственным источником преобразования внешнего мира. Сознание у человека также формируется в ходе деятельности и зависит он неё.

         Структуру личности в деятельностном подходе можно представить в виде четырёх компонентов: а) направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности — “что человек хочет?”; б) способности — индивидуально-психологические свойства личности, обусловливающие успешность её деятельности — “что человек может?”; в) характер — совокупность моральных и волевых свойств личности, проявляющихся в её отношениях: к людям, к вещам, к делу, к себе — “что он есть?”; г) самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Воедино связываются экзистенциальными свойствами личности, складывающихся из представлений личности о самой себе, о смысле бытия, об ответственности, о своём предназначении в этом мире.

         В той или иной степени все эти блоки личности в деятельностном подходе включают в себя этическое измерение, которое ставится в зависимость от деятельности, от целенаправленной практики. Формируемые в ходе сознательной деятельности направленность, способности, характер и самоконтроль, в ней и проявляются. Личность рассматривается в данном подходе не только как субъект деятельности, но и как субъект жизненного пути и как устойчивый психический склад человека. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь, все более избирательной, определённой и уникальной.

         По Д.А. Леонтьеву, самодетерминация личности проявляется, когда личность осуществляет не столько внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько преодоление любой регуляции на основе осознанного выбора (Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности, 1993,43с). В личности есть что-то такое, что позволяет ей не только управлять своим характером, способностями, ролями, но и своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значимость и побудительную силу различных альтернатив в ситуации выбора.

         В качестве одной из ведущих составляющих внутренней детерминации человека выделяется его мотивационно-личностная сфера. Б.Ф. Ломов под мотивационной сферой личности понимает “всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни” (Ломов Б.Ф., 1984,448с.). Причем эта система динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Выделяются мотивы доминирующие (стержневые), которые прочно сохраняются длительное время, иногда всю жизнь, именно в них, по мнению Б.Ф. Ломова, проявляется направленность личности. Другие мотивы менее устойчивы, более вариативные, эпизодичны, изменчивы, в большей степени зависимы от ситуации.

         Развитие мотивационной сферы личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие, в процессе ее становления происходит дифференциация, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, взаимное усиление или ослабление мотивов. Доминирующие и подчиненные мотивы могут поменяться местами.

         Мотивы связаны с ценностными ориентациями личности. Ценность, ценностные ориентации представляют собой сложный психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности и являются составной частью системы отношений личности, определяя общий подход человека к миру, к себе и придавая смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

         Формирование ценностных ориентации претерпевает ряд изменений в течение жизни людей. Вопрос же подобной динамики важен, как психологов, так и социологов, педагогов, являясь актуальным и значимым для определения духовного развития человеческого общества. В психологии они рассматриваются как механизм регуляции поведения и деятельности.

         С.Л. Рубинштейн считал, что “ценность — значимость для человека чего-то в мире”  (С.Л. Рубинштейн, 2003, 512 с.)

       В ходе жизни идет постоянная  переоценка ценностей, что является  закономерным результатом перестройки  отношений человека с миром.

     Выводы по главе 2

         Совокупность отношений человека к миру, людям и себе образует в своем единстве свойственную человеку нравственную позицию. 

     Выводы  по теоретической части

         Анализ этической составляющей личности человека не может обойтись без выделения двух образований — морали и нравственности, которые хоть и близки, но всё же отличаются своей соотнесённостью с внутренним (нравственность) или внешним (мораль) миром.

         Нравственность формируется вместе с личностью индивида, имеет отношение к его внутреннему миру и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно, не ориентируется на внешние стимулы, не предполагает каких-либо внешних наград.

         Мораль является результатом усвоения (интериоризации) личностью внешних регуляторов поведения (норм, правил и общепринятых ценностей), следование которым позволяет индивиду адекватно входить в данное сообщество, являясь механизмом его адаптации к миру. Нравственность же человека выступает в качестве механизма проявления (экстериоризации) его внутренних ценностей, сформированных в процессе личностного развития и основанных на доброжелательном отношение к людям, на признании человека как высшей ценности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эмпирическая  часть

        Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

        Исследование проводилось на выборке из 45 человек в возрасте 11-12 лет на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича. Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. (см. Приложение 1)

Информация о работе Ценностные ориентации и детей в возрасте 12-13 лет