Ценностные ориентации и детей в возрасте 12-13 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:31, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить ценностные ориентиры современных детей.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что ценностные ориентиры мальчиков и девочек 11-12 лет имеют различия.

Объект исследования - группа детей в возрасте 11-12 лет.

Предмет исследования – ценностные ориентиры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2

Теоретическая часть

Глава 1

Подходы к понятию и развитию этики, нравственности и морали…………………4

Глава 2

Теоретические представления о связях этики и психологии. Психологические теории личности и этика……………………………………………………………………………10

Эмпирическая часть………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………………..…22

Работа содержит 1 файл

Московский государственный университет Экономики.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

         М. Рокич различает два класса ценностей:

    • терминальные
    • инструментальные

            Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности- средства.

              Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.  

     Обработка результатов

        При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).

          При обработке терминальных ценностей (ценности-цели) мы выяснили, что у современных детей в возрасте 11-12 лет на первом месте стоит «Здоровье», на втором -«Наличие хороших и верных друзей», на третьем - «Счастливая семейная жизнь». Последние места занимают «Активная деятельная жизнь», «Общественное признание», «Продуктивная жизнь».

         Разбирая результаты отдельно у мальчиков и отдельно у девочек, мы выяснили, что:

     - у мальчиков первое, второе и третье место занимают соответственно такие ценности как «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», «Развлечение», последние места занимают «Активная деятельная жизнь», «Счастье других», «Творчество»;

     - у девочек первое, второе и третье место занимают соответственно такие ценности как «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», последние места занимают «Продуктивная жизнь», «Общественное признание», «Развлечение». 

     Иерархия  терминальных ценностей

       

     При обработке инструментальных ценностей (ценности-средства) мы выяснили, что у современных детей в возрасте 11-12 лет на первом месте стоит «Образование », на втором - «Жизнерадостность», на третьем - «Воспитанность». Последние места занимают «Высокие запросы », «Непримиримость к недостаткам в себе и других », « Рационализм».

     Разбирая  результаты отдельно у мальчиков  и отдельно у девочек, мы выяснили, что:

     - у мальчиков первое, второе и  третье место занимают соответственно  такие ценности как «Образование», «Жизнерадостность», «Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов», последние места занимают «Исполнительность», «Широта взглядов», «Рационализм»;

     - у девочек первое, второе и третье место занимают соответственно такие ценности как «Образование», «Аккуратность и чистоплотность», «Воспитанность», последние места занимают «Развлечение», «Непримиримость к недостаткам в себе и других», «Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». 
 

     Иерархия  инструментальных ценностей

       
 

     Интерпретация результатов

         Предположим, что первое место в иерархии терминальных ценностей у современных детей в возрасте 11-12 лет занимает «Здоровье» из-за того, что выборка состояла из детей, которые в своем большинстве посещали различные спортивные секции. И их забота о здоровье связана с травматизмом. Также она может быть связана с тем, что дети воспринимают «Здоровье» как синоним «Физического развития». А в этом возрасте для детей очень важна оценка окружающими его внешности, и о здоровье заботятся для того, что быть наравне со сверстниками. Второе место в иерархии терминальных ценностей занимает позиция наличия хороших и верных друзей, предположим, из-за того, что для детей в возрасте 11-12 лет очень важно общение со сверстниками. Последние места занимают «Активная деятельная жизнь», «Продуктивная жизнь». Предположительно, из-за того, что продуктивность и деятельность жизни играет для них сейчас самую маленькую роль, желание проводить время с друзьями и уделять больше внимания общению нежели каким-либо конструктивным делам.

     Теперь  поговорим о различиях в ценностях  мальчиков и девочек. Сходства в расположении на иерархических ступенях, проявляются в таких «общих», не имеющих различия для пола в этом возрасте ценностях, как «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», «Материально обеспеченная жизнь», отношении к  «Активной деятельной жизни», «Продуктивной жизни».

     Различия состоят в отношении к таким ценностям:

     - «Счастливая семейная жизнь». У  девочек она находится в приоритете  и занимает 1-ое место, при этом  «Любовь» занимает лишь 7-ое. Из  чего, мы делаем вывод, что девочки  подразумевают настоящую счастливую  семейную жизнь сейчас в своей  семье с родителями. Также у  них еще нет стремления к  интимно-личностным отношениям. У  мальчиков же «Счастливая семейная жизнь» занимает 7-ое место. Возможно, потому, что они менее сентиментальны, чем девочки и не так активно проявляют свои чувства.

     -«Развлечение».  Эту ценность на 3-е место поставили  мальчики, в отличие от девочек,  у которых она занимает 15-ое  место. Предположим, что большинство девочек в этом возрасте серьезнее относятся к своей жизни и деятельности, чем мальчики. Поэтому для них важнее развлечения- развитие,познание.

     -«Свобода».  Девочки поставили эту ценность  на 11-ое место, мальчики – на 6. Из этого можно сделать вывод  о том, что для мальчиков  свобода и самоопределение играет  достаточно большое значение, возможно  потому, что родители им что-то  запрещают, то, что для них важно  и интересно.

          Говоря об инструментальных ценностях, стоит заметить, что главенствующая позиция «Образования» и «Воспитанности», скорее всего, является социальной установкой родителей, а не проявлением действительных порывов детей. «Жизнерадостность», также являющаяся ведущей в «рейтинге», занимает свое место из-за того, что дети пока не столкнулись с трудностями «переходного возраста», нагрузка в школе не такая большая как в старших классах, но они уже и не маленькие дети из начальной школы, они видят мир «в ярких красках». Последние места в иерархии инструментальных ценностей занимает «Рационализм»,  «Непримиримость к недостаткам в себе и других»,  «Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» опять же ввиду того, что основное в таком возрасте – общение со сверстниками, и есть необходимость мириться с недостатками других, чтобы иметь друзей, рационализм не играет большой роли, так как нет потребности в планировании своего времяпрепровождения.

     Теперь  о разнице между мальчиками и  девочками в инструментальных ценностях. Равное значения для детей имеют  такие ценности как «Воспитанность», «Образованность», «Ответственность», «Терпимость». Различия мы видим в  ранжировании таких ценностей, как:

     -«Аккуратность  и чистоплотность». У девочек  занимает 2-ое место, у мальчиков-13-ое. Девочек родители усердно развивают аккуратное отношение к вещам, в том время как мальчикам прощаются поломанные, разобранные  игрушки и грязная одежда после прогулки.

     -«Жизнерадостность». У мальчиков занимает 2-ое место, у девочек -6-ое. Отличие, возможно, опять же в том, что девочки серьезнее подходят к жизни и уделяют больше внимания, например, ответственности и честность.

     -«Смелость  в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Девочки ставят  эту ценность на 11-ое место,  мальчики на 3-е. В обществе общепринято мнение о том, что мужчина должен быть смелым, не бояться оппонента и соответственно уметь защитить свою женщину. Поэтому, предположим, что это показывает уровень того, как ребенок усвоил общечеловеческие нормы. 

     Выводы  по эмпирической части

     В ходе работы мы вывили ценностные ориентиры  детей в возрасте 11-12 лет, а также  различия между рейтингом ценностей  у мальчиков и у девочек. Следовательно, наша гипотеза о различии ценностей  мальчиков и девочек  подтвердилась. 
 
 
 
 

         Заключение 

        Ценностные ориентации – это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности. Также, ценностные ориентации можно определить как способ дифференциации объектов по их значимости. В сфере человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми её сторонами. Система ценностных ориентаций образуют содержательную сторону направленности личности, и выражает внутреннюю основу её отношений к действительности.

   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список, литературы:  

        

1.  Братусь Б.С. Начало Христианской психологии / Учебное пособие для вузов. М., 1995

     2.  Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический  журнал.  № 1. 1993. С. 32 – 43.  
3.  Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н.  Новгород, 2001.   
4.  Антилогова Л.Н.   Психологические механизмы развития нравственного  сознания личности /  Автореф. дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 19995. Ильичева И.М. Психология духовности / Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2003.  
6. Канапацкий А.Л. Онтологическая истинность духовности / Автореф. дис. канд. психол. наук. Уфа, 2004.

       
7.  Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект / Автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.  
8. Павлов В.Е., Стукан В.Л, Святовская Л.Б., Терлецкий С.К. Научно-методологические проблемы возрождения нравственности и духовности общества  // Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия.   № 1. СПб., 1995.  С. 244 – 256. 

     9.  Ильичева И.М. Психология духовности ,"МПСИ", 2003

     10. Старшинова О.П.  Понятие духовности  и духовно-нравственного  развития  личности в современной отечественной психологической науке

     11.Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека. — Казань-Нижнекамск: Издательство Казанского университета. 2000. — 176 с.

     12. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2003. — 656 с.

     13.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1993. — 43с.

     14.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984. — 448с

     15. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.

     16. 

     Приложения

     Приложение 1

     Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить  их по порядку значимости для Вас  как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.  
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

     Разработайте  не спеша, вдумчиво. Конечный результат  должен отражать Вашу истинную позицию».

                         

                         Тестовый материал (Рокич)

           Терминальные  ценности                   Инструментальные  ценности       
     11 Активная деятельная жизнь             11 Аккуратность и  чистоплотность       
     22 Жизненная мудрость             22 Воспитанность       
     33 Здоровье             33 Высокие запросы       
     44 Интересная работа             44 Жизнерадостность       
     55 Красота природы и  искусства             55 Исполнительность       
     66 Любовь               6 Независимость       
     77 Материально обеспеченная жизнь             17 Непримиримость к  недостаткам в себе и других       
     88 Наличие хороших и  верных друзей             88 Образованность       
     99 Общественное признание             99 Ответственность       
     110 Познание             110 Рационализм       
     111 Продуктивная жизнь             111 Самоконтроль       
     112 Развитие             112 Смелость в отстаивании  своего мнения, своих взглядов       
    13 Развлечение             113 Твердая воля       
     114 Свобода             114 Терпимость       
     515 Счастливая семейная жизнь      1      115 Честность       
     116 Счастье других             116 Чуткость       
     117 Творчество             117 Широта взглядов       
     118 Уверенность в себе             118 Эффективность в делах       

Информация о работе Ценностные ориентации и детей в возрасте 12-13 лет