Ценностные ориентации подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда, что способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения России. Возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низким адаптационным потенциалом. В поисках средств защиты от перманентной фрустрации такие индивиды часто прибегают к стратегии аддиктивного поведения (Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л., 1998), прежде всего - к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Среди потребителей психоактивных веществ увеличилась доля лиц молодого возраста (Е.А. Кошкина, Г.В. Тарасова, А.П. Гаврилова, 1997).

Содержание

Глава 1. Личность с алкогольной зависимостью
1.1 Понятие зависимого поведения
1.2 Виды аддикций
1.3 Проблема алкогольной зависимости
Глава 2. Ценностные ориентации алкогольно зависимой личности
2.1 Понятие о ценностных ориентациях
2.2 Ценностные ориентации личности с алкогольной зависимостью
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа №.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

      ригидность мышления,

      сексуальная расторможенность,

      снижаются критика к своему поведению,

      происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение).

3.      Наличие тяжелых хронических осложнений: тяжелая энцефалопатия, алкогольная эпилепсия, грубые изменения личности, интеллекта, памяти, алкогольная деменция, полная социальная и профессиональная деградация. Фактически, это тяжелая инвалидизация. Прогноз на данной стадии алкогольной зависимости неблагоприятный[18].

В процессе развития алкогольного аддиктивного поведения представляется возможным выделить аддиктивные мотивации, ведущие часто к развитию определённой формы алкоголизма. Короленко и Донских приводят описание основных аддиктивных мотиваций, наблюдающихся при развитии алкогольного аддиктивного поведения[8].

1.Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

2.Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации является неспособность отказаться от предлагаемого кем-нибудь приёма алкоголя. При этом выдвигаются различные оправдательные причины. Мотивация отражает выраженную тенденцию к подчинению, зависимости от мнения окружающих.

3.Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, кэф-эффекта, получения удовольствия в широком   смысле этого слова.

4.Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь потребляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя. Притягательным свойством алкоголя является возникновение субъективного состояния повышенного тонуса, сочетающееся с повышенной самооценкой.

5.Псевдокулътурная мотивация. В случаях псевдокультурной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя. Характерны стремление к демонстративности, желание показать «изысканный вкус», произвести впечатление на окружающих редкими и дорогостоящими алкогольными напитками. Эта мотивация обычно сочетается с другими аддиктивными мотивациями и связана со стремлением компенсировать комплекс неполноценности[10].

В случаях формирования психопатологического типа поведения при таких психических заболеваниях, как алкоголизм, наркомании и токсикомании, девиантное поведение становится полностью зависимым от феноменологических клинических особенностей и стадий болезни. Выделяют три механизма доминирования алкогольной и наркотической потребности и формирования зависимости с комплексом клиническим симптомов и синдромов (Э.Е.Бехтель)[10]:

1. Эволюционный механизм. По мере повышения интенсивности эйфоризирующего эффекта происходит рост потребности, которая из второстепенной, дополнительной (аддиктивной, патохарактерологической) становится вначале конкурирующей, а затем доминирующей.

2. Деструктивный механизм. Разрушение личностной структуры, вызванное какими-то психотравмирующими факторами, крахом личности, сопровождается изменением ее ценностной ориентации. Значение прежде доминирующих потребностей при этом снижается. Второстепенная потребность в веществах, изменяющих психическое состояние, может неожиданно стать доминирующей, основным смыслообразующим мотивом деятельности.

3. Механизм, связанный с изначальной аномалией личности. Он отличен от деструктивного тем, что аномалия является длительно существовавшей, а не возникшей в силу психотравмирующего воздействия на личность. Выделяется три варианта аномалий: а) при аморфной личностной структуре со слабо выраженными иерархическими отношениями в системе потребностей и мотивов любая сколько-нибудь значимая потребность быстро становится доминирующей; б) при недостаточности внутреннего контроля неполная интернализация групповых норм не позволяет выработать внутренние формы контроля; в) при аномалии микросреды искаженные групповые нормы формируют аномальные установки на употребление веществ, изменяющих психическое состояние[10].


1.2         Ценностные ориентации алкогольно зависимой личности

В данной главе рассмотрены основные взгляды на проблему ценностных ориентаций личности. Проанализированы ценностные ориентации алкогольно зависимой личности и личности не склонной к зависимости и выявлены различия в их ценностных ориентациях.

1.2.1       Понятие о ценностных ориентациях

Ценностные ориентации - относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основаниями для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности. Проблема ценностей и ценностных ориентаций всегда была актуальной для общества, особенно в переломные моменты его развития [3].

В современной России в связи с социально экономическими трансформациями подвергаются изменениям различные социально психологические феномены на уровне личности, малых и больших социальных групп, межличностных и межгрупповых отношений. Большой научный и практический интерес представляет изучение новых тенденций в ценностных ориентациях личности в изменяющемся российском обществе[3]. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом социально-психологической структуры личности и социальной группы. Формирование различных структур сознания личности, в том числе и ценностной структуры, в большой степени детерминировано теми социально-экономическими условиями, в которых она осуществляет свою жизнедеятельность. Поэтому, когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются.

В современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Не все авторы специально дифференцируют понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Часто они отождествляются: для обозначения и ценностных ориентаций, и ценностей используется термин «ценности». С точки зрения Журавлевой В.Н, эти понятия не идентичны. Сложились пять основных точек зрения на определение понятия «ценностные ориентации».

1) а) Отношение личности к жизненным ценностям. Л.О. Лотар отмечает, что в ценностных ориентациях отражается особый вид отношений индивида к ценностям.

б) Отношение личности к объектам окружающей действительности. По мнению М.В. Демина, ценностное отношение — отношение субъекта к предметам и явлениям окружающего мира. По мнению Р.Х. Шакурова, ценностные ориентации — «устойчивые осознанные и упорядоченные отношения личности к определенным объектам». С.С. Бубнова считает, что ценностные ориентации — важнейшая составляющая личности, ее индивидуальная характеристика, выражающая отношение человека ко всему окружающему [3].

2) Стремление, интерес личности к жизненным ценностям. В.Б. Ольшанский считает,  что ценностные ориентации — устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. По мнению А. Оппенгейма, система ценностей охватывает жизненно важные социальные интересы личности. А.Г. Здравомыслов пишет, что ценности — это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Но объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека выступает некое духовное содержание, особая концентрация чувств и мыслей, воплотившаяся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного [4].

3) Направленность личности на ценности. С позиций Б.Г. Ананьева, направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. В.А. Ядов отмечает, что ценностную ориентацию можно определить как фиксированную в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни[15]. По мнению Е.А.Яблоковой, ценностные ориентации — это «социально обусловленная направленность сознания и поведения на общественные и групповые ценности, выражающиеся в предпочтительном отношении к тем или иным из них». Л.И. Анцыферова подчеркивает, что ценностные ориентации есть направленность личности на определенные ценности. Е.З. Волчек считает, что ценностные ориентации — это направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность. С точки зрения, Е.М. Бабосова и С.Е. Бабосова, направленность субъекта социальных отношений и взаимодействий на определенные типы ценностей, выбор наиболее предпочтительных выступает как ценностная ориентаций индивида, группы или общности [3].

4) Представление личности о жизненных ценностях. С позиции К. Клакхона, ценностные ориентации — это эксплицитные или имплицитные концепции желаемого, характеризующие индивида или группу и определяющие выбор ими типов, средств и целей поведения. Г. Оллпорт трактует ценностные ориентации как убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. С точки зрения Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. В «Российской социологической энциклопедии» ценностные ориентации определяются как осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. Согласно определению М. Рокича, ценностные ориентации — это «устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, или конечная цель существования» [3,15].

5) Установка личности на жизненные ценности. С точки зрения И.С. Кона, ценностные ориентации — ориентации, направленные на какие-то социальные ценности. В свою очередь, ориентации — «система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия». По мнению В.В. Водзинской, «среди фиксированных установок есть такие, которые имеют особенный вес, т.к. они выработаны по отношению к тем элементам действительности, которые имеют особенную ценность для личности. Они-то и составляют относительно устойчивую систему фиксированных установок или ценностную ориентацию личности». К.Д. Давыдова считает, что ценностные ориентации — это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям.

В современных отечественных исследованиях, в частности, в работах Б.С. Братуся, Е.И. Головахи, Г.Л. Будинайте, Г.Е. Залесского, Т.В. Корниловой, Н.И. Непомнящей, С.С. Бубновой и др. -  личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека [2].

Большой вклад в изучении ценностных ориентаций в структуре личности внесли такие зарубежные ученые, как М.Рокич, А. Маслоу, В. Франкл. В американской социальной психологии сложилось представление о системе ценностей личности как иерархии убеждений. По мнению М. Рокича, ценности определяются как: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». М. Рокич выделяет два класса ценностей : терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариабельность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей – средств[13].

В созданной В. Франклом теории логотерапии и экзистенциального анализа центральным звеном выступает понятие смысла жизни. Франкл считает, что «...важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент». Согласно автору, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: совершая подвиг, переживая ценности, путем страдания. Исходя из этого, выделяются три группы ценностей. Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность. Вторая группа - это ценности переживания. С точки зрения В. Франкла, наиболее значимыми являются ценности отношений. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенционалистов, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции «...нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы по средством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения»[14].

Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования базируются на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.

А. Маслоу приравнивает ценности к потребностям. Он говорит, что свойства конституции индивида определяют его ценности. Способности требуют того, чтобы их использовали, т.е. способности это потребности, и являются изначальными ценностями. Абсолютной наиглавнейшей ценностью человек считает ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую доминирует в нем в данное время. Мы можем открыть ценности, которые избирает человек, а не создать или изобрести их. Они изначально присущи самой человеческой природе, у них имеется биологическая и генетическая основа, но их развивает также культура и цивилизация. Основная мотивация дает человеку уже готовую иерархию ценностей, где потребности зависят друг от друга. Высшая природа человека, его идеалы, стремления и способности опираются не на инстинктивное самоотречение, а на инстинктивное удовлетворение[11].

Таким образом, теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

Информация о работе Ценностные ориентации подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации