Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

19.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Кроме специальных  умений и навыков, в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например навыками работы с книгой, справочниками, библиографическим аппаратом, навыками чтения и письма, рациональной организации домашнего труда, соблюдения режима дня и др.

Одновременно с  образовательной процесс обучения реализирует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру, т. е. совокупность качеств личности, характерных для человека социалистического типа Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общений учителя с обучаемыми. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм. Это закономерно предполагает обучающий аспект воспитания. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и многих дру гих качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто

невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном независимом их осуществлении. Единство образовательной и воспитательной функций обучения проявляется и в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.

Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В  таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие виды деятельности которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. В связи с этим в дидактике в 60-е гг. появился специальный термин «развивающее обучение». Он предполагает что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников. Правда надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств вследствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, усиление творческих элементов в учебной деятельности.

В работах, посвященных  проблеме развивающего обучения (Л. В  Занков, Н. А. Менчинская, Д Б Эльконин, В. В. Давыдов М А. Данилов. М. Н. Скаткин и др.), выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе обеспечить осознание учащимися своих учебных действий.

Вместе с тем  развитие нельзя свести к формированию мышления. Как было указано выше, оно должно охватить все сферы  личности. И поэтому современная дидактика ищет пути расширения развивающего влияния обучения Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения Но интенсивность, разносторонность широта и углубленность развития зависят от того как будут реализовываться образование и воспитание.

Все три функции  обучения нельзя представлять себе как  три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в  потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях:

одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации первопричины. Две из них  — образовательная и воспитательная — являются в единстве основой третьей, развивающей функ ции Последняя в свою очередь интенсифицирует а последую щем образовательную и воспитательную функции обучения и т. д Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства.

Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых, путем планирования комплекса задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников, во-вторых, путем подбора такого содержания деятельности учителя и школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач, имея в виду, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется путем сочетания разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оценивается ход осуще ствления всех трех функций, а не одной из них.

Совокупность этих требований при построении учебного процесса поднимает его на качественно новый уровень, при котором комплексно осуществляются задачи, стоящие перед школой эпохи развитого социализма.

50. Теории обучения.

Основой процесса обучения являются дидактические концепции, или так называемые дидактические  системы. На основе того, как понимается процесс обучения, выделяют три базовых дидактических концепции: традиционная, педоцентрическая и современная. 

Знания как предмет  усвоения имеют три взаимосвязанные  стороны: 

1) теоретическую  (факты, теоретические идеи и  понятия); 

2) практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях); 

3) мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие  и нравственно-эстетические идеи). 

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми  этими сторонами изучаемого материала, а именно: 

1) усваивают теорию (понятия, правила, выводы, законы); 

2) вырабатывают умения  и навыки применять теорию  на практике; 

3) вырабатывают способы  творческой деятельности; 

4) глубоко осмысливают  мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. 

Это означает, что  в процессе обучения одновременно и  в неразрывном единстве происходит следующее: 

1) обогащение личности  научными знаниями; 

2) развитие ее  интеллектуальных и творческих  способностей; 

3) формирование ее  мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение весьма важным средством воспитания. 

На основе вышеизложенных фактов появляются разные концепции  обучения. Основное отличие их заключается  в понимании процесса обучения. 

Традиционная концепция. Данную концепцию можно назвать еще педагогоцентрической. Основную роль в этой системе играет учитель. Подобную доктрину разрабатывали такие педагоги, как Коменский, Песталоцци, Гербарт. Принципом данного учения являются такие понятия, как руководство, управление, правило. Процесс обучения строится на авторитарном влиянии педагога на ученика, на объяснении материала. 

Традиционная концепция  в последнее время много критикуется  за авторитарность. Считается, что эта  система не способствует развитию творческого мышления ученика, поскольку материал предоставляется в готовом виде и не дает ученику возможности самостоятельно отыскать знания. 

Педоцентрическая  концепция. Настоящая теория ставит ребенка и его деятельность во главу угла. Приверженцами и разработчиками этого учения считают Дж. Дьюи, Г. Кершенштейна, В. Лая. Педагоги стремятся выстроить процесс обучения таким образом, чтобы он был интересен в первую очередь ребенку, базировался на его потребностях, жизненном опыте. В таком случае учеба носит естественный характер. Ребенок сам осознает необходимость получения тех или иных знаний. 

При столкновении с  проблемой у ученика должен возникнуть мотив к ее преодолению. Проблема учителя в этом случае – помочь в решении проблемы, показать пути выхода из ситуации, но ни в коем случае не настаивать на выполнении задания. Педоцентрическую концепцию называют «педагогикой действия», ведь обучение ведется через активную деятельность ученика. Считается (и не без оснований), что данная доктрина способствует развитию творческого мышления. 

Однако педоцентрическая концепция переоценивает способность  ребенка к активной самостоятельной  деятельности, что зачастую приводит к необоснованной трате времени  и снижению уровня обученности. А  знания носят случайный характер. 

Поскольку ни педоцентрическая, ни педагогоцентрическая системы не могут удовлетворить потребности современной дидактики, разработана современная дидактическая система. 

Ее суть заключается  в том, чтобы использовать положительные  стороны как одной, так и другой доктрины. Современная концепция считает, что и учение, и преподавание – есть неотъемлемые составляющие процесса обучения. Эта система разработана и основана на концепциях, предложенных П. Гальпериным, Л. Замковым, В. Давыдовым, К. Роджерсом, Бруненром. Элементами современной концепции являются такие направления, как проблемное обучение, программирование, развивающее обучение, педагогика сотрудничества. 

Современная дидактическая  концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и  ученика. Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации. Но, в отличие от педоцентрической концепции, учитель не вынужден ждать, пока ученик найдет проблему, он искусственно создает ее. В ходе совместной деятельности учителя и ученика задача должна быть разрешена. В обучении приветствуются коллективная деятельность и анализ знаний. 
 

В современной российской школе еще сильна традиционная классно-урочная система, в которой учитель – есть непререкаемый авторитет. Но в модернизации современной школы на смену традиционным концепциям приходят новые педагогические направления, способствующие решению множества проблем в современной школе. 

На данный момент в дидактике обозначилось два  противоречия: между теорией и  практикой (т. е. дидактикой и практикой  обучения) и между образованием и  обучением (внутри самой теории). Согласно теории, содержание образования подразделяется на 4 вида: 

1) знания о природе,  обществе, технике, человеке, искусстве  и т. д.; 

2) способы деятельности (умения и навыки), овладение которыми  необходимо человеку, чтобы сохранять  и пополнять культуру; 

3) опыт творческой  деятельности; 

4) опыт эмоционального и ценностного отношения к реальности, к людям, к самому себе. 

Данная теория показывает место знаний, умений и навыков  в структуре содержания образования  и, следовательно, показывает отличие  образования от содержания обучения. Сущности образования и обучения в деятельности характеризуются содержательностью и предметностью. Значит, представленная теория должна быть справедлива и для обучения, и для образования, а также выполнять функцию объединения между ними и устранения противоречий. У данной теории можно выделить два основания: 

1) инвариант состава; 

2) инвариант видов  деятельности человека при освоении  содержания человеческого опыта. 

К середине 80-х гг. XX в. дидактика располагала двумя  теориями содержания образования, каждая из которых имела право на существование. 

Новая теория содержания образования – это система  открытая, динамичная, гуманитарно-аксеологическая, полифункциональная, состоящая из инварианта состава содержания образования  во всей его социокультурной полноте  и инвариантной структуры видов деятельности, которая отражает психологический аспект человеческой деятельности. 

В связи с новыми представлениями о личностной ориентации обучения и образования наиболее вероятным оказывается и объект дидактики: цепочка образование  – обучение – отношения между ними как важный элемент в динамике развития. Отличие образования от обучения состоит в том, что между ними существуют не только содержательно-образовательные отношения, но и функционально-исторические. Покажем функциональные отношения между ними. Общеизвестно, что образование характеризуется автономностью, логикой саморазвития, непрерывностью и находится над ситуацией. 

Обучение, в свою очередь, характеризуется целенаправленностью (или заданностью результатов  в ограниченных временных рамках), управляемостью, дискретностью. Образовательный институт (школа или лицей) обладает жизнеспособностью и перспективой в том случае, если его развитие соотносится со стратегией развития и саморазвития образования. Кроме того, если логика управления образованием учитывает логику саморазвития образования, то система обучения будет более благоприятной и устойчивой. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"